Вы здесь

За рынки сбыта нельзя бороться в одиночку

Отвечая на традиционный вопрос «Продукт.BY», адресованный производителям и переработчикам мясной продукции накануне Международного экспортного форума «Беларусь мясная» («Чего вы ждете от данного мероприятия в первую очередь и что хотите обсудить в первую очередь?»), Анна НОРКУС, генеральный директор ОАО «Витебская бройлерная птицефабрика», предоставила развернутый, концептуальный ответ. На его основе был сформирован деловой, аналитический и одновременно эмоциональный, искренний материал — от первого лица.

Россия прежней уже не будет

В первую очередь топовый руководитель из Витебского региона ждет от форума «Беларусь мясная-2017» не «теории в чистом виде, но… возможности обсуждения и решения практических вопросов, связанных с реализацией продукции на внутреннем и внешних рынках».

Сегодня руководителя беспокоит позиция ветеринарных служб, зарубежных в первую очередь. «Да, перед нами встают порой вопросы из разряда труднореализуемых, имеющих очевидную политическую окраску, — предполагает она. — К примеру, неслучайным выглядит закрытие в 2016 году российского рынка для поставок продукции нашей птицефабрики, птицефабрики «Дружба»…

Якобы обнаруженные в ходе сомнительно проведенных проверок листерии в пробах белорусского мяса птицы год назад стали прекрасным поводом для российских ветеринаров: оградить собственный, стремительно развивающийся рынок от любой внешней конкуренции, продвинуть интересы своего бизнеса.

Возможно, такое заявление покажется кому-то резковатым. Но как тогда объяснить тот факт, что все необходимые требования российских ветеринарных служб нами были оперативно выполнены, однако ситуация не изменилась ни на йоту? Мы… остаемся закрытыми.

Становится также очевидно, что в прежних объемах и ассортименте наша продукция не будет в России представлена никогда. Такое ощущение, что этот факт уже априори всеми признан».

Выставка «Белагро-2017», июнь…
Яркие стенды Витебской бройлерной птицефабрики и иных производителей в силу субъективных и объективных причин вызывали интерес у профессионалов и любителей. Однако уже сегодняшняя «картинка», характерная для отечественного рынка мяса птицы в целом, требует серьезной «настройки»

Китай откладывается, транзит через Евросоюз заморожен

Анна Норкус констатирует, что в сложившихся условиях предприятию и всей птицеводческой отрасли объективно приходится задумываться о диверсификации экспорта, делая шаги в данном направлении. «И при таком развитии сценария мы ждем гораздо большей помощи и внимания со стороны профильных государственных служб, как белорусских, так и иностранных. Пока же декларации сильно опережают реальные действия, — констатирует она. — К примеру, по итогам недавнего участия нашей компании в выставке в Гуанчжоу были наработаны серьезные контакты для поставки сырья на китайский рынок. В перспективе это даст возможность создать совместное предприятие по производству готовой продукции глубокой переработки в городе Иу («Продукт.BY» писал об этом в июньском номере. — Авт.).

Однако сейчас выясняется, что вопрос об открытии китайского рынка для белорусской продукции из мяса птицы будет решаться не ранее, чем через год. Мы же готовы поставлять самое качественное сырье для переработки на рынке Китая уже сейчас, незамедлительно. Однако вместо этого вынуждены бить по тормозам. И это — при наличии уникальных, добрососедских отношений двух наших стран на самом высоком уровне».

Руководитель Витебской бройлерной птицефабрики также говорит о том, что для поставок на рынки стран Азии, Ближнего Востока оптимальным выглядит транзит соответствующих грузов от «Ганны» через страны ЕС и дальнейшая организация его поставок морем.

«В данном случае, с учетом географического расположения предприятия, речь идет о транзите через Латвию, в порт Лиепаи, — отмечает Анна Норкус. — Но и на этом направлении у нас оказываются связаны руки. Вопрос о транзите не решается, время уходит».

Постсоветская и иная противоречивая специфика

Ориентиры могут быть разными. В ситуации, когда дальнее зарубежье оказывается труднодостижимым, а Россия — закрытой, перспективными выглядят рынки постсоветских республик — Армении, Грузии, Туркмении, Азербайджана, Киргизии и проч. «Мы активно работаем над снижением себестоимости готовой продукции и сырья, — резюмирует топ-менеджер. — Одновременно стараемся учесть предпочтения потребителей и предложить им оптимальные варианты. В частности, пробная поставка осуществлена в Грузию».

Фабрика готова учитывать требования абсолютно всех ответственных ветеринарных, контрольных, надзорных и иных органов и служб России, Китая, Евросоюза и т. д.

«Однако, по нашей информации, работу на внешних рынках существенно затрудняет необходимость выполнять многочисленные ведомственные требования, которые порой противоречат друг другу. В таких условиях нам жизненно необходимо получить официальное разрешение для работы на конкретных внешних рынках, а качество, безопасность и конкурентную цену мы там обеспечим», — неоднократно подчеркнула эту мысль в ходе общения собеседница «Продукт.BY».

О диктате розницы, задачах птицеводов, надежде на Минсельхозпрод…

Наконец, много вопросов у VIP-участницы форума вызывает работа на внутреннем рынке, так называемое взаимовыгодное сотрудничество с крупными розничными сетями. Внутренний рынок по мясу птицы перегрет, предложение значительно превышает спрос. Это — не новость.

Как и то, что на этом фоне крупные розничные игроки умело сталкивают лбами производителей, заставляя их предоставлять сетям скидки, бонусы и т. д. «В результате разумная маржа, на которую вправе рассчитывать производитель, достается ритейлу — за счет торговых наценок, надбавок, — недоумевает Анна Норкус. — Их в итоге оплачивает потребитель, а производитель параллельно работает на уровне нулевой рентабельности, и это еще в лучшем случае.

Мне с болью приходится говорить также о разрушенной около десяти лет назад структуре «Белптицепрома», позволявшей производителям координировать свои действия. В связи с этим представляется важным проведение в рамках «Беларуси мясной» форума птицеводов.

Кроме того, информацию о существующих проблемах отрасли, нерешенных по тем или иным причинам, мне хотелось бы напрямую донести и обсудить в формате форума с руководством Минсельхозпрода».

Источник: Produkt.by

«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707
+375 (17) 390-65-55
+375 (17) 390-67-77
+375 (17) 396-53-21
  +375 (17) 396-53-22




*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.