ОАО "Гомельский жировой комбинат" – развитие как принцип бизнеса
- 22.11.2011 03:00
Продукция комбината вскоре появится в торговой сети в обновленном ассортименте.
КОГДА рынок лихорадит, прежние законы «мирной жизни» не действуют. И финансовые «джунгли», которые в обычном состоянии малодружелюбны, становятся окончательно непредсказуемы и опасны. Запускаются новые, жесткие, правила, играть по которым в состоянии только расторопные игроки. Это своего рода естественный отбор, где выживет сильнейший. К таким сильнейшим, несомненно, относится ОАО «Гомельский жировой комбинат» (ГЖК), история которого насчитывает почти 80 лет. В объективно сложном 2011-м комбинат сумел укрепить позиции лидера масложировой отрасли, пишет Belniva.by.
ЗА 10 месяцев 2011 года объем производства товарной продукции предприятия в сопоставимых ценах увеличился на 23 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Темп роста продаж в натуральном выражении составил 132 процента.
С января по октябрь Гомельский жировой комбинат увеличил экспорт почти в три раза. Отгрузки осуществляются в 14 стран. Основной объем экспорта приходится на Казахстан, Россию, Польшу и Кыргызстан.
Доля предприятия на рынке туалетного мыла Республики Беларусь занимает 52 процента, на рынке хозяйственного — 69 процентов. Что касается продовольственного направления, то доля комбината на рынке маргаринов составляет 46 процентов от общей доли рынка республики, растительных масел — 15 процентов, майонезов — 14 процентов.
Так что же помогает предприятию вопреки рациональным и неизбежным трудностям идти вперед? Может быть, понимание того, что бизнес, как любой организм, требует постоянного развития? Ведь стоит перестать двигаться, уйти в анабиоз, как мышцы атрофируются, нарушается работа внутренних органов. Ничего хорошего. Так и с предприятиями. Если не следить за изменениями рынка, не изучать спрос и новые технологии производства, то рано или поздно начнется стагнация. Чтобы избежать такой участи, руководством предприятия был выбран единственно возможный путь — путь эволюции.
В СУЩЕСТВУЮЩЕМ обилии на рынке только качественная и стратегически выверенная маркетинговая стратегия способна помочь не только выжить, но и войти «в топ». Так, в 2011 году на предприятии был запущен процесс маркетинговых преобразований. Начиная с марта существенным изменениям подвергся продуктовый портфель комбината. После тщательного анализа ассортимента продовольственной и непродовольственной групп были сформированы и выведены пять торговых марок, имеющих конкретную целевую аудиторию, ценовой сегмент, философию и определенный набор потребительских свойств.
Стратегическая марка Гомельского жирового комбината — «Моя домашняя кухня» — в апреле этого года прошла все этапы ребрендинга. В частности, формирование четкого позиционирования, изменение логотипа, фирменных цветов и внешнего оформления. Этикетка стала минималистична, графически проста и призвана к простой и дружелюбной коммуникации в сегменте econom.
Изменения коснулись не только внешней составляющей марки «Моя домашняя кухня». В ходе многочисленных дегустаций, тестов и опросов были выявлены основные вкусовые потребительские предпочтения. На основе полученных данных рецептура линейки продуктов была тщательно откорректирована.
В конце этого года в пределах продовольственной группы планируется вывод новой торговой марки, сегмента local premium, «Тодар». «Тодар» — это продукты, изготовленные без применения искусственных добавок, красителей и консервантов. На декабрь 2011-го запланирован выпуск майонеза под этой ТМ. Вкус и консистенция нового майонеза превосходит зарубежные «синтетические» аналоги, которые в большинстве своем позиционируют себя как «исключительно натуральные», при обилии далеко небезобидных веществ. Ведь только белорусские ГОСТы обязывают производителя досконально указывать состав и обращаться осторожно с громкими заявлениями. Надпись на упаковке майонеза «не содержит консервантов» в исполнении Гомельского жирового комбината отражает содержимое в полной мере и одобрена Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
В непродовольственной группе товаров, выпускаемых комбинатом, произошли более существенные изменения. В июне была выведена новая торговая марка туалетного мыла «Greenelle», которая объединила серии «Ваш малыш», «Детское», «Фруктовое» и крем-мыло «Камелия». В формате марки была выведена принципиально инновационная серия — мыло с ионами серебра «Ag+».
В ноябре планируется вывод еще одной марки туалетного мыла с лаконичным названием «Просто мыло». В нее войдут «друзья-приятели» потребителей econom-сегмента: «Цветочное», «Банное» и «Антибактериальное». Вся продукция будет иметь новое оформление.
Что касается хозяйственного мыла, то, помимо выпуска «темных» сортов 72 процента и 65 процентов, на комбинате начался рестарт белого сорта хозяйственного мыла «Блестер», включающего четыре ассортиментные позиции.
СТАДИИ оптимизации ассортимента и ребрендинга завершены. С ноября все ТМ переходят в фазу активного продвижения. Был разработан комплексный план маркетинговых мероприятий, в соответствии с которым осуществляются дегустации и рекламные акции. На конец года планируется выход трех роликов предприятия в поддержку торговых марок «Моя домашняя кухня», «Тодар» и «Greenelle».
Естественно, что без наличия конкурентоспособного продукта даже самые мощные маркетинговые стратегии и инструменты обеспечат лишь кратковременный успех. Поэтому забота о качестве и безопасности продукции является основополагающей для сотрудников комбината. Производство жестко контролируется не только различными государственными органами, но и внутренними стандартами. На всех его стадиях происходят циклические проверки и осуществляется периодический контроль уже готовых партий.
На предприятии действуют международные системы контроля качества: HACCP и ИСО 9000. HACCP выявляет, оценивает и предотвращает риски при производстве. ИСО 9001 — является одним из требований Европейского сообщества и гарантирует высокое качество и безопасность выпускаемой продукции.
ПРИНЯТЫЕ меры приносят должные плоды. И не только во внушительном натуральном и стоимостном выражении по итогам прошедшего периода, но и в безоговорочном признании экспертов рынка. В сентябре на заседании Центральной дегустационной комиссии по масложировой отрасли Республики Беларусь в ходе «слепой» дегустации образцов растительного масла отечественного и импортного производства и при оценке экспертами растительного масла по различным показателям продукция ГЖК была признана лучшей в двух категориях из трех. В итоге масло растительное купажированное рапсово-подсолнечное и масло рапсовое рафинированное дезодорированное серии «Домашнее» отмечено дипломами победителей.
Более того, качество продукции ГЖК высоко оценивается и за пределами Беларуси: в конце октября в Санкт-Петербурге на профессиональном дегустационном конкурсе масложировых продуктов «Премия ВНИИЖ» – 2011» масло купажированное (рапсовое и оливковое) «Домашнее» и масло рапсовое витаминизированное «Полезное» с витаминоми А и D3 производства Гомельского жирового комбината получили золотые медали за качество. Также в рамках XI международной конференции «Масложировая индустрия» коллектив технологов предприятия был награжден дипломом за внесенный вклад в развитие масложировой отрасли.
Полностью обновленный ассортимент комбината был представлен на XVII Международной специализированной оптовой выставке-ярмарке «ПРОДЭКСПО-2011», прошедшей в Минске с 8 по 11 ноября 2011 года.
Гомельский жировой комбинат представил на выставке новые виды продукции продовольственной и непродовольственной групп. На экспозиции посетители имели возможность оценить как результат маркетинговых преобразований, воплощенных в форме обновленного дизайна упаковки, так и итоги совершенствования рецептуры продуктов.
По итогам выставки коллектив ОАО «Гомельский жировой комбинат» был награжден дипломом «За обновление и совершенствование ассортимента выпускаемых товаров» и неизменным символом выставки — стеклянным яблоком.
В НОЯБРЕ на предприятии начнется реализация инвестиционного проекта по строительству цеха рафинации и дезодорации масла мощностью 140 тонн в сутки. Оборудование для производства уже поступает из Дании, а строительные организации начали заливку фундаментов. Модернизация ожидает и маргариновый цех. В частности, планируется смена оборудования на более безопасное и энергосберегающее, которое не только сократит энергозатраты, но и даст возможность производить новые виды продукции: маргарины для слоеного теста и бутербродные маргарины.
В рамках модернизации планируется установка дополнительной линии в мыловаренном цеху. На данный момент уже заключен контракт с итальянскими партнерами на поставку оборудования. С помощью новой линии будут увеличены мощности участка и освоен новый технологический уровень в производстве туалетного мыла на комбинате.
Техническое развитие направлено не только на реконструкцию цехов и освоение мощностей, но и на глубину переработки сырья. Так, на ОАО «Гомельский жировой комбинат» уже ведутся проектные работы по строительству цеха по выпуску растительного масла из различных видов сырья. Это принципиально изменит производственный процесс — все стадии, от получения масла до выпуска готовой продукции, будут сосредоточены исключительно в пределах предприятия. Такой подход позволит ощутимо сократить себестоимость конечного продукта, соответственно, высвободит и средства для дальнейшего развития комбината.