Сможет ли молочный рынок Беларуси обойтись без России? Мнение экспертов
- 18.02.2021 09:15
Беларусь планирует нарастить экспорт молочной продукции почти в два раза. Какая роль в планах Беларуси отведена главному импортеру — России, увеличивающей собственное производство молока?
Экспорт белорусской молочной продукции к 2030 году, вероятно, приблизится к $4 млрд. Такой прогноз развития молочной отрасли республики предоставил начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия республики Алексей БОГДАНОВ.
Напомним, в 2019 году молочный экспорт составлял $2,3 млрд. То есть, за десять лет объемы поставок должны увеличиться почти в два раза. Однако, как достичь данных показателей, в то время как основным потребителем белорусской молочной продукции является Россия, развивающая собственное производство молока? Не столкнется ли Беларусь с отсутствием востребованности своей продукции на российском рынке и удастся ли ей диверсифицировать товарные потоки?
Поставки растут, но первое место все равно у России
Рост экспорта молочной продукции Беларуси — это один из основных приоритетов государственной программы «Аграрный бизнес», рассчитанной на 2021-2025 годы. Программой предусмотрено наращивание экспортного потенциала по всем продовольственным категориям. Согласно документу, на развитие агробизнеса в ближайшие годы будет направлено более 284 миллиарда белорусских рублей (порядка $110 млрд).
В последние годы Беларусь достигает определенных успехов в направлении увеличения экспортных потоков. По данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия республики, в прошлом году белорусские экспортеры открыли для себя 20 новых рынков, среди которых Кувейт, Марокко, Ирландия, Португалия, Мальта и другие (всего белорусские продукты питания сегодня поставляются в 116 стран).
Однако ведущая доля в импорте белорусской молочной продукции стабильно остается у России — 74,4%. К слову, данный показатель демонстрирует спад — в 2019 году он превышал 78%.
Снижение экспорта в Россию в Беларуси объясняют влиянием пандемии и расцветом российского молочного производства. «Время диктует свои правила. Россия развивает собственное молочное скотоводство и ежегодно увеличивает объемы производства молока и молочных продуктов», — ранее заявлял Алексей БОГДАНОВ.
По его мнению, в ближайшее время Беларусь почувствует острую конкуренцию на российском рынке, поэтому стране важно уже сейчас переориентировать поставки молочной продукции на другие государства.
Разница в объемах
Для снижения зависимости от российского рынка сбыта Беларусь на будущее наметила экспортную стратегию «30 — 30 — 30».
Президент Беларуси Александр ЛУКАШЕНКО регулярно напоминает, что республике необходимо выйти на эту экспортную формулу, чтобы не зависеть от одного конкретного рынка.
«Согласно этой стратегии, только 30% продукции в долгосрочной перспективе будет поставляться в страны Евразийского экономического союза, 30% — в страны Европейского союза, а еще 30% — в другие страны. Дело в том, что Россия вкладывает большие средства в развитие своего аграрного бизнеса, российское молочное производство демонстрирует увеличение в 3% в год (800 тыс. тонн — Sputnik), мы видим прирост его конкурентоспособности. Поэтому доля белорусских компаний будет постепенно снижаться», — пояснил генеральный директор российского Национального союза производителей молока («Союзмолоко») Артем БЕЛОВ.
По состоянию на сегодняшний день, несмотря на то, что белорусские продукты питания поставляются в 116 стран, Россия импортирует почти всю продовольственную продукцию республики. Доля стран СНГ (без России) в структуре экспорта продовольствия Беларуси составляет порядка 12%, а доля остального вместе взятого мира едва доходит до 14%.
Позитивным для Беларуси фактором, по словам БЕЛОВА, является рост поставок в Китай. По данным белорусского Минсельхозпрода, поставки продуктов питания (в том числе молочных) в Китай за 2020 год выросли почти в два раза в рамках соглашения о сотрудничестве в сфере сельского хозяйства. Перспектива роста экспорта в направлении Китая, безусловно, есть, но сегодня экспортные отправки белорусской продовольственной продукции в Поднебесную и в Россию несравнимы.
Интеграция как путь к прибыли
Беларуси необходимо не только искать новые рынки сбыта, но и менять стратегию сотрудничества с Россией. Такого мнения придерживается доктор экономических наук, проректор Финансового университета при правительстве РФ Алексей ЗУБЕЦ.
«Когда в 1990-е годы Беларусь активно входила на российский молочный рынок, она конкурировала с западной продукцией. Сегодня ситуация изменилась. В России развивается импортозамещение. За эти годы Россия нарастила высокотехнологичную молочную отрасль, и сегодня не западные, а российские продукты конкурируют с белорусскими», — объясняет он.
По мнению эксперта, если бы страны в свое время не создали Союзное государство, было бы логично ожидать ограничений на поставки белорусской продукции в Россию. Однако в рамках Союза Россия продолжит предоставлять свой рынок для Беларуси, чтобы не допустить удара для экономики республики.
«У Беларуси есть преимущества для дальнейшего развития молочной отрасли — это более мягкий климат, благоприятные условия для сельского хозяйства. Многое зависит от интеграции, а она пока буксует. В будущем можно рассматривать и вопросы создания совместных молочных предприятий, но если они будут экономически обоснованными — то есть если обе стороны получат эффект», — заключил Алексей ЗУБЕЦ.
Источник: Sputnik