В Беларуси появилась первая отечественная ИТ-разработка, которая анализирует товары на полках магазинов

Нейросеть, которая работает с точностью более 95%, разработали специалисты компании-резидента Парка высоких технологий IBA Group.

В конце сентября продукт под названием Goods Checker был представлен на отраслевом бизнес-форуме. Во время выступления руководитель продукта Александра Гончарова рассказала об автоматизации мерчандайзинга, идее создания и готовности белорусского ритейла к внедрению ИТ-решений.

Как сейчас работает мерчандайзинг?

У производителей и торговых сетей есть договоренности об определенной выкладке товаров на полках магазинов. Мерчандайзеры следят, чтобы каждый товар стоял на своем месте, был развернут этикетками к покупателю, а также расставляют новые товары в соответствии с планограммами.

В качестве отчета мерчандайзеры высылают фотографии или заполняют специальные анкеты. Позже менеджеры анализируют вручную полученные фотографии, отсматривают снимки по каждому магазину и проверяют анкеты.

В этом процессе много ручного труда, человеческого фактора и затраченного времени. Мы решили автоматизировать этот механизм, переложив часть рутинной работы на машину, а принятие решений — на человека.

Как разрабатывался Goods Checker и с какими вызовами мы столкнулись

Мы нашли партнера, для который задумывался об автоматизации этого процесса, так как тратил много времени на ручную обработку фотографий. Он поддержал развитие этой инновации и был готов помочь — он предоставил фотографии и консультировал в бизнес-вопросах.

В нашем распоряжении оказалось 2 тысячи фотографий, каждую из которых предстояло проверить вручную. Этот процесс занял целых 45 дней, в результате было размечено 95 тысяч товаров. Через некоторое время мы знали многие товары наизусть и могли самостоятельно их классифицировать.

В процессе работы мы поняли, что делать детекцию и классификацию товаров не так легко — появилось множество вызовов, которые предстояло решить. Подробнее остановлюсь на каждой задаче, с которой столкнулась команда разработки.

Задача № 1 — не все фото нужно анализировать. На многих снимках не было оборудования с товарами, они содержали дополнительную информацию, которая тоже является отчетностью мерчандайзера. Поэтому вначале предстояло отобрать фотографии для анализа.

Задача № 2 — определение типа оборудования. Наш клиент размещает продукцию в оборудовании, а не на общих полках. В данном случае тип оборудования определяет условия, которые нужно определять.

Задача № 3 — сама детекция и классификация. Сложность заключается в том, что товары в рамках одной категории часто похожи. Например, молоко разной жирности отличается только цветом полоски на коробке, а питьевая вода разных объемов визуально очень похожа друг на друга.

Задача № 4 — качество фотографий. Многие снимки, которые анализировали, были засвечены, обрезаны или содержали другие дефекты. Мы обрабатываем все фотографии, которые к нам приходят, а также дополнительно возвращаем менеджеру информацию о качестве фотографий, чтобы он мог в дальнейшем учитывать это при анализе.

Задача № 5 — новые товары. Пока нейросеть научилась различать одни товары, производители могут поставить на полки магазинов новые товары или просто провести ребрендинг. Для решения этой задачи мы разработали отдельный процесс введения новых товаров.

Задача № 6 — длинные полки магазинов. Сделать качественное фото пятиметровой фотки практически невозможно. Для этого мы научили нейросеть склеивать фотографии. В итоге получается одно большое фото, которое содержит все товары на полке. Благодаря этому мы можем полноценно определить долю каждого товара.

Со всеми задачами, которые появились в процессе создания продукта, мы справились.

Как Goods Checker помогает производителям и мерчандайзерам?

Goods Checker автоматизирует текущий процесс работы с выкладкой товаров, который завязан на большое количество механический операций нескольких людей: мерчандайзеров, торговых представителей, маркетологов.
Благодаря Goods Checker мерчандайзер сразу видит, что он сделал не так. Приложение показывает, какие товары стоят на своих местах, а какие необходимо переставить. В итоге специалист уверен, что выполнил свою работу качественно, а размеченная фотография служит доказательством правильной выкладки. Goods Checker сводит к минимуму недопонимания между сотрудниками и помогает мерчандайзерам сохранить качество работы и получить бонусы.

В итоге решаются все проблемы, о которых мы говорили выше: минимизируется человеческий фактор, повышается точность информации от мерчандайзеров и сокращается время на обработку фотографий. Внедрение продукта увеличивает количество продаж и сокращает время аудита торговых точек за счет актуальной и своевременной статистики.

Преимущества есть и у специалистов со стороны производителя. Они получают подробную аналитику по мерчандайзерам, представленности товаров на полках, дистрибуции в магазинах. Сервис распознает товары по всей стране, в любом городе и магазине, где продается нужная продукция.

Что еще нужно рынку?

Общаясь с партнерами и клиентами, мы узнали и про другие бизнес-задачи, которые стоят перед производителями.

● Поиск цен и соотношение их с товаром. Производители хотят проверить, расставлены ли ценники и указана на них актуальная стоимость. Также можно мониторить цены у конкурентов.
● Анализ промо вставок. Есть запрос на анализ и детекцию промо вставок: наличие и актуальность.

Мы будем добавлять этот функционал в Goods Checker, работа в этом направлении уже идет.

Готов ли белорусский ритейл к автоматизации?

Белорусский ритейл в последнее время сделал большой скачок вперед. Как правило, первый шаг в автоматизации — внедрение CRM-систем. Мы видим, что крупные игроки уже перешли на эти системы, остальные компании также стараются не отставать.

У белорусских ритейлеров есть база, понимание ценности и пользы автоматизации. Поэтому отечественный ритейл однозначно готов к новым внедрениям передовых ИТ-решений. Важный аспект в автоматизации — это цифровизация процессов и торгового зала. В некоторых крупных сетях внедрены кассы самообслуживания, RFID-метки.

Goods Checker — следующий шаг, чтобы автоматизировать процессы, и мы видим большой спрос со стороны сильных игроков к таким разработкам.

Фото организаторов конференции CATMAN 2020

Источник: ПРОДУКТ.BY