Кассы самообслуживания — в Беларуси

Людям больше не нужен посредник, чтобы общаться, путешествовать и даже покупать товар. Подстраиваясь под меняющегося покупателя, торговля во всем мире учитывает эту тенденцию и заменяет часть обычных касс кассами самообслуживания. Во многих магазинах уже можно встретить целые «острова самообслуживания». Магазины там стремятся сделать шопинг комфортным для тех, кто ценит свое время и избегает очередей.

Беларусь пока стояла в стороне от использования подобных новаторских технологий. Но уже сейчас в Беларуси реализуется уникальный проект по внедрению первых в стране касс самообслуживания. Поставщиком и интегратором данного решения выступает компания «БелКристаллСервис» — ведущий системный интегратор в сфере розничной торговли, поставщик и разработчик торгового оборудования и систем автоматизации ритейла.

ЧТО ТАКОЕ КАССЫ SELF-CHECKOUT

Это кассы, которые позволяют покупателю самому без участия кассира просканировать свои покупки, их оплатить и получить чек. Интуитивно понятный интерфейс позволяет любому человеку самостоятельно совершать на аппарате все необходимые манипуляции. В то же время проконсультировать и оказать необходимую помощь покупателю может помощник. Как правило, один помощник обслуживает 4–8 таких касс. Кассы самообслуживания очень быстро завоевывают рынок розничной торговли, например, в Tesco Express со временем полностью отказались от традиционных касс и установили только кассы self-checkout, хотя в начале реализации проекта соотношение было примерно 50/50.

ПОЧЕМУ ВЛАДЕЛЬЦЫ МАГАЗИНОВ БОЯТСЯ КАСС САМООБСЛУЖИВАНИЯ?

Среди владельцев магазинов нет равнодушных к кассам self-checkout. Одни всеми руками за, другие резко против. Одни считают кассы самообслуживания решением кадровой проблемы и способом сократить очереди. Другие боятся. А, кстати, чего? Вот основные страхи, из-за которых кассы self-checkout еще не установлены в магазине рядом с вашим домом.

Миф № 1. А вдруг не заработает?

Многие владельцы магазинов считают, что кассы self-checkout — что-то экзотическое. Они руководствуются принципом социального доказательства и терпеливо ждут, пока self-checkout установит соседний магазин.

Между тем еще в 2012 году в мире насчитывалось около 170 тысяч касс самообслуживания, а к 2018 году ожидается, что их количество вырастет до 320 тысяч. В России такие кассы устанавливаются не так активно, как в Европе, а в Беларуси их вообще нет. Но большинство крупных российских ритейлеров к ним уже присматриваются, прицениваются или планомерно готовятся к их установке.

Миф № 2. Будут воровать

Проблема воровства действительно существует, но существует она не только на кассах самообслуживания, но и в ритейле в целом. Причем более 60 % случаев воровства связано с кассирами: они обсчитывают покупателей, повторно сканируют товары и используют массу уловок, которые порой бьют не столько по карману магазина, сколько по его имиджу, что бывает даже важнее. В магазин, где его обсчитали, человек второй раз не придет. На кассах self-checkout кассиры не воруют — их здесь нет.

Более того, на кассах самообслуживания украсть труднее, чем кажется. Во-первых, за покупателями следит помощник, во‑вторых, на кассах установлены камеры видеонаблюдения, в‑третьих, сами кассы сигнализируют о том, что покупатель целенаправленно или случайно забыл отсканировать товар.

Миф № 3. Покупатели не поймут

Люди действительно боятся нового, но это явление временное. Касса self-checkout — это не первое устройство самообслуживания, с которым они имеют дело. Большинство научились работать с пластиковыми картами в банкоматах, снимая наличные или пополняя счет, не говоря уже о смартфонах и компьютерах. Исследование компании Cisco, занимающейся разработкой сетевого оборудования, показало, что в США каждый второй покупатель предпочитает кассу самообслуживания обычной, а 61 % покупателей готовы посетить магазин, где не будет работать ни одного кассира.

Кассы без кассира — это новое явление на рынке, и как у всего нового у них тоже есть и достоинства, и недостатки. Однако практика рынка показала, что если судить по количеству установок касс self-checkout на Западе и повышенному интересу к ним общества, то аргументов «за» них гораздо больше. А у страха, как водится, просто глаза велики.

ЧЕМ КАССЫ САМООБСЛУЖИВАНИЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЕЕ ДЛЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ?

Покупателей в большом супермаркете или гипермаркете можно разделить на две категории. Одни приехали «закупаться». Это неспешный процесс, на который они изначально закладывают не менее часа. Часть этого процесса — стояние в очереди. Такие покупатели знают, что постоять придется, и морально к этому подготовлены.

Вторая категория — те, кому нужно купить только необходимое. Например, для пятничного ужина. Они покупают, допустим, вино и сыр и совсем не настроены терять драгоценное время. Если им предстоит стоять в очереди, они либо бросят покупки, либо скрепя сердце стоят в ней до конца, но покидают магазин в плохом настроении.

Зона самообслуживания помогает распределить потоки в магазине. Те, у кого покупок немного, идут на кассу самообслуживания и достигают своей цели: уходят из магазина быстро. Скорее всего, когда им понадобится купить колбасу, хлеб и пару йогуртов, — они без сомнений придут в большой магазин с кассами самообслуживания. Выбор в супер- и гипермаркетах лучше, чем в магазинах «у дома», цены ниже, а если еще и очереди меньше, — зачем ходить куда-то еще?

ВЫГОДА ДЛЯ ВЛАДЕЛЬЦА: КАК УВЕЛИЧИТЬ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ КАССИРОВ ВДВОЕ?

Допустим, в тележке 40 йогуртов по условной цене 100 рублей, а в корзинке 10 йогуртов по той же цене. На сканирование одного товара в среднем уходит по полторы секунды. Кассир справится со сканированием тележки за 60 секунд, а корзинки — за 15. Дальше начинается самое интересное: процесс оплаты. Он длится всегда примерно одинаково — где-то 30 секунд, независимо от суммы покупки и количества товаров.

Что в итоге? Сумма покупок у покупателя с тележкой составит 4000 рублей, а у покупателя с корзинкой — 1000 рублей. Это значит, что кассир, обрабатывая только товары из тележек, в минуту приносит в кассу 44 рубля, а если к нему будут идти покупатели с корзинками, — только 22 рубля. Другими словами, перераспределение потока покупателей в два раза повышает продажи кассира в единицу времени. Он меньше занимается расчетами и быстрее сканирует.

ПЯТЬ КЛЮЧЕВЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ КАСС САМООБСЛУЖИВАНИЯ

Опыт США показал, что пропускная способность магазинов после внедрения касс самообслуживания увеличилась от 25 до 44 %. За счет чего были достигнуты столь высокие показатели? Вот три основные причины:

1. Кассиров меньше, но работают они лучше. С появлением касс самообслуживания вам понадобится меньше кассиров. Расходы на персонал сократятся. Но это далеко не вся выгода. Вы можете оставить только лучших кассиров и предложить им реальную перспективу для роста, которой нет в обычных магазинах, — стать помощником, то есть менеджером острова.

Кроме того, благодаря тому, что покупатели с небольшим количеством покупок будут совершать покупки самостоятельно, кассиры будут больше заниматься сканированием и меньше расчетами и общением.Производительность кассы вырастет: кассир за смену успеет обработать больше товаров, чем раньше.

2. Больше довольных покупателей. Кассы самообслуживания делают процесс покупки для покупателей с корзинками интересным и быстрым. Самим фактом установки касс self-checkout вы привлекаете новую многочисленную группу спешащих покупателей — тем, кому надо купить несколько товаров и быстро покинуть магазин. Теперь они пойдут за печеньем и кефиром не в подвал у дома, а в гипермаркет, где ассортимент гораздо шире и есть марки продуктов, которые они предпочитают.

3. Меньше очередей. Вместо одной обычной кассы вы можете установить две-три кассы самообслуживания. Благодаря тому, что туда уйдут люди с небольшим числом покупок, уменьшатся очереди и на кассах с кассирами. Особенно это важно в пиковые часы, когда нагрузка на кассы предельно высока. Кассы самообслуживания работают 24 часа в сутки — очередь не возникнет из-за того, что кассир ушел на перекур или заболел.

4. Повышение качества обслуживания: снижается влияние человеческого фактора на процесс оплаты.

5. Экономия торговой площади: вместо одного традиционного кассового узла можно установить две, а то и три кассы самообслуживания.

6. Контроль краж: снижение возможности контакта обслуживающего персонала с товаром и кассовой системой.

220036, Беларусь, г. Минск,

ул. К. Либкнехта, 68, 133

Тел./факс: (017) 208-65-96

(многоканальный)

e-mail: bcs@belcrystal.by

www.belcrystal.by