Хотеть — значит мочь
- 08.07.2014 03:00
Этот афоризм, приписываемый летчику-испытателю Валерию Чкалову, довольно емко характеризует работу ОАО «Лидский молочно-консервный комбинат» в последние годы.
Достаточно сказать, что по итогам работы в 2013 году предприятие стало лауреатом престижной премии Правительства за достижения в области качества. Уже одного этого факта было достаточно для того, чтобы мчаться в Лиду. Предлагаем вашему вниманию фрагменты из достаточно оперативного интервью с генеральным директором предприятия Андреем ЭЙСЫМОНТОМ. Кстати, 22 апреля исполнилось 5 лет, как он занял этот пост.
НАГРАДНЫЕ И ПРЕМИАЛЬНЫЕ ЛИСТЫ — КОЛЛЕКТИВУ
— Андрей Адамович, помимо поздравлений, в том числе и личного плана, хотелось бы уточнить… От получения значимой правительственной премии вам, точнее говоря, коллективу возглавляемой вами компании, не «сперло» дыханье, как персонажу одной известной басни?..
— Абсолютно нет. У нас ведь не ставился никогда вопрос: а давайте-ка получим награду любой ценой. Просто предприятие все эти годы стабильно, без какой-то помпы работало над улучшением качества, стабилизировало его постоянно. И на премию Правительства мы выставлялись вполне сознательно, чувствуя свою силу.
— Давайте посмотрим на ситуацию немного под другим углом. Крупные городские молочные комбинаты из областных центров БССР акционировались в новейшей истории Беларуси; в условиях независимой Беларуси сформировали то, что называется брендами, выигрывали много престижных конкурсов. Казалось бы, все, «пул» сформировался. Но за последний год именно комбинат из сравнительно небольшого райцентра Лида вдруг оказался на слуху у всех. Помимо премии Правительства, вы с сухим витаминизированным молоком безоговорочно победили в конкурсе «Профессиональная вершина», который проводился Институтом мясо-молочной промышленности. И таких поводов для «возбуждения» общественного внимания в последнее время хватало. Это работа вашего отдела маркетинга, звезды так сошлись, удача улыбнулась или что-то иное?..
— Понимаете, тут как и с премией Правительства все получается. Мы ведь принципиально не участвуем в конкурсах сугубо ради завоевания медали, кубка, диплома и т. д. Сначала проводится определенная, довольно серьезная работа. А потом уже мы решаем, стоит ли о полученных результатах заявлять. Кстати, я не согласен с вами, что о нашем комбинате стали говорить только в последние год-два. На молочном рынке у нас всегда были довольно прочные позиции, здесь постоянно работали над качеством. Бесспорно одно: в 2013 году произошел финансовый взлет. И мы с большим интересом зарабатывали деньги на внешних рынках, не забывая при этом и про внутренний. Было такое увлекательное финансовое путешествие (смеется. — Авт.). Кроме того, нам помогло то, что в качестве филиалов к головному предприятию были присоединены ОАО «Ошмянский сыродельный завод» и ОАО «Сморгонские молочные продукты». Они тоже весьма динамично развиваются. Кстати, та же Сморгонь многие годы кряду была лауреатом конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь в Российской Федерации», а на прошлогоднем «Сырном фестивале» в Гродно большинство призов завоевал наш Ошмянский филиал. Ну а престижный паспорт качества, присуждаемый комитетом по метрологии России, первой в Беларуси получило головное предприятие в Лиде. Да и по итогам 2012 года мы стали лауреатами конкурса «Лучшие экспортеры Республики Беларусь» в номинации «Пищевая промышленность». Так что говорить про удачное расположение звезд, спонтанный успех и прочее вряд ли стоит.
ЭКСПОРТ НА КОНЕ
— По нашим данным, ваше сравнительно небольшое предприятие в прошлом году 80,5 % произведенной продукции отгрузило на экспорт, увеличив свои «аппетиты» в регионе.
— Что касается экспорта, — это так. Кстати, в области мы с учетом работы филиалов перерабатывали в 2013 году 28 % молока, произведенного хозяйствами Гродненщины. В то же время по молочной продукции у нас 35 % экспорта по всей области. А такие объемы — это дополнительная ответственность и требования по качеству. Так что я здесь поспорил бы с вами по поводу «маленького предприятия».
— Вы в приватной беседе не раз говорили, что все последние достижения — это признание заслуг коллектива, а никак не директора. Такая установка не противоречит классической поэтической формулировке: «Города сдают солдаты, генералы их берут»?..
— Ну, у нас все же не война и не поэзия, а нормальная последовательная работа. Так что никакого противоречия.
— Хорошо, а что можно сказать по поводу сегментации рынка ваших поставок?
— Конечно, это, прежде всего, страны Таможенного союза — Россия и Казахстан. В прошлом году также были небольшие отгрузки в Сербию. Плюс традиционным потребителем белорусского сухого молока является Венесуэла. При этом мы стараемся не забывать и о внутреннем рынке.
— Но ваш молодой бренд MiLida — это символ ориентированности предприятия на экспорт?
— На сегодняшний момент — да.
КАК СВЯЗАНЫ ЖЕЛЕЗО, ЛЮДИ, ИСТОРИЯ И НАСТОЯЩЕЕ
— Андрей Адамович, а что такого было сделано на предприятии, чтобы получить признание и в Беларуси, и за ее пределами особенно?
— Знаете, если говорить на эту тему предметно, то не хватит никакого журнала, да и читать вряд ли кому-то будет интересно такой отчет. Если кратко, то обновлялось оборудование, в то же время серьезно развивалась сырьевая база. Построили новое молокохранильное отделение и современный цех сушки, применяли новые технологии в случае необходимости. Конечно, у нас обустроены самые современные лаборатории, в том числе — органолептическая. Плюс успешно действует автоматизированный климат-контроль.
Стоит также сказать, что мы весьма внимательно подходим к аудиту нашей деятельности различными авторитетными компаниями. Кто-то скажет, что это все мелочи, но именно из них все и складывается сегодня.
— Я слышал, специалисты вашего комбината довольно много ездят в командировки, посещают обучающие семинары, и отнюдь не только по Беларуси?
— Да, это мы приветствуем. Очень важно формировать адекватный взгляд людей на современность и мир. А для этого как раз и нужно ездить, смотреть и по возможности внедрять лучшее из увиденного в жизнь. Это могут быть удивительно простые и недорогие ходы, не подразумевающие покупку новой мощной линии или строительство цеха. Не стоит, как мне кажется, изобретать велосипеды в части технологий или готовой продукции… А еще… Ведь завязать новые, чисто человеческие отношения с потенциальными и реальными деловыми партнерами — это тоже чрезвычайно важно. Деньгами все это не измеришь сходу. Может, сработает, но не сразу. А может, и вовсе не сработает. Тут всего не просчитаешь. Хотя меня лично поражает, как в Европе умеют на мелочах зарабатывать деньги. Так что нам есть чему учиться у европейцев.
— То есть Петр Первый был все же прав в свое время?
— Безусловно. Его и помнят все поэтому… За то, что ввязывался в любой «кипиш», говоря современным сленгом; применял революционные по тем временам подходы; испытывал, внедрял, ездил, учился, строил. Это все нам очень близко.
— А сейчас — вполне банальный вопрос о планах на будущее…
— Я вас разочарую.
— В каком смысле: неужели планов нет?
— Планы есть. Но я всегда стараюсь говорить о том, что уже сделано. А сейчас… Будем в этом году, к примеру, наполнять реальным смыслом то, что называется энергосбережением: завершена реконструкция нашей котельной, планируем качественно улучшать и другие направления. Но о каких-то конкретных делах лучше поговорить в конце года.
— Ловим на слове, Андрей Адамович, и спасибо за беседу…