Консолидация в переработке молока: опыт России и Беларуси

В России в переработке молока консолидация топ-30 игроков уже достигла 50% и дальше будет проходить только активнее. Дальнейших сделок M&A ожидает начальник Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Дарья СНИТКО.

По словам эксперта, и в производстве молока, и в переработке в ближайшее время доля крупных компаний будет расти, при этом в переработке концентрация будет выше. В молочном комплексе наибольшая концентрация бизнеса формируется в секторе предприятий, предлагающих массовые сыры и функциональные молочные продукты. При этом среди производителей традиционной молочной продукции (цельномолочной, кисломолочной) сохранится высокая доля местных небольших игроков, считает Снитко.

Фото: из интернета

По словам эксперта, факторами консолидации чаще всего выступают кризисные явления в экономике и активы, которым сложно обслуживать долги. Они чаще других выступают целями поглощения. Что касается стратегических объединений или продажи компаний иностранным инвесторам, то сейчас это менее вероятный сценарий развития — пока компании отрасли успешны и прибыльны, цена активов высока и не позволяет ожидать волны сделок М&А.

Для сравнения: в Беларуси в 2021 году переработка молока будет сосредоточена в 32 крупных предприятиях. Это обещал замминистра сельского хозяйства Игорь Брыло на форуме «Беларусь молочная» год назад.

Замминистра пояснял, что объединение мощностей посредством укрупнения производств и консолидация основных игроков — одна из основных тенденций в мире.

В белорусской молочной промышленности также идет процесс укрупнения игроков и концентрации производств. В 2001 году у нас функционировали 112 молокоперерабатывающих предприятий, в 2010-м — 57, в 2018-м — 42 крупных молокоперерабатывающих предприятия.

«Для обеспечения конкурентоспособности на мировом рынке с учетом мировых тенденций процесс концентрации производств молочной отрасли будет продолжен путем укрупнения. Это позволит максимально эффективно использовать сырье в зависимости от конъюнктуры рынка, поэтапной специализации производства. Получить эффективную и конкурентоспособную продукцию за счет снижения расходов», — говорил Брыло.

Источник: Office Life