Когда не молчит сыр, или Сила неценовой конкуренции
- 07.02.2014 03:00
В 2013 году в Беларуси несколько раз поднимались закупочные цены на сырьевое молоко. В то же время повысить стоимость своих продуктов, к примеру того же сыра, производители получили возможность один раз и совсем недавно. Прибавка к отпускной цене молочных продуктов может составить 3 %. Сделает ли этот шаг правительства погоду переработчикам молока, и какими продуктами теперь они удивят или порадуют потребителей? Ответы на эти вопросы наша редакция старалась получить у специалистов ОАО «Пружанский молочный комбинат».
Это предприятие производит сыр, масло и сухие молочные продукты и имеет неплохие результаты в работе, но еще не полностью раскрыло свой потенциал, в том числе и в сыроделии.
Натуральное белоснежное молоко с самыми лучшими показателями от лучших коров из хозяйств Пружанского района — вот то самое отечественное сырье, которое идет на изготовление сыра.
— Качество любого продукта зависит от качества сырья, — отмечает непреложную истину начальник производственной лаборатории Ирина ГРИЦУК. — Для производства сыра самый важный компонент — сыропригодное молоко. Отрадно, что год от года процент молока высшего сорта и «Экстра» у нас неизменно растет. Но это происходит не само по себе. На самом деле, получение сырья высокого качества — это результат кропотливой работы предприятия. Наши специалисты часто покидают свои уютные кабинеты и выезжают на молочно-товарные фермы для оказания всевозможной помощи, образно говоря, «в резиновых сапогах делать качество молока».
Постоянно проводятся обследования санитарного состояния помещений на фермах, выявляются так называемые узкие места и намечаются пути их устранения. Специалисты производственной лаборатории наряду с определением количества соматических клеток и бактериальной обсемененности молока делают редуктазную пробу. Именно это позволяет определить сортность сырья. Есть фермы, у которых молоко сорта «Экстра» достигает 70 %, в совокупности «Экстра» и высшего сорта — 89–90 %. Вступление в силу с 1 мая 2014 года основного документа молочников — технического регламента Таможенного союза «О безопасности молока и молочных продуктов» — не повлечет кардинальных перемен в работе производителей. Однако один существенный момент стоит обозначить. Так, с введением техрегламента система подтверждения соответствия продукции станет происходить по другим схемам. Вся продукция предприятия будет подлежать декларированию. И разница в том, что теперь предприятие само начнет представлять доказательную базу на подтверждение соответствия продукции. Это автоматически означает полную ответственность производителя за изготовленный продукт.
— Мы за свои сыры, масло и сухие молочные продукты спокойны, — подчеркивает И. Грицук. — На сегодняшний день имеем более 20 сертификатов соответствия, выданных в Российской Федерации. Раз в год представители уполномоченных органов РФ проводят у нас инспекционный контроль, проверяют состояние производства, отбирают образцы продукции для своих испытаний. Примечательно, что всегда наша продукция успешно проходила испытания и подтверждала соответствие сертификатам.
Хорошие качественные продукты не могут быть дешевыми, тем более, когда в себестоимости их производства большую долю составляет сырье. И так как оно все время дорожает, сырьевой фактор становится определяющим в цене.
По подсчетам главного экономиста Жанны КОВГАНКО, удельный вес молока в себестоимости производства сыра занимает 75 %, а вместе с затратами на его доставку — все 86 %. В ситуации многократного и значительного повышения цен на сырье возможность увеличения отпускных цен на продукты всего лишь на 3 % не окажет положительного влияния на эффективность производства.
Чистые перечисления денежных средств за молоко за январь – октябрь 2013 года составили почти 10 млрд рублей. На проведение технических обслуживаний, приобретение холодильного оборудования, моющих дезинфицирующих средств и лабораторного оборудования сумма авансирования более внушительная — 16,8 млрд рублей. В том числе исключительно спонсорская помощь составила почти 2,0 млрд рублей.
В 2013 году у комбината отличные результаты работы: прибыль от реализации за 10 месяцев — около 50,0 млрд рублей, рентабельность реализованной продукции — 20,0 %, рентабельность продаж — 11,8 %. Экспорт превысил 32,0 млн долларов (173,5 % к аналогичному периоду прошлого года). И это благодаря увеличению объемов поставок. В 2013 году был большой спрос и на сыры, и на масло. В целом удельный вес экспорта в объеме промышленной продукции составил 84,1 %.
Надо сказать, что такая цифра сама за себя говорит об экспортной ориентированности предприятия. Рентабельность его работы, безусловно, достигается за счет экспорта продукции. Рентабельность по сыру в 2013 году сложилась на уровне 18 %, примерно такая же картина и по маслу. Между тем отпускные цены на внутреннем рынке невысокие. Так, самый дорогой сыр в этом году продавался торговым партнерам по 60–70 тыс. рублей за 1 кг. Самый дешевый — по 35–40 тыс. рублей — и это уже на грани убыточности. Судя по ценам в магазинах, неплохую маржу получает торговля. Так, сыр «Маасдам де Люкс» предлагается конечному потребителю по цене 88 тыс. рублей за 1 кг. И это совершенно обоснованно, так как на хороший качественный сыр есть спрос.
Казалось бы, хорошо живется сыроделам. Делай лучше других, продавай подешевле — и ты сам «катаешься», как сыр в масле. Однако конкуренция на сырном рынке очень сильная как внутри страны, так и за ее пределами.
— Сегодня нет других путей для конкуренции сыра как повышение его качества, — говорит начальник сыродельного цеха Елена КОРСЮК. — Чтобы выжить на рынке России, вступившей в ВТО, мы должны выпускать продукцию европейского качества, конкурировать с производителями Европы. На это направлены все наши действия. Поэтому, вырабатывая разные сыры, мы поднимаем для себя высокую планку. Если этого не делать, нишу заполнят другие производители.
Установив новую сыродельную линию в 2009 году, Пружанский молочный комбинат, прежде всего, ставил цель сохранить свое качество сыра, свои традиции и не потерять рынок. Отрабатывалась до мелочей технология производства российского сыра. Когда эта программа была завершена, и сыроделы добились требуемых результатов, начался поиск других направлений. Отказавшись от дальнейшего наращивания производственных мощностей, пружанские сыроделы пошли по пути расширения ассортимента. Взялись за голландскую группу, которую раньше никогда не варили, и к концу 2010 года освоили ее. И тогда же появился профессиональный интерес попробовать другие сыры, тем более что и сырье, и оборудование, и уровень специалистов — все позволяло идти вперед. Так, появилась группа элитных сыров с большими глазками, с длительными сроками созревания. Новинки потихоньку завоевывают рынок. «Маасдам де Люкс» и «Старый Амстердам» в объеме около 6 тонн в месяц уже стабильно поставляются потребителям. Сыры швейцарской группы идут хорошо, однако, надо признаться, варить их сложно. Поэтому такие продукты вырабатываются больше для гурманов и престижа предприятия, на перспективу. Конечно же, есть мечта у пружанских сыроделов сделать такой свой «Пармезан», чтобы его можно было заложить в швейцарский банк.
— Другое направление — сыры с добавками — стало активно прорабатываться в этом году, — отмечает Е. Корсюк. — Почитали, посмотрели, что выпускают в мире, и сами попробовали. В литературе лишь теория, а как сделать нужное количество сыра с подобранными добавками — это уже наша доработка, наш секрет.
Сыры «Армель» с пажитником, «Сундари» с кумином, «Винзор» с вином мы уже сварили и продали первые партии. Новый год также начнем с новинок. У нас творческий коллектив, который генерирует много идей. Мы придумываем рецептуру, название, совместными усилиями разрабатываем этикетку. Нам нравятся наши оригинальные названия, к примеру «Фрибуржуа», «Ланбергольд». Сыр для нас как произведение искусства. Нельзя не отметить, что нас здорово поддерживает руководство. И директор Владимир Микитич, и главный инженер Александр Лось, доверяя нам, помогают в технической оснащенности цеха. Ведь можно придумать новый сыр, но если не будет необходимого оборудования, то ничего не получится. Таким образом, неценовая конкуренция поддерживается способностью комбината предлагать выделяющиеся из одноименного ряда сыры. Однако культура потребления выдержанных сыров и сыров с наполнителями только формируется. Далеко не каждому потребителю нужно сырное разнообразие. Сегодня и российские торговые партнеры просят дать им дешевый сыр, и даже рекомендуют производить сырные продукты. Подобные советы не остаются без внимания, но все же предприятие идет своим путем. Чтобы угодить рядовому потребителю, будут выпускаться и недорогие сыры — низкожирные и тем самым весьма полезные.
— Успех марки на внешнем рынке зависит от ее признания дома, — говорит инженер по качеству Марина КОТ. — Как показывает торговый оборот двух фирменных магазинов в Пружанах, сыр расходится хорошо, в выходные за ним приезжают покупатели из близлежащих районов Брестчины и соседней Гродненской области. В 2013 году наши сыры получили высокие оценки экспертов в республиканских конкурсах «Продукт года» и «ГУСТ»: первые места заняли «Армель» с пажитником, «Маасдам де Люкс» и «Грювер особый».
— Сегодня мы можем сделать 24 тонны сыра в сутки, — уточняет Е. Корсюк. — Это не мало. Занимаясь производством, до сих пор мы не так пристально вникали в нюансы торговой сферы. Сказав свое слово в сыроделии, намерены усилить работу с торговлей. Возможно, у нас будут созданы группы по качеству, которые станут контролировать условия хранения и нарезки сыра в магазинах. Мы отправляем сыр хорошего качества, но из-за неправильного хранения в магазинах он может испортиться, и тогда потребители будут воспринимать нас как производителя дорогого сыра плохого качества. Нас этот момент очень волнует.
— В 2013 году наше предприятие подтвердило премию Брестского облисполкома в области качества, — подчеркивает М. Кот. — Планируя освоение новых рынков, мы собираемся внедрить систему менеджмента безопасности пищевых продуктов ISO 22000, которая позволит нам выпускать продукты, безопасные во всех смыслах, и смелее идти туда, где гарантирована армия потребителей.
Начальник производственной лаборатории Ирина ГРИЦУК:
«Мы за свои сыры, масло и сухие молочные продукты спокойны. На сегодняшний день имеем более 20 сертификатов соответствия, выданных в Российской Федерации. Раз в год представители уполномоченных органов РФ проводят у нас инспекционный контроль, проверяют состояние производства, отбирают образцы продукции для своих испытаний. Примечательно, что всегда наша продукция успешно проходила испытания и подтверждала соответствие сертификатам».
Главный экономист Жанна КОВГАНКО:
«В 2013 году у комбината отличные результаты работы: прибыль от реализации за 10 месяцев — около 50 млрд рублей, рентабельность реализованной продукции — 20,0 %, рентабельность продаж — 11,8 %. Экспорт превысил 32,0 млн долларов (173,5 % к аналогичному периоду прошлого года). И это благодаря увеличению объемов поставок. В 2013 году был большой спрос и на сыры, и на масло. В целом удельный вес экспорта в объеме промышленной продукции составил 84,1 %».
Начальник сыродельного цеха Елена КОРСЮК:
«Сегодня нет других путей для конкуренции сыра как повышение его качества. Чтобы выжить на рынке России, вступившей в ВТО, мы должны выпускать продукцию европейского качества, конкурировать с производителями Европы. На это направлены все наши действия. Поэтому, вырабатывая разные сыры, мы поднимаем для себя высокую планку. Если этого не делать, нишу заполнят другие производители».
Инженер по качеству Марина КОТ:
«Успех марки на внешнем рынке зависит от ее признания дома. Как показывает торговый оборот двух фирменных магазинов в Пружанах, сыр расходится хорошо, в выходные за ним приезжают покупатели из близлежащих районов Брестчины и соседней Гродненской области. В 2013 году наши сыры получили высокие оценки экспертов республиканских конкурсов «Продукт года» и «ГУСТ»: первые места заняли «Армель» с пажитником, «Маасдам де Люкс» и «Грювер особый».
ОАО «Пружанский молочный комбинат»225133, Республика Беларусь, Брестская область, г. Пружаны, ул. Горина-Коляды, 26 Тел.: +375 (1632) 9-21-78 E-mail: prjmsz@brest.by http://www.prjmilk.by