«Легенду уничтожить невозможно»
- 29.10.2014 03:00
Отрадно, что всем известное предприятие ОАО «ГТФ «Неман» занимается не только развитием своего производства, но параллельно инициирует и реализует совершенно неожиданные проекты. В частности, на Международной выставке «Охота и рыболовство», проходившей в Минске с 24 по 26 сентября, гродненцы презентовали свой новый объект. О его настоящем и будущем рассказывает генеральный директор ведущего игрока на табачном рынке страны Юрий ЧЕРНЫШЕВ.
КАК МОЖНО РАЗГРУЖАТЬ ГОСУДАРСТВО
— Юрий Степанович, что прежде всего вы бы хотели сказать о новом начинании вашего предприятия — агротуристическом комплексе «Белый лось»?
— В первую очередь то, что ни государство, ни ОАО «ГТФ «Неман» не потратили ни копейки на его строительство и обустройство.
— А как такое сегодня возможно?
— Дело в том, что фабрика сотрудничает примерно с двумя тысячами компаний по всему миру. Всем им было предложено оказать помощь в создании социально значимого объекта в Беларуси. Многие, точнее, около семидесяти наших компаньонов, охотно и весьма активно откликнулись.
— А какова оказалась цена вопроса, если не секрет?
— Всего наши партнеры вложили около 500 тыс. долларов в создание комплекса в его нынешнем виде. Кстати, опыт плодотворного сотрудничества с транснациональными корпорациями у Гродненской табачной фабрики имелся и до этого. За последние годы в закупку современного оборудования было вложено порядка 56 млн евро. Из них более 24 млн евро инвестировали транснациональные корпорации, увидевшие перспективы в сотрудничестве с нами.
— Мы сейчас говорим о важности любых внешнеэкономических контактов для ведущих производителей?
— Мы говорим о том, как можно сегодня, в не самых простых условиях, эффективно привлекать инвестиции. Причем не только в производство, но и в социальную сферу.
«КАЖДЫЙ ВЫБИРАЕТ ДЛЯ СЕБЯ»
— Не секрет, что сегодня многие производители вкладываются в ритейл, а вы пошли по пути развития охотхозяйства…
— Во-первых, мы занялись тем, в чем хорошо разбираемся. Во-вторых, ритейл нам тоже интересен, подтверждением тому является сеть киосков «Табак» в Гродно и Гродненской области. В-третьих, у нашего предприятия не так много возможностей публично заявить о себе в связи с действием Закона «О рекламе».
— Понятно… Я слышал, что какая-то любопытная история связана с названием комплекса, или это все слухи?
— Не слухи… Когда мы только создавали пять лет назад свое охотхозяйство, в этих местах (на Логойщине, в районе деревни Кроква. — Авт.) егеря, охотники, лесники видели уникального белого лося. Мы тогда предложили серьезную премию всего лишь за фото этого животного. И тут возникло что-то вроде общественного движения по его поискам: в здешние леса потянулись граждане с фотоаппаратами. К сожалению, у нас сегодня есть информация, что белого лося в нашем хозяйстве добыл какой-то браконьер. Естественно, за премией к нам он не обратился.
Но легенду-то уничтожить невозможно. Тем более мне недавно увлеченно рассказывали: в Гродненской области туристы видели белого лося. А теперь и наш объект открылся, уже на Минщине. Так что история продолжается..
— Какова стратегия данного бизнеса в целом?
— Прежде чем открыть объект в его нынешнем виде, мы прикармливали зверей в отведенном для фабрики охотхозяйстве «Неман», наводили порядок, занимались организационными вопросами. Постепенно место начинало пользоваться популярностью у охотников. И тогда встал вопрос о создании и развитии инфраструктуры для досуга наших гостей: домика охотника и рыболова с современными номерами (по сути, комфортабельной гостиницы. — Авт.), охраняемой автостоянки, бани, общепита и т. д. Неслучайно, что объект получил название агротуристического комплекса. «Белый лось» ведь создан для всех людей, которые любят природу, ценят хороший, активный отдых, а не только для охотников. Хотя могу сказать, что за последние пять лет на его площадях были добыты более 600 диких животных. Часть уникальных трофеев представлена на нашем стенде. Специалисты знают им цену.
ПРОФИЛЬНЫЕ ТАБАЧНЫЕ ТЕМЫ
— Юрий Степанович, нельзя вас не спросить вот о чем. Вы только что вернулись из Молдовы, где 24 сентября проходил крупный белорусско-молдавский бизнес-форум с участием руководства страны, топ-менеджеров ряда ведущих отечественных предприятий. Как можно его оценить с точки зрения Гродненской табачной фабрики «Неман»?
— Для нас молдавский форум стал важным мероприятием. Было ценно встретиться и побеседовать с партнерами о перспективах дальнейшего развития бизнеса в этой замечательной республике. Кстати, с Молдовой у нас внешнеторговое сальдо на теперешний момент составляет +27 млн долларов.
— И уж точно последний вопрос. А можно хотя бы приблизительно оценить итоги нынешнего года для вашего предприятия?
— По экспорту получим примерно 200 % к уровню 2013 года. В то же время из-за новой акцизной политики фабрика в последние годы постепенно теряет внутренний рынок. Почему в Беларуси сегодня начинают поддерживать мировые тенденции, направленные на пресловутую глобализацию, и дают возможность чувствовать у себя как дома ТНК, мне не до конца понятно. Но такой разговор может нас увести в сторону… от агротуристического комплекса «Белый лось», куда мы всех желающих от души и приглашаем.