Инновационное молочное будущее уже наступило

Мария КЛИМОВА
Мария КЛИМОВА
магистр управления и права, заместитель начальника главного управления перерабатывающей промышленности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь

Беларусь уходит в глубокую переработку молока и производство молочных ингредиентов

В Гродно с большим успехом прошел Х открытый сырный фестиваль. По словам заместителя начальника главного управления перерабатывающей промышленности Минсельхозпрода Марии Климовой, и само это мероприятие, и профессиональная дегустация сыров в его рамках — это в первую очередь площадка для технологов. А результаты конкурса — возможность увидеть свою продукцию на фоне продукции коллег, повод задуматься над совершенствованием собственных компетенций и производства.

«Мы собираемся на этой гостеприимной площадке, чтобы специалисты-сыроделы обменялись опытом в технологиях производства сыра, вплоть до использования заквасок, до температуры производства и созревания, качества сырья в каждом регионе. Все это для того, чтобы сыроделие развивалось еще более динамично, рос его экспортный потенциал и вклад в экономику страны», — подчеркнула Мария Леонидовна, открывая деловую программу фестиваля. Далее еще несколько важных фактов, озвученных спикером, и вытекающих из них стратегических задач.

Белорусское сыроделие в мировом контексте

Сейчас в мире производится более двадцати пяти миллионов тонн сыра в год. В Республики Беларусь — около 303 тыс. тонн. Это — всего лишь 1,2% общемирового объема, но при этом на нашу долю приходится почти 8% в мировом экспорте сыров. С этим показателем Беларусь занимает четвёртую позицию в топе экспортеров сыра после Евросоюза, Новой Зеландии и Соединённых Штатов Америки. Доля импорта в страну — около 1% от объёма собственного производства. Доля сыров в объеме молочного экспорта — 44%. География поставок белорусских сыров в текущем году охватывает 20 стран.

Сырная стратегия реализована

По словам Марии Климовой, к 2023 году основные направления и посылы Стратегии развития молочной отрасли Республики Беларусь, принятой в 2018 году, выполнены. Самообеспеченность молоком составляет 266,9%. Выход товарной продукции при стратегическом показателе в 1400 рублей с одной тонны перерабатываемого молока, достиг 1700 рублей. Инвестиционная деятельность, заложенная в документе, обеспечила рост производства сыров на 40%. Это главный итог реализации Стратегии, ведь она и была ориентирована на ускоренное развитие сыроделия на фоне укрупнения производств. В результате принятых мер количество молокоперерабатывающих предприятий сократилось с 42 до 31, и процесс укрупнения еще продолжается. Перерабатывается 99% сыворотки. По этому показателю Беларусь на высшем мировом уровне. Следующий шаг — повышение конкурентоспособности и товарной стоимости продуктов переработки.

Производство сыров локализовано в 19 организациях на 31 производственной площадке. Если в 2018 году сырный ассортимент состоял из 380 позиций, сейчас их — 485. В стране производится 67 наименований твёрдых и выдержанных сыров, в том числе, семь годовалых. Еще три предприятия (Молодеченский филиал Минского молочного завода № 1, филиал «Здравушка-милк» Слуцкого сыродельного комбината и Светлогорский филиал Калинковичского молочного завода) уже производят двухлетний сыр. Быстро развивается производство сыров с наполнителями. В этой категории 33 наименования, а число сыров с голубой плесенью выросло до 4 наименований.
Республика Беларусь — абсолютный лидер среди стран ЕАЭС по производству сыра на душу населения — 29,9 кг на человека в год. При том, что в Армении производится на человека — 9,8 кг, в Казахстане — 0,8, Кыргызстане — 0,7, в России — 4,5 кг, в среднем по пятёрке стран — 5,3 кг. В то же время, нам есть куда стремиться в увеличении потребления сыров. Сейчас белорусы потребляют 7 кг на человека в год. Россияне — 9 кг. Каждый житель США — 18 кг сыра, Евросоюза — 21 кг.

«Мы видим какие есть резервы для наращивания внутреннего потребления, поэтому должны делать максимум, чтобы развивать культуру потребления сыра, формировать новые потребительские предпочтения, активно знакомить гостей фестиваля с новинками, с нашим ассортиментом», — заключает спикер.

Новая стратегия — глубокая переработка молока

В связи с активным развитием молочного сектора в Российской Федерации возникла необходимость перенаправить потоки продукции на другие рынки. А значит, отрасли нужна новая стратегия, соответствующая рыночным реалиям.
Белорусские предприятия готовы к самым глубоким трансформациям. Руководство отрасли ставит задачи инновационного развития, углубления переработки молока, наращивания доли производства сухих продуктов и молочных ингредиентов.

«Мы к этому готовы, — акцентирует Мария Климова, — 2023 год стал переломным: наши предприятия подошли к такому уровню развития, который поставил задач уходить от сухого обезжиренного молока и деминерализованной 40-50% сыворотки в углубленную переработку».

Присутствие на российском рынке остается в прежнем объеме, а излишки молока, которые будут производиться в последующие годы, будут перенаправляться в виде фасованных масла и сыров и на другие рынки СНГ, которые сейчас активно восстанавливают импорт.

С учетом запланированного к 2025 году объема производства молока в 9,2 млн тонн, предусмотрено увеличение перерабатывающих мощностей до 10,4 млн тонн. Планируется прирост производства сыров, цельномолочной продукции, сухих молочных продуктов на 12% с уходом в глубокую переработку, молочных консервов — на 13% (они пользуются высоким спросом в настоящее время), сливочного масло — на 11% (по оценкам мировых экспертов, спрос на масло будет стабильно высоким).

Выходить на перспективные рынки Африки и Азии с белорусской сывороткой — значит вступать в прямую конкуренцию с Новой Зеландией. Фактор цены здесь будет всегда не в нашу пользу. Остается — предлагать уникальные продукты глубокой переработки.

Новые стратегические задачи

В рамках новой стратегии развития намечены первоочередные задачи для руководства молочной отрасли и предприятий. Вот самое важное:

● Наращивание производственных мощностей.

● Организация производства востребованных видов молочной продукции.

● Внедрение продуктов с более высокой товарной стоимостью, в том числе в формате В2С, расфасованных в потребительскую упаковку и сокращение продаж нишевой продукции формата В2В.

● Обеспечение научного сопровождения развития молочной промышленности.

● Увеличение продаж и представленности продуктов на за рубежом, в том числе создание в других странах предприятий на основе белорусских технологий производства продуктов из восстановленного молока.

● Организация производства востребованных сухих молочных продуктов, которые не все экспортёры могут предложить рынку (быстрорастворимое молоко, концентрат молочных белков, концентрат сывороточных белков, безлактозные молоко, лактоферин, многокомпонентные сухие смеси в том числе для изготовления различных видов продукции в том числе мороженого в жарких странах).

● Развитие углубленной переработки обезжиренного молока и сыворотки, что позволит расширить продуктовую линейку экспорта по сухим продуктам.

База и цели

Планируется организация производства новых сухих продуктов из молока и сыворотки. Определено, что быстрорастворимое сухое молоко будет производиться на семи предприятиях, половина из которых уже освоила данную технологию. Остаётся думать над упаковкой, решить вопросы по оборудованию для фасовки и рынкам сбыта.
Концентрат сывороточных белков уже производится в Щучине. Планируется наращивать объемы там, а также запустить дополнительные мощности на предприятии «Савушкин продукт». Производство сухого концентрата молочного белка будет организовано на Лидском молочном комбинате.

Лактоферрин планирует производить Слуцкий сыродельный комбинат. Конечно, здесь потребуется большая помощь отечественной и российской науки, потому что это — абсолютно новый уникальный продукт для молочной отрасли, новый технологический уровень.

Особенно важный и значимый для страны проект — строительство нового инновационного цеха по производству детского питания на заводе «Беллакт».

В сыроделии запланировано начать производство сыров с белой плесенью на Минском молочном заводе № 1 на Вилейском производственном участке и увеличение мощностей по существующему производству сыров с голубой плесенью в Нарочи.

Кроме того, на восьми молочных предприятиях планируется модернизация действующих производств по сушке молока и сыворотки, на 11 — существующих сырных линий и производственных цехов, на 9 предприятиях — производственных участков по выпуску цельномолочной продукции.

Мария Климова уверена, что эти меры позволят отрасли выйти на траекторию роста экспорта и закрепиться в узких сегментах мирового рынка, за счет развития новых востребованных видов продукции и новых сегментов рынка.

****

Инновационное будущее молочной отрасли уже наступило. Мы пока еще в самом начале больших преобразований, но они затронут буквально каждого. Приглашаем всех заинтересованных к участию в большой дискуссии о возможных направлениях трансформации на форуме «Беларусь молочная», где Мария Леонидовна выступит с программным сообщением.

Регистрируйтесь на форум, подключайтесь к закрытому Телеграм каналу, заранее погружайтесь в тему форума «Новая эра молока», делитесь своим видением, задавайте вопросы, готовьтесь к серьезному разговору. Руководство отрасли готово рассмотреть интересные предложения, практический взгляд опытных специалистов и руководителей. Вам прокладывать путь в новую эру! Включайтесь!

 

Источник: ПРОДУКТ.BY