О боливийской продовольственной коканомике

Боливийская экономика реально держится на листьях коки

Ирина ЛАДУТЬКО, специально для «Продукт.BY» из Боливии

Говорить о том, как в Боливии поддерживают национального производителя, немного даже скучно. Это все же не Беларусь, далеко на таких рассуждениях не уедешь. Зато можно уехать в другом направлении.

Стояла и стоять будет

Боливийская экономика, что уж греха таить, реально держится на листьях коки. Во времена мирового экономического кризиса, когда все страны трясет и швыряет, как рыбацкие шлюпки в открытом море, Боливия стоит, словно путеводный маяк, то есть умудряется светить, сиять и зажигать.

Первейшее доказательство тому — курс доллара и евро по отношению к местной валюте. Так вот, он с завидным постоянством снижается все это время, несмотря на кризисы и т.д. Говорить об искусственном удерживании курса иностранных валют не имеет смысла. Боливия не настолько «продвинутая» в экономических хитростях страна.

Большинство простых граждан и умудренных опытом экономических аналитиков сходятся в одном: они предпочитают закрывать глаза на тот факт, что балом в экономике правит кока. И чем больше об этом молчат финансисты, тем явственней становится факт.

О президенте страны Эво Моралесе, именуемом не иначе как Кокалеро (Кокаинщик), снимают художественные фильмы с одноименным названием. Они в целом на разные лады повествуют о том, как верный своему народу руководитель смог вернуть стране исконный продукт и тем самым спас рынок. Возвращение и легализация коки начались с того, что из страны в 2007 году в шею была выставлена известная наркоконтролирующая организация ДЕА. Сразу после этого кока получила официальный статус невинности, то есть была приравнена к петрушке. Президент Моралес рассудил так: индеец веками выращивал коку для своих скромных нужд, а с запретом на выращивание коки в Боливии кокаина в мире не стало меньше. А посему взял да и отменил все введенные ранее запреты.

В самой Боливии из коки делают все что угодно, но кокаин, самый известный продукт из коки, в основном производят в Колумбии и Эквадоре, латиноамериканских странах, в которых есть гигантские регионы, не управляемые правительством. Как идет сырье из Боливии в эти регионы, каким образом получает боливийский бюджет деньги за эти гешефты — практически военная тайна.

Овощи и фрукты — антиэкспорт

Во многом из-за засилия коки Боливия до сих пор (и теперь уже, похоже, никогда) не стала экспортером таких нужных фруктов, как бананы, мандарины, ананасы и проч.

С Боливией реально сложно работать. Чего стоят одни местные забастовки. Дорог среди Кордильер не так уж много, и каждая из них жизненно важна. И стоит лишь группе жителей какой-то ближней деревни на что-то обидеться, как они заваливают камнями отдельно взятый переезд, а сами укладываются пластом рядом с камнями. И таким оригинальным способом отстаивают справедливость своих требований перед властями. Это — лишь один пример специфики местного характера, но далеко не единственный.

Теперь представьте настроение контрагентов здешних фруктовых экспортеров. Когда задержки поставок продолжаются с завидным постоянством, то любое, самое надежное партнерство лопнет.

Три продовольственных экспортных кита

На фоне всего этого поддержка национального производителя выглядит очень органично. Идеологическая машина страны работает на пятерку с плюсом. И я все больше и больше убеждаюсь — при оценке продуктов питания боливийцы и вправду считают свое самым лучшим. А в таких товарных группах, как сахар, растительное масло, мясо — с Боливией и в самом деле нереально конкурировать.

Сахаром Боливия натурально завалила всю Латинскую Америку и попутно залила ее же растительным маслом. Страна — крупнейший в данном регионе производитель сои и, соответственно, соевого масла. Боливийские продукты продаются на всем континенте, а рынки других стран с этим явлением не в состоянии бороться. Своего им взять все равно неоткуда.

Несколько по-иному выглядит ситуация с мясом. Известно, что крупнейший производитель данного продукта в Латинской Америке — Аргентина. Слегка отстает от этой страны Перу. Мясо из этих держав продается, насколько нам известно, даже в Норвегии. Причем с выгодой для оптовика, розничного торговца и т.д. Но в Боливии ценообразование работает по совершенно уникальным законам, связанным во многом с кокой и доходами от продаж этой невинной травы за пределы страны. Посему аргентинская говядина оказывается очень дорога для боливийского кошелька, она примерно вдвое дороже родного мяса. При этом никто никогда искусственно не ограничивал ввоз иностранного мяса в страну, однако… он сам собой прекратился из-за полного отсутствия спроса.

Нет, в крутых здешних ресторанах можно, разумеется, заказать знаменитой аргентинской мраморной говядины. Хотя злые языки утверждают, что никакая она не аргентинская, а самая обычная, боливийская. Просто для того, чтобы набить свой карман, ушлые рестораторы пошли на такой маркетинговый ход. Очень может быть, что так дело и обстоит в реальности.

Злаковый вопрос

Несколько сложнее ситуация с рисом. Рис для Боливии играет роль хлеба у нас. Наличием этого продукта определяется нищета или благосостояние семьи. Но Боливия для внутренних целей не в состоянии вырастить достаточное его количество. Причина — неподходящие природные условия, с которыми, как известно, не поспоришь. По идее, тот факт, что рис закупается за границей, должен был отразиться на его цене — в сторону повышения. Однако… не отразился. Рис очень дешев и продолжает дешеветь. Хотя и нереально низкая стоимость данного продукта на внутреннем рынке объясняется просто: датированием за счет доходов, полученных от реализации коки той же Колумбии.

Теперь о пиве

Пиво в Боливии действительно отменное. Здесь варят и усредненные пильзнеры, и совершенно уникальные местные марки по рецептам каких-то индейских вождей. Каждый городишко, не говоря уж о крупных городах, имеет свой пивной завод. Но региональная пивная политика настолько сильна, что у пива из другого региона прорваться в соседний нет никаких шансов. Но поскольку пиво из крупных городов всегда представлено в городах помельче, можно предположить отсутствие элементарной дистрибуции у небольших пивоваренных заводов.

Боливийское пиво на родине занимает почти 98% рынка. Остальные 2% разрывают собой мексиканские, перуанские и прочие пивовары. Однако никого здесь не волнует, почему в стране так мало иностранного пива, и никто не кричит о правах потребителя и необходимости выбора.

Странная борьба за молоко

Молочные коровы как вид плохо приживаются в тропическом высокогорье. Так что самостоятельной молочной отрасли в Боливии нет. Однако прилавки завалены продукцией боливийских молочных фабрик. Дело вот в чем. Все крупные молочные заводы и фабрики в Боливии были в разное время построены перуанцами и аргентинцами. И работают они соответственно на перуанском и аргентинском сырье. Национальная принадлежность молочных заводов мало известна населению, это не обсуждается и в целом держится в секрете, хотя и не под замком. Сильно желающий всегда узнает, откуда у завода ноги растут. При этом иностранные инвесторы выстраивают свой бизнес таким образом, чтобы его происхождение не очень высовывалось на поверхность. Такова уж боливийская ментальность. Здесь не доверяют иностранному. Доходит до того, что иностранные банки (пожалуй, исключая швейцарские) вынуждены менять свои названия, дабы не растерять клиентов.

Торговые изгибы

Наравне с национальным производителем здесь спокойно существуют целые сети американских супермаркетов, где продаются продукты, произведенные сугубо в США. И, несмотря на то, что там вся линейка минимум в четыре раза дороже аналогичной боливийской, в этих магазинах хватает желающих пополнить свои холодильники. Отметим лишь, что отовариваются там в основном сами американцы, по разным причинам оказавшиеся на гостеприимной боливийской земле.

В итоге можно сказать, что, несмотря на всю разношерстность боливийской экономической политики, она очень живуча и гибка. И выживаемости ее в ближайшем будущем ничто не грозит. Кока нужна мировому сообществу, нравится этот факт кому-то или нет.