Оборот Ozon в Беларуси за 9 месяцев 2023 года вырос почти в 3 раза

17 ноября 2023 г. — Ozon объявляет неаудированные финансовые результаты за 3 квартал 2023 года. Оборот (GMV), включая услуги, компании в 3 квартале 2023 года вырос в 2,4 раза год к году, до 450,8 млрд рублей, благодаря быстрому росту числа заказов, среднего чека и базы лояльных покупателей. На основе текущих результатов компания повышает прогноз по росту GMV за полный 2023 год до 90-100%.

За первые 9 месяцев 2023 года оборот компании вырос в 2,1 раза от аналогичного периода прошлого года и превысил 1,12 трлн рублей. Оборот Ozon в Беларуси за 9 месяцев 2023 года вырос еще быстрее — в 2,9 раз год к году.

Компания продолжает активно наращивать инвестиции в развитие платформы и расширение логистической инфраструктуры в России и странах СНГ. Благодаря этому в июле — сентябре 2023 года площадка доставила клиентам более 251,1 млн заказов — в 2,3 раза больше, чем год назад. В Беларуси число заказов за аналогичный период выросло значительно быстрее — в 5 раз год к году.

Активных покупателей маркетплейса стало почти на треть больше, чем годом ранее, — 42,4 млн человек против 32,7 млн. Аналогичный тренд роста актуален и для Беларуси — активных пользователей маркетплейса из страны год к году стало также стало больше на 30%. Частотность заказов достигла 19,2 заказов в год на активного покупателя против 11,7 заказов на 30 сентября 2022 года.

Компания связывает достижение высоких показателей роста с наращиванием инвестиций в развитие платформы для покупателей, а также с расширением логистической инфраструктуры, в том числе сети пунктов выдачи заказов.

Общая площадь логистической инфраструктуры Ozon за тот же период увеличилась на 70% и превысила 2 млн кв. метров, а количество пунктов выдачи заказов год к году выросло более чем в 2 раза. Фокусом компании в Беларуси также является наращивание логистических мощностей. С 2022 года в Минске работает фулфилмент-центр Ozon площадью 13 тыс. кв. метров по полу, а количество пунктов выдачи заказов с начала года по сегодняшний день увеличилось в 5,1 раза и превысило 600.

Совокупный рост выручки маркетплейса в 3 квартале ускорился до 77% год к году (против 61% во 2 квартале 2023 года). Она достигла 109 млрд рублей за счет роста выручки от оказания услуг. Сервисная выручка превысила 69 млрд рублей прежде всего за счет расширения базы продавцов и роста их продаж (3Р). Более 70% предпринимателей на платформе используют рекламные инструменты маркетплейса, в результате чего выручка от рекламной платформы вновь утроилась и составила 19,5 млрд рублей. Выручка от финансовых услуг достигла 3,6 млрд рублей за счет расширения базы клиентов Ozon Банка как в B2C-, так и в B2B-сегменте. Выручка от прямых продаж (1Р) выросла в 1,5 раза относительно 3 квартала 2022 года и превысила 39,9 млрд рублей.

За счет наращивания инвестиций в развитие, а также роста расходов на фулфилмент и доставку, в том числе вызванных дефицитом на рынке операционного персонала, валовая прибыль сократилась на 39% год к году и составила 5,8 млрд рублей. В связи с сокращением валовой прибыли скорректированная EBITDA в 3 квартале оказалась отрицательной и составила 3,9 млрд рублей. Накопленным итогом за 9 месяцев 2023 года EBITDA осталась положительной и превысила 4,1 млрд рублей.

Компания продолжает повышать операционную эффективность: в 3 квартале доля операционных расходов от оборота снизилась практически в 2 раза — с 8,2% в 3 квартале 2022 года до 4,2% в текущем периоде. За счет эффекта масштаба значительно улучшилась юнит-экономика: операционные расходы в расчете на один заказ снизились со 143 рублей в 3 квартале 2022 года до 76 рублей в 3 квартале 2023 года.

Чистый поток денежных средств, полученных от операционной деятельности, составил 24,9 млрд рублей, увеличившись более чем в 3 раза год к году, в результате положительного притока от оборотного капитала.

Денежные средства, их эквиваленты и краткосрочные банковские депозиты на 30 сентября 2023 года составили 92,7 млрд рублей по сравнению с 74,6 млрд рублей на 30 июня 2023 года.