Rabobank: 20 крупнейших мировых производителей молочной продукции
- 01.09.2023 09:00
Rabobank обновил ежегодный рейтинг крупнейших мировых молочных компаний по объему денежного оборота Global Dairy Top-20. Минувший год был очень динамичным для отрасли, следствием чего стало множество перестановок в списке: только пять компаний из двадцати сохранили свои позиции. Первое место все так же занимает французская компания Lactalis, тогда как на второй строчке оказался крупнейший молочный кооператив США Dairy Farmers of America (DFA), сместив швейцарский концерн Nestlé и французскую компанию Danone на третью и четвертую позиции.
Совокупный оборот 20 крупнейших молочных компаний вырос лишь на 7,4% в долларовом выражении после прироста на 9,3% в прошлом году. Между тем, в евро он увеличился на 21% в основном благодаря укреплению доллара США и инфляции. В 2022 году активность лидеров мирового молочного рынка в области слияний и поглощений (M&A) оставалась почти на том же уровне, что и в прошлом году, и составила примерно 25 сделок. Однако этот показатель заметно упал в первой половине 2023 года, когда было объявлено около 8 сделок по сравнению с 12 сделками в аналогичный период 2022 года.
Колебания курса валют в 2022 году способствовали существенным перестановкам в рейтинге и были особенно неблагоприятными для молочных компаний, ведущих отчетность в евро, новозеландских долларах, юанях и иенах: компания Fonterra опустилась на три позиции, Yili и Mengniu потеряли прирост оборота в долларовом выражении, а японская компания Meiji вовсе выбыла из рейтинга. Цены на молочные продукты в ЕС выросли до новых среднегодовых максимумов. В то же время, более низкий в сравнении с предыдущим годом рост производства молока и большой внутренний спрос в основных регионах-экспортерах способствовали общей напряженности на рынке. В целом, среднегодовой рост цен на масло, сыр, сухое молоко и другие биржевые молочные продукты заложил основу для ускоренного роста товарооборота в местных валютах в 2022 году. Однако рост доходов был быстро поглощен растущими затратами на производство и рекордными закупочными ценами на молоко.
В Европе большие опасения вызывали растущие затраты на электроэнергию и доступность природного газа. В 2022 году также значительно выросли затраты на логистику, упаковочные материалы и рабочую силу. Растущее давление на поставки молока в Океанию и Европу способствовало тому, что молочные компании в этих регионах консолидировали свои перерабатывающие мощности, что привело к закрытию многих заводов.
Что изменилось в рейтинге?
Группа Lactalis продолжает удерживать лидирующую позицию в рейтинге. Продажи компании в 2022 году оцениваются в $28,6 млрд (+$1,9 млрд или 7,3%) или €27,2 млрд (+€4,6 млрд или 20,5%).
Уверенный рост компании обусловлен высокими ценами на молочные продукты и несколькими недавними крупными приобретениями: в 2022 году Lactalis завершила сделку по покупке австралийской компании Jalna Dairy Foods, подразделения молочных продуктов немецкой Bayerische Milchindustrie и французского производителя сыра Verdannet. Ожидается, что приобретение итальянского бренда сыров Ambrosi в первом полугодии 2023 года увеличит выручку более чем на €425 млн. Покупка предприятия DPA Brazil у Fonterra и Nestlé все еще ожидает одобрения бразильских властей и не включена в рейтинг этого года. В то же время Lactalis прекратила свою деятельность в Аргентине и продала завод по производству сыра La Mucca.
Крупнейший молочный кооператив США Dairy Farmers of America (DFA) занял второе место, обогнав Nestlé и Danone благодаря хорошему приросту продаж. В 2022 году оборот DFA вырос на 26,9% (+$5,2 млрд) до $24,5 млрд, что в евро эквивалентно росту на 42,6% (+€7 млрд) до €23,3 млрд. В первую очередь это было связано с повышением цен на молочные продукты и естественным ростом компании, поскольку по состоянию на 2023 год ею не было заключено никаких существенных сделок.
Nestlé опустилась на третью строчку рейтинга, однако оборот молочного подразделения компании увеличился в местных швейцарских франках после нескольких лет сокращения доходов и продажи активов. Nestlé по-прежнему владеет крупной долей в компании по производству мороженого Froneri, которая в этом году поднялась на 19-е место. По мнению экспертов, предстоящая продажа доли в DPA Brazil компании Lactalis вряд ли повлияет на оборот молочной продукции в следующем году.
Оборот молочной продукции Danone в евро увеличился на 13,6% (+€2,4 млрд) до €20,1 млрд. В долларах США рост продаж составил 1,1% или $21,2 млрд. За последний год Danone активно сотрудничала с китайскими компаниями и завершила сделку с Mengniu, включая продажу миноритарной доли (25%) в Yashili в обмен на полное владение Dumex China. В Европе Danone приобрела польскую компанию по производству специализированного питания Promedica, а также продала несколько своих предприятий и планирует продажу доли в ирландской йогуртовой компании Glenisk Organic Dairy. Ключевое значение для бизнеса будет иметь заявление российских властей о передаче местных активов во временное управление Росимущества в июле 2023 года, поскольку регион является пятым по величине источником продаж компании.
Китайские игроки Yili и Mengniu сообщили о росте выручки на 5,2% и 10,1% в юанях соответственно, но из-за изменений на валютном рынке эти доходы были сокращены до 0,8% и 5,4% в долларовом выражении. Компания Yili сохранила пятую позицию, в то время как Mengniu опустилась на одну позицию и заняла восьмое место за поднявшимися в топе Arla и FrieslandCampina.
Инвестиции и приобретения Yili и Mengniu свидетельствуют о том, что обе компании намерены осваивать растущий рынок сыра, сливочного масла и мороженого в Китае. Yili приобрела новозеландскую маслодельную компанию Canary Foods, инвестировала в новый маслозавод через свою новозеландскую дочернюю компанию Westland, а также в начале 2022 года открыла новое производство во Вьетнаме. Mengniu, в свою очередь, увеличила долю в сырной компании Milkground, приобрела контрольный пакет акций китайской Changsha Ice Cream и инвестировала в новый завод по производству мороженого на Филиппинах.
Как и предполагалось в прошлом году, датский кооператив Arla опередил голландский кооператив FrieslandCampina и занял шестую позицию рейтинга.
Arla поднялась на три позиции, поскольку в 2022 году её выручка выросла на 23,1% (+€2,6 млрд) и составила €13,8 млрд, что соответствует $14,4 млрд. Рост выручки связан с повышением розничных цен на молочные продукты и расширением ассортимента компании.
За Arla следует FrieslandCampina, доходы которой насчитывают менее €100 млн. Однако в этом году компания укрепилась на одну позицию: оборот увеличился на 19,2% (+€2,2 млрд) до €13,7 млрд евро, или на 6,1% до $14,4 млрд. FrieslandCampina продолжила путь консолидации, завершив продажу своих немецких предприятий и брендов компании Müller в апреле 2023 года. В качестве вероятного продолжения ранее объявленной реорганизации в 2020 году FrieslandCampina объявила о закрытии нескольких производственных линий в Нидерландах.
Fonterra, как и ее европейский коллега FrieslandCampina, продолжает избавляться от непрофильных активов. Кооператив продал свою чилийскую дочернюю компанию Soprole в начале 2023 года, что привело к снижению выручки примерно на $800 млн. Продажа DA Brazil компании Lactalis находится на утверждении властей.
Saputo укрепила свое место на 10 строчке рейтинга благодаря двузначному росту выручки на 18,7% до 17,8 млрд канадских долларов (13,7 млрд долларов США), несмотря на ослабление активности в области слияний и поглощений после нескольких лет многочисленных приобретений, включая покупки австралийской компании Murray Goulburn и британской Dairy Crest.
В то время как первая половина рейтинга разделена оборотом почти на $15 млрд между первой и десятой позициями, разница примерно в $3,2 млрд долларов разделяет десять компаний во второй половине списка.
Unilever остается на 11-й позиции, а недавно созданное подразделение компании по производству мороженого отчиталось об увеличении продаж на 14,8% (+€1 млрд) или 2,3% (+$0,2), увеличив общий объем продаж до €7,9 млрд евро или $8,3 млрд. Ожидается, что предстоящее приобретение американской Yasso Holdings увеличит годовой доход Unilever более чем на $200 млн.
Немецкая компания Müller в этом году поднялась на три позиции, увеличив оборот на 27,7% до €6,2 млрд или на 13,7% до $6,5 млрд, чему способствовало приобретение немецких перерабатывающих мощностей FrieslandCampina.
Что будет дальше?
Растительные альтернативы становятся значимой частью ассортимента большинства компаний, входящих в ТОП-20, однако на них по-прежнему приходится небольшая доля выручки. В последние годы основное внимание уделялось выпуску продуктов на растительной основе в качестве альтернативы молоку и молочным продуктам, но недавно производители сместили акцент использование точной ферментации для разработки альтернатив молочным белкам. За последние 12 месяцев был анонсирован ряд партнерств с финансированием стартапов, связанных с разработкой и производством альтернатив — это партнерство между Nestlé и early pioneer Perfect Day, сотрудничество FrieslandCampina и биотехнологической компании Triplebar, совместное предприятие Fonterra с голландской DSM, Tasman B. V. и инвестиции Danone в израильский стартап ImaginDairy.
«Заглядывая в будущее, мы ожидаем, что с точки зрения прибыльности снижение цен на молочные продукты сделает 2023 год сложным для некоторых компаний в рейтинге. Закупочные цены на молокоостаются относительно высокими в некоторых регионах, что привело к снижению маржи в первом полугодии 2023 года. Что касается оборота, мы ожидаем более умеренного роста в 2023 году, при этом некоторые компании вряд ли смогут достичь двузначного процентного прироста выручки, который они получили в 2022 году», — заключили эксперты Rabobank.
Источник: Мilknews