«Віцебскае малако». Пришли, увидели, победили.

25 декабря в Национальной библиотеке Беларуси вручали награды победителям республиканского конкурса «Бренд года-2012». В номинации «Региональный бренд» золото получило ОАО «Молоко», г. Витебск. Через час после вручения награды мы побеседовали с генеральным директором предприятия Александром ЛУКИНОВЫМ. Получился такой вот своеобразный «суперблиц».Александр НОВИКОВ

— Александр Алексеевич, что для вашего предприятия означает эта победа, насколько она была ожидаема и важна? Понятно, что грани золота, серебра и бронзы на такого рода конкурсах бывают несколько размыты, а организаторы порой заявляют: победы были достойны многие. Тем не менее золотая медаль оказалась именно в ваших руках. Что вы чувствуете в связи с этим, помимо гордости?

— Начну с того, что в «Бренде года» мы участвовали впервые. Хотя опыт участия в профессиональных конкурсах такого уровня у нас достаточно серьезный. Было приятно, когда представители международного жюри в этой номинации публично отметили наших специалистов-маркетологов. Так что для нас в итоге это был не просто какой-то праздник или фестиваль, а ответственное деловое мероприятие, где имело смысл реализовать свой потенциал. Рад, что задачу в целом решить удалось.

— А вы бы стали, кстати, участвовать в конкурсе, где побеждают практически все заявившиеся участники, в качестве бонуса получают результаты некоего соцопроса, а в финале проводится бурный фестиваль для «пераможцаў» в ресторации? Такие мероприятия у нас ведь тоже проводятся, чего уж тут…

— На такое нет ни времени, ни желания, ни денег. Нам сегодня важно знать мнение серьезных специалистов, а не абстрактных потребителей. Плюс очень полезно иметь возможность оценить свое положение на фоне конкурентов. Если есть возможность использовать чей-то опыт, отслеживая их динамику и специфику развития, — почему бы и нет? Вариться в собственном котле, не замечая ничего вокруг, — сегодня этот путь неперспективен. А «Бренд года» дает определенные возможности, чтобы расширять свой кругозор. Понятно, что мы нацелены на победу во всех конкурсах, где участвуем, поскольку термины «доверие потребителя», «профессиональный подход» — для нас не просто красивые слова.

— Знаете, большинство наименований других молочных предприятий Беларуси достаточно индивидуальны и узнаваемы. А у вас все как-то слишком просто: ОАО «Молоко», г. Витебск. Вы сторонник принципа: лучшее — враг хорошего, и точка?

— Отчего же — точка?.. Правильнее сказать, что мы не ищем революционных путей в развитии. Эволюция как-то предпоч­тительнее. Только в прошлом году был зарегистрирован бренд «Віцебскае малако». И уже сейчас вся наша продукция выпускается под этой торговой маркой. Все происходило последовательно и логично. Ничего сверхъестественного.

Пока достаточно сказать, что наш новый бренд «Віцебскае малако» рождался и внедрялся в жизнь с учетом опросов потребителей и профессионалов, кропотливой работы на всех уровнях. Мы не ставили цель все в одночасье изменить, поломать и начать с чистого листа. Наша бизнес-философия подразумевает Верность Традициям. Эта идея прописана в словесном воплощении нового бренда. А графический символ «Віцебскага малака» — василек — получил более четкую прорисовку по сравнению с нашей предыдущей торговой маркой — «Фабрика молочного вкуса». Зачем от такого выигрышного образа было отказываться и «изобретать велосипед»? Абсолютно бесспорна его (образа василька. — А. Н.) связь с положительными для витебского региона и всей Беларуси факторами — тем же «Славянским базаром».

— То есть можно утверждать, что ваше предприятие с его новым брендом становится в общий эстетический ряд со своими друзьями-конкурентами, о которых я вас спрашивал до этого?

— Нет. Утверждать можно, что путь в развитии у каждого белорусского производителя сегодня свой. Я с большим уважением отношусь ко всем крупным переработчикам, которые присутствуют на рынке. Практически у каждого из них есть чему поучиться. Все они становились «на крыло» на наших глазах и переживали самые разные периоды. За двадцать с небольшим лет постсоветской истории Беларуси мы все успели увидеть и пережить невероятно многое. Отрадно, что испытания большинство из нас закалили и сделали сильнее. И еще хочется вот что сказать. Всякий продукт, точнее, торговая марка, бренд, имеют свой срок развития и жизни. Время покажет, что будет с «Віцебскiм малаком» через год, два и т. д. Хватит ли у коллектива запала развивать структурно свое начинание, уйти от рутины, быть творцами?.. Я лично в это верю. Хотя бы потому, что такие яркие победы, как сегодня на «Бренде года», сближают (улыбается. — А. Н.).

— Александр Алексеевич, и последний вопрос. Что вы можете сказать о перспективах взаимодействия вашего предприятия с торговлей сегодня и завтра с учетом того фактора, что предприятие только в 2012 году начало заходить туда под новым брендом?

— Любые отношения торговли и производителя строятся на принципе взаимной выгоды. Вот мы сейчас получили золото в номинации «Региональный бренд». Это лишний повод для того, чтобы торговля обратила на нас более пристальное внимание. Как минимум по Витебщине. Хотя, чего уж так скромничать? Яновичское масло, новолукомльский творог, да то же витебское молоко — эти названия продукции сами по себе являются визитной карточкой и своеобразным входным билетом в сознание современного покупателя по всей Беларуси. Так что у нас есть все, чтобы двигаться вперед и активно расширять сознание потребителя и торговли.

— Спасибо за уделенное нам время. Поздравляем с победой. Желаем новых достижений новому бренду — «Віцебскаму малаку». http://www.vitebskae.by/

P.S. Когда январский номер готовился к печати, пришла еще одна новость: ОАО «Молоко» г. Витебска и, соответственно, бренд «Віцебскае малако», получили сертификат «Халяль» (исламский сертификат одобрения). Получение данного сертификата открывает широкие возможности для выхода на новые рынки.

Справка «Продукт.BY» Витебский молочный комбинат был построен в конце 1976 года. Сегодня под брендом «Віцебскае малако» в ОАО «Молоко» г. Витебска выпускается порядка 250 наименований натуральных молочных продуктов. Основными видами являются: цельномолочная продукция (молоко, сметана, кефир), плюс масло, сыры, мороженое, майонез, сухие молочные продукты и т. д.