Хлебный фронт

Не секрет, что выпускать сегодня социально значимую продукцию, к которой в первую очередь относится хлеб, белорусскому производителю чрезвычайно сложно. Дело — в цене вопроса. Если на сырье цены зачастую отпущены, то на готовый продукт они уже имеют свой предел.

Попутно на авансцену вышел миф про то, что много хлеба есть вредно. В таких условиях белорусским хлебопекам и кондитерам приходится проявлять самые настоящие чудеса сметливости и разворотливости. Необходимо придумывать такие виды продукции, которые потребители и торговля будут готовы отрывать с руками, за любые деньги. В то же время с них никто не снимает магистральной задачи: выводить качество знаменитого белорусского хлеба на новый уровень, несмотря на низкий уровень рентабельности его производства.

Эта статья — дань искреннего уважения предприятию «Минскхлебпром»… Оно его достойно уже за то, что не жалуется на объективные и субъективные трудности, а кропотливо-творчески работает. Несмотря ни на что и вопреки всему.

Напомним про событие двухмесячной давности. Тогда, 5 сентября, в минском Детском парке имени Горького «Минскхлебпром» провел первую ярмарку «Праздник хлеба». Парадокс. Были у нас пивные, сырные, молочные и иные продовольственные торжества. А хлеб до сего времени оставался в тени. Возможно, поэтому многие дети, оказавшись в этот день в знаменитом столичном парке, спрашивали у родителей: «А где продают «Барни»?»; «А зачем тут столько хлеба?»

Душа народа

Получилось так, что в борьбе за псевдоздоровый образ жизни мы своими руками успешно и на протяжении многих лет подряд подрубали культуру потребления хлеба — души народа, если использовать художественный образ. И я сам видел, насколько важно, когда потребитель получает информацию из первых рук, но… Не в ходе нудных лекций и дубовых нравоучений, а в легкой игровой манере.

Взрослым и детям в ходе дегустаций и различных конкурсов исподволь рассказывалось и напоминалось о пользе цельнозернового, диабетического, диетического, обогащенного хлеба. Парадоксально, но многие минчане элементарно не знают, какие интересные хлебные новинки появились за последние несколько лет в столице. Взять тот же «МАГ» от хлебозавода № 2. Название-аббревиатура расшифровывается просто и говорит само за себя: «Молодость. Активность. Гармония». Или тот же пшеничный хлеб «Скарб» с нотками тмина и кориандра от хлебозавода «Автомат»…

А сухарики, сушки, торты, пирожные, печенье, которые призваны материально поддержать своего производителя и увлечь покупателя… Они, безусловно, есть, но про них почему-то маловато знают или просто не отдают должное реальному качеству. Все в духе старой грустной мудрости «Пророка нет в Оте-честве своем».

Обратите внимание

Показательной выглядит история столичного хлебозавода № 4, взявшего заместить пресловутых медвежат «Барни» в Беларуси. Новая линия по выпуску серии мягких вафельных изделий запущена в прошлом году.

Продумана брендовая стратегия. То есть людям не просто в лоб предлагают «набываць беларускае». Нет, проведена кропотливая аналитическая работа. Она показала: мировыми законодателями мод и технологий в производстве вафельной продукции сегодня являются австрийцы. Поэтому в знак уважения к этой стране вся линейка принципиально новой для Беларуси вафельной продукции выпускается под немецкоязычным брендом Waffelberg. По-нашему — «Вафельная гора».

Мы на эту тему уже как-то писали, но есть смысл напомнить. Пока под «зонтиком» Waffelberg выпускаются три группы изделий. Что называется, на любой возраст и вкус. Вот их краткое описание.

• Для самых маленьких — несколько видов симпатичных зверюшек. Они упаковываются в яркие пакеты по 250 г. Весь этот веселый зверинец, должный заместить «Барни», объединен под торговой маркой «Веселый Тоби». Но пока российский медвежонок устоял: то ли благодаря телерекламе, то ли из-за нашего нежелания доверять своим. А, между прочим, перед вами — настоящий инновационный проект, один из самых оригинальных в нашей пищевой сфере за последнее время…

• Едем дальше. Под брендом Waffelberg все романтичные, влюбленные и просто молодые люди, находящиеся в поиске, получили вафельные сердечки массой 30–40 г с различными начинками (изю-момом в частности) и в чистом виде. Они выходят в свет под ТМ «Красавица Катарина».

• Наконец, людям всех возрастов и взглядов минские производители предложили абсолютный аналог венских вафель. В нашем случае эта воздушная сладость выпускается под брендом «Смелый Якоб».

Для европейцев мягкая вафельная продукция — гораздо больше, чем еда. Это — символ уюта, какой-то домашности, подлинного тепла. Если не верите, можете прочитать вместе с детьми рассказ гениальной Астрид Линдгрен «Тетушка Берг — самая добрая на свете!» По-моему, это самый простой и естественный путь в Европу.

А если серьезно, то мягкая вафельная продукция в широком ассортименте под европейским брендом Waffelberg у нас доступна и старым, и малым. Она рассчитана на все возрасты и социальные группы. При желании и доле фантазии из этих вафель можно создавать вкусные произведения архитектуры. Вот одно их них, выставленное в рамках ноябрьской выставки «ПРОДЭКСПО-2015».

Стоит ли говорить, что брендовая продукция под торговыми марками «Веселый Тоби», «Красавица Катарина» и «Смелый Якоб» производится из местного сырья: сахара, муки, яиц. Ау, потребители и торговля… Неужели даже такие продукты придется продвигать в сознание с помощью административного ресурса? Тогда я чего-то не понимаю.

Видимо, чтобы захватить вкусы всех потребителей, в системе «Минскхлебпрома» начали выпускать вафли с разными модными молодежными вкусами (грибы, сметана и лук, бекон) под ТМ Snack. Все они также были весьма достойно представлены на «ПРОДЭКСПО-2015».

Как еще можно быть современным

Могу также отметить, что в системе «Минскхлебпрома» не приемлют агрессивной борьбы за вкусы. Вместо этого здесь применяют новые стратегии и технологии, в первую очередь в продвижении своей продукции. Можно сколько угодно говорить о натуральности и жаловаться на ушлых конкурентов, но продажи от таких пассажей обычно не растут. Так вот, на «Минскхлебпроме» не так давно решили уделять внимание такому неотъемлемому атрибуту праздника, как торт. Запущена своеобразная программа tortiki.by.

Желающие могут быстро посетить эту ссылку: http://tortiki.by/

А мы тем временем обратим ваше внимание на несколько фото с недавно завершившейся выставки «ПРОДЭКСПО», где специалисты главной столичной хлебной компании продемонстрировали, что и как они могут сделать в самое короткое время с учетом любых клиентских пожеланий. Выглядит вся эта кондитерская палитра весьма ярко.

Отмечу также, что в объединении давно отошли от забронзовелых и замшелых стереотипов. «Минскхлебпром» прививает моду к красоте, стилю, привлекательности во всех смыслах. Вот как проходила одна из показательных презентаций в столичной ратуше сравнительно недавно. Нам кажется, это тот случай, когда слова и пояснения будут излишни.

Минское объединение, включающее в свой состав шесть столичных хлебозаводов, заслуживает внимания и уважения. И благодаря своей продукции, и за счет человеческого фактора. Наверно, такая красота может спасти мир. Прав был товарищ Достоевский.

P. S. Автор благодарит за помощь генерального директора КУП «Минскхлебпром» Владимира Талайко.