«Нужно шагать на два шага впереди». Чиновник Минсельхозпрода Беларуси Александр Щербенок — о перспективах молочной промышленности
- 26.04.2018 11:53
На минувшем IV экспортном форуме «Беларусь молочная», собравшем ключевых игроков молочного рынка из нашей республики, России, Европейского союза и стран Азии, прозвучало много содержательных докладов. О развитии молочной промышленности в 2017 году и планах на 2018-й рассказал присутствующим начальник Главного управления перерабатывающей промышленности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Александр Щербенок. AGRONEWS приводит его выступление целиком, с небольшими редакторскими правками.
О потреблении и лидерстве
— В Беларуси производится 771 кг молока на душу населения. Это в три раза превышает уровень потребления в стране — 251 кг и в семь раз — среднемировое потребление, которое оценивается в 111 кг на человека. То есть молоком и молочными продуктами белорусы обеспечены полностью, что позволяет говорить об экспортном потенциале.
На внешние рынки реализуется 60% отечественного молока и молочных продуктов, из них 66,4% — масла животного, 78,1% — сыров, практически 100% — сухого цельного молока, 87% — сухого обезжиренного молока, 28,6% — цельномолочной продукции, 91% — молочных консервов и 88,4% — сухой сыворотки.
За 2017 год сельскохозяйственной продукции и продуктов питания отгрузили на сумму 4,9 млрд долларов в более чем 87 стран мира, в том числе «молочку» поставили в 46 государств.
Беларусь входит в первую пятерку экспортеров молочной продукции. По данным оперативных отчетов Еврокомиссии, за январь 2018 года республика по-прежнему занимает в мировом рейтинге второе место по экспорту сгущенного молока, третье — по поставке масла и молочной сыворотки, четвертое — сыра, пятое — по отгрузке сухого обезжиренного молока.
О переработке
За январь-март 2018 года молокоперерабатывающие предприятия системы Минсельхозпрода переработали 1,5 млн тонн молока, или 101,2% к уровню прошлого года. Самый высокий показатель роста объемов — у Брестской области (107,5%).
За этот период произведено 27,5 тыс. тонн сливочного масла, 45 тыс. тонн жирных сыров, 25,6 тыс. тонн сухого обезжиренного молока, 57 млн условных банок консервов, 20,4 тыс. тонн сухой сыворотки, 431 тыс. тонн цельномолочной продукции. Получено товарной продукции на 1,5 млрд рублей.
За первый квартал 2018 года рыночным потребителям реализовали 691 тыс. тонн молока, или 115% к прошлогоднему уровню.
О модернизации отрасли
В 2018 году на перевооружение молокоперерабатывающих предприятий было направлено 159,9 млн рублей, из которых 43,3% — это заемные ресурсы, а 47,8% — собственные средства организаций.
Прошлый год мы считаем хорошим. Большинство предприятий заработали достаточно прибыли, которая шла в основном на техническое переоснащение. Так, в 2017-м завершилась модернизация сыродельных производств на Верхнедвинском маслосырзаводе, что увеличило его производственную мощность со 180 до 240 тонн в сутки, на СОАО «Беловежские сыры», Кобринском маслосыродельном заводе, Барановичском молочном комбинате. Продолжается реконструкция цехов по производству сыров на Ветковском филиале Рогачевского молочноконсервного комбината и Светлогорском филиале Калинковичского молочного комбината.
Сгущение и сушка являются наиболее рациональным направлением переработки молочной сыворотки. В Беларуси при строительстве новых и модернизации действующих сыродельных молочных производств специально создавались участки по концентрированию сыворотки с использованием мембранной техники и по сушке. Это позволило изготавливать продукт с высокой добавленной стоимостью. Так, в 2017 году цеха по производству сухих молочных продуктов и сухой сыворотки появились на Глубокском молочноконсервном комбинате, сухого обезжиренного молока — на Березовском сыродельном комбинате, Кобринском маслосыродельном заводе, ОАО «Здравушка-милк».
Современные технологические линии по выпуску ультрапастеризованного молока установлены на Минском молочном заводе №1, ОАО «Молочный мир» и ОАО «Здравушка-милк», глазированных сырков — на Молодечненском молочном комбинате, творога — на ОАО «Молочные горки». Автоматическая установка микрофильтрации рассола появилась на Кобринском маслосырзаводе, нанофильтрации и обратного осмоса — на Верхнедвинском маслосырзаводе.
Слуцкий сыродельный комбинат оснастили диализной установкой для сыворотки, ОАО «Бабушкина крынка» — оборудованием для переработки творожной сыворотки.
И это только часть предприятий. В настоящее время отрасль практически полностью модернизирована.
Если раньше считалось, что на обновление материально-технической базы нужно вкладывать 20% собственных средств, то сегодня их необходимо 30–40%, иначе через пару лет производитель потеряет рынок.
Об ассортименте и свободных нишах
Техническое переоснащение за последние годы позволило значительно расширить ассортимент отечественной молочной продукции. Сегодня он насчитывает более 1500 наименований, в том числе 30 названий сливочного масла, свыше 330 — сыров (как с длительными сроками созревания, так и мягких, изготавливаемых по итальянской технологии), больше 700 наименований цельномолочных продуктов. Например, многие заводы уже делают моцареллу, в различных упаковках и для разных потребителей — в розницу, для кафе, ресторанов. И здесь нужно особенно отметить Туровский молочный комбинат, наладивший выпуск таких сыров, а также ОАО «Молодечненский молочный комбинат», который начал изготавливать сыр «Рокфорти» (элитный сорт, с добавлением плесени Penicillium. — Прим. ред.). Продукт не просто пользуется спросом. Как говорит руководитель предприятия, «Рокфорти» не хватает не то чтобы на экспорт — даже для отечественного потребителя.
Мы уже три года обсуждаем создание завода по производству сыров с белой плесенью в Минской области. Однако воз и ныне там. И ниша эта свободная.
Заслуживает похвалы единственный в Беларуси производитель сухих молочных смесей для детей — ОАО «Беллакт». В прошлому году предприятие здорово поработало и в рамках республиканской программы импортозамещения выпустило такие новинки, как сухие гипоаллергенные продукты для детей, жидкие молочные каши, молочные коктейли разных вкусов. Сегодня с него нужно брать пример не только в производстве новых продуктов, но и в диверсификации экспорта. Если раньше основным зарубежным рынком «Беллакта» была Российская Федерация, то сейчас более 50% экспорта приходится на дальние страны (Пакистан и другие).
О внешних рынках
Что нужно для продвижения белорусской продукции на внешние рынки? То, что и делают предприятия сегодня, — продолжать диверсификацию производств. В настоящее время право на поставки в ЕС имеют 16 сельхозорганизаций, включая 8 молочных заводов.
Еще 17 предприятий молочной промышленности получили сертификаты «Халяль». Здесь предстоит большая работа: открываются рынки дальних стран, и сертификация «Халяль» должна быть как минимум у половины молокопереработчиков.
Три производителя прошли аттестацию «Кошер». Понятно, что это специфические рынки, однако сертификацию «Кошер» должны иметь хотя бы полтора десятка предприятий молочной промышленности.
В то же время наши молокопереработчики хорошо поработали для выхода на рынок Китая: 48 предприятий аттестованы для поставок туда. И хотя в прошлом году темп роста экспорта в КНР составил 110% — вроде неплохой показатель, однако в сумме вышло всего лишь 9,9 млн долларов. А ведь в масштабах мировой молочной индустрии китайский рынок очень перспективный. И за такие рынки надо сражаться.
О задачах и перспективах
Согласно программе развития аграрного бизнеса до 2020 года, в перспективе отрасль должна произвести 9,2 млн тонн молока, переработать — 8,1 млн тонн. Мощности наших предприятий позволяют уже сейчас переработать этот объем. Но нужно понимать: Беларусь не просто в пятерке основных экспортеров мира. На международных рынках главное — конкурентоспособность, и это сегодня наша основная задача.
И прежде всего надо обратить внимание на качество молока-сырья, начиная с того, как оно заготавливается на молочно-товарных фермах. Рынок не стоит на месте, постоянно появляются новые технологии: то, что казалось новинкой вчера, сегодня уже обыденное явление. И это видно на европейских выставках. Поэтому шагать необходимо не просто в ногу со временем — на два шага впереди.