«Мы — в борьбе…»

Несмотря на то что компания «Морозпродукт» по объемам производства и качественным показателям является бесспорным лидером рынка белорусского мороженого, ее генеральный директор Сергей ДОБУДЬКО далек от благостного настроения, тем более — пресловутого почивания на лаврах.

С чем и за что сегодня борется «Морозпродукт», о перспективах и планах предприятия — в эксклюзивном интервью генерального директора СООО «Морозпродукт» нашему изданию.

Сергей Васильевич, по устоявшейся традиции в канун летнего сезона мы задаем вам «пару вопросов»… Итак, год назад, в июне открылся мощный завод в Марьиной Горке, созданный по последнему слову техники. Удалось ли добиться поставленных перед ним краткосрочных целей, на год, допустим?

— Безусловно. Нам удалось увеличить мощности (до 2000 тонн мороженого в месяц. — Авт.), качественно расширить ассортимент. В частности, разработаны и в начале 2014 года выпущены новые виды мороженого под маркой FRUDOZA: с клубникой, смородиной и манго. Официально это — первое белорусское мороженое с кусочками ягод и фруктов.

— Вы также первыми в Беларуси начали выпускать мороженое в виде «винта», так называемые двуслойные фруктовые льды с разнообразными фруктами. А чего еще можно ожидать от вашей компании в этом сезоне?

— Знаете, планов и задумок очень много. Но мы прекрасно сознаем, что холодильники в магазинах — не резиновые. Поэтому планируем проводить пресловутую оптимизацию: то что пользуется меньшим спросом, будем потихоньку убирать, а взамен выпускать новые виды. Хочу также подчеркнуть, что на новом заводе установлен запредельный контроль за качеством продукции. Помимо пресловутых HASSP и ISO, компания «Морозпродукт» первой в Беларуси получила сертификат международного образца по схеме FSSC 22000. В итоге тотальный контроль осуществляется в формате «от А до Я». Он начинается на входе всех видов сырья и заканчивается возможностью проконтролировать любой вид своей продукции: во всех магазинах, где реализуется наше мороженое.

— Помнится, перед запуском завода в Марьиной Горке, да и через несколько месяцев после вы реально там ночевали. Сегодня не ночуете?

— Уже нет. Культура производства выведена там на тот уровень, которого мне и хотелось добиться. К тому же мы сформировали команду управленцев и специалистов, которая может решать любые задачи. Так что я могу спокойно делегировать часть своих полномочий и контролировать, как они выполняются.

— Но вы в приватной беседе говорили, что сегодня приходится много сражаться. А в чем проблема-то?

— Смотрите. Мы поставляем в торговлю продукцию, которая реализуется максимум в течение двух недель. Отсрочку по платежам даем до двух месяцев. А просроченная дебиторская задолженность со стороны торговых сетей не падает. И чтобы иметь средства для покупки сырья, нам приходится брать кредиты под высочайшие проценты в банке.

— И в чем выход?

— Нам остается надеяться, чтобы озвученные главой правительства пожелания о непременном снижении процентных ставок по кредитам были претворены в жизнь как можно быстрее. В то же время я рассчитываю на то, что во взаимоотношениях с розничными сетями нам и всем другим производителям поможет Закон о торговле, вступающий в силу в июне нынешнего года.

— И традиционный вопрос о планах…

— Планов очень много, как я уже говорил. В частности, запланирован рестайлинг сразу нескольких марок и видов мороженого. Но мы при этом не собираемся обновляться бездумно. Стратегия основных наших брендов — «ГОША», «КОПЕЙКИ», FRUDOZA — останется неизменной. В то же время разработана концепция производства и продвижения такого формата, как «семейное мороженое», безумно популярного и востребованного в Европе, а у нас находящегося в зачаточном состоянии. Плюс новые виды продукции будут представлены для ресторанного бизнеса. Попробуем также развивать линейку десертов. Но в первую очередь мы хотим решить проблему непонимания.

— В каком смысле?..

— В том, что ГОСТы и многочисленные требования различных служб в Беларуси прописаны так, что у нас нет возможности реально развернуться. Вот возьмем ту же FRUDOZA. Там оболочка сокосодержащая, с кусочками ягод и фруктов, в основе — мороженое. Согласно имеющимся требованиям, нам приходится указывать на упаковке: продукт с растительными жирами. А граждане и Беларуси, и России таких надписей боятся, как огня. Абсолютно необоснованно, кстати говоря. В общем, в этом сезоне мы планируем, кроме всего прочего, заниматься активной просветительской деятельностью. В частности, рассказывать покупателю и торговле, что в наших продуктах никогда не было пальмового масла и химии. А также о том, что современному мороженому без НАТУРАЛЬНЫХ растительных жиров не обойтись. Надеемся также на понимание и поддержку специалистов по стандартизации, представителей Минздрава и т. д. В общем, сезон предстоит горячий.