Девять важных тезисов о ситуации в отечественном ритейле

первый заместитель генерального директора ИУП «БелВиллесден»

Важнейшая задача для отечественных сетей сегодня — снижать затраты, оптимизировать процессы, но при этом совершенствовать клиентский сервис, создавать уникальный потребительский опыт, превращая шопинг в удовольствие. Это очень сложно, но абсолютно необходимо. Нужны новые лояльные и надёжные поставщики, уникальные продукты, адекватные цены. 

 

Первый заместитель генерального директора компании «БелВиллесден» Андрей ЗАСТЕНСКИЙ рассказал об изменениях на потребительском рынке страны, основываясь на внутренней аналитике сети «ГИППО». Приведём несколько важнейших тезисов о том, что происходит в розничной торговле в последние полтора года ввиду изменений внешней среды. 

У сети «ГИППО» сейчас около миллиона активных карт, дающих полную информацию о структуре потребления и профиле покупателя. К анализу были приняты данные с 500 тысяч карт, что позволяет говорить о достаточной релевантности показателей.

О профиле покупателей

Большинство покупателей сети (около 70 %) — женщины. Наибольший доход приносят потребители в возрасте 26–44 лет. Также довольно значимый сегмент — более взрослые покупатели (55+). Это главные целевые сегменты для всех крупных сетей. Однако наиболее прозорливые ритейлеры делают ставку на самых молодых — на завтрашних потребителей.

О популярности форматов

Крупноформатные магазины — гипермаркеты — покупатели посещают в среднем 1–3 раза в месяц. В супермаркеты ходят практически в два раза чаще — 2–5 раз в месяц. При этом заметно растёт популярность небольших магазинов шаговой доступности. 

О падении доходов потребителей

Один из факторов, определивших динамику рынка в 2022 году, — снижение индекса реальных доходов населения на 2 %. Но уже в первой половине 2023-го этот показатель начал расти. Инфляция в конце прошлого года составила примерно 20 %, а в октябре 2023-го годовой прирост потребительских цен сложился на уровне 3,7 % год к году. Но покупатели всё равно стараются сэкономить: доля белорусов, сокращающих расходы, остаётся достаточно высокой — в первом квартале 2023 года она составила около 77 %. В первую очередь люди сокращают траты на новую одежду, на развлечения и питание вне дома, на покупки электроники и бытовых товаров. В продуктовой рознице потребители переходят на более дешёвые марки, ищут промопредложения, товары по более низким ценам. 

Кроме того, меняется сам принцип покупки. В течение последних лет заметно сократилось число больших закупок. Покупатели приходят чаще, но покупают меньше. С одной стороны, это говорит о смещении интересов людей в категорию «фреш», о потреблении продуктов с короткими сроками годности. С другой стороны, снижается количество sku, которое кладёт в корзину покупать. Также сокращается процент импульсных покупок, предпочтение отдаётся исключительно первоочередным товарам.

О промо

Хочется обратить внимание, что на фоне стремления покупателей к экономии доля промопродаж значительно снижается. В сети «ГИППО» к концу 2022 года она уменьшилась вдвое — с 30 до 16 %. Здесь, кроме нашей стратегии по снижению промодавления, сыграло свою роль принятие ряда законодательных актов.

О демографии

Ещё один важный тренд связан с демографической обстановкой. По данным Белстата, у нас около 60 % населения находится в трудоспособном возрасте. Преобладают женщины — их 54 %. Довольно высокая степень урбанизации — около 78 %. Хотел бы отметить тренд, на который следует обращать особое внимание — уменьшение доли трудоспособного населения. Это выражается в нехватке персонала и определённом снижении покупательской способности.

О сервисе и кадрах

Из-за нехватки персонала поддерживать высокий уровень покупательского сервиса становится проблемой номер один. Сегодня не хватает до 50 % пекарей, кондитеров, продавцов-прилавочников, кассиров, грузчиков, уборщиков. И нам нужно всем вместе думать, что с этим делать. Один из выходов — автоматизация процессов, снимающая нагрузку с персонала, повышающая его эффективность. Кассы самообслуживания сегодня — необходимость. За ней должен следовать рост мотивационной части — увеличение фонда оплаты, что, безусловно, делается. Но зарплата — это и без того наиболее значимая часть в структуре затрат розничного бизнеса. Поднимать её постоянно, конкурируя не только с коллегами, но и с промышленностью, банками, сферой услуг, — невозможно.

О возможностях для производителей

Внешние факторы привели к изменению в структуре поставок и разнообразии товаров. В какой-то момент сеть «ГИППО» потеряла около 5 % ассортимента — существенно сократился выбор канцелярских товаров, кондитерки, косметики, игрушек. С уходом международных брендов, перестройкой системы логистических точек, со сменой поставщиков открылись новые ниши и возможности для белорусских производителей. У них отчасти получилось компенсировать снижение ассортимента из-за ухода иностранных игроков. Однако с начала этого года предложения по белорусским товарам начали откат назад, и это настораживает.

О товарообороте

Как менялся товарооборот? Задача, которая была успешно реализована командой сети «ГИППО», — выход кулинарной продукции на лидирующие позиции в торговле. Стабильную долю держат овощи и фрукты — в совокупности они занимают без малого 10 % товарооборота нашей сети. Устойчивы сыры и сахаристая кондитерка (около 4 %).

О каналах продаж

В Беларуси имеется ряд крупных сетей, которые динамично развиваются. Но, с учётом того, что в развитых странах объём организованной торговли может доходить до 90 %, потенциал для развития этого сегмента в нашей стране остаётся очень большим. Основными каналами продаж, где потребители покупают продукты питания, остаются супери гипермаркеты. Однако, начиная с 2020 года, они постепенно теряют в товарообороте, хотя всё ещё остаются преобладающими (56 %). Снижение в первую очередь идёт за счёт специализированных профильных магазинов (зоотовары, бытовая химия, косметика и так далее), дискаунтеров и онлайн-торговли.

Резюме

Как перечисленные тренды влияют на модель розничного бизнеса в FMCG? Розничный бизнес на продуктах питания — очень тонкий механизм, который требует постоянного контроля. Доходность здесь по чистой прибыли — в пределах 1–3 %. Любое отклонение, любой внешний фактор оказывают значительное влияние на финансовый результат. Сегодня, к сожалению, доходная часть неуклонно снижается, а затратная растёт. Чтобы в этих условиях сохранить маржинальность, нужно очень аккуратно и сообща принимать решения, которые касаются общего рынка.

Источник: ПРОДУКТ.BY