Вы здесь

Вероника АГУЭРА: «Произошло одновременное обрушение спроса во всем мире»

Старший консультант международной консалтинговой компании Gira (c 1970 года на рынке, занимается исследованиями и анализом продовольственного рынка) Вероника АГУЭРА объяснила ПРОДУКТ.BY, в чем заключается исключительность нынешней кризисной ситуации, и дала рекомендации белорусским молочникам.

Вероника АГУЭРА — старший консультант международной консалтинговой компании Gira — Как вы опишите состояние молочного рынка сегодня — паника, хаос или попытка найти новую модель поведения? Различные компании ведут себя по-разному. Какие типы поведения вы наблюдаете?
— И не паника, и не хаос. Участники рыка пытаются контролировать ситуацию. Однако могу сказать, что если раньше компании строили стратегию развития своего бизнеса по плану А или В, то сейчас все вынуждены привести в действие план С — кризисный. Ситуации, которую мы наблюдаем сегодня, никогда раньше не было. Речь идет о падении потребления, происходящем одновременно на наиболее важных молочных рынках. Компания Gira недавно завершила исследование влияния кризиса на рынок, а также представила свой прогноз на 2021 год. На графике рис. 1 можно увидеть падение потребления основных молочных продуктов во втором квартале 2020-го в Евросоюзе и США.

Закрытие общепита, конечно, тоже сказалось: то, что было потеряно из-за прекращения его работы, лишь частично компенсировалось продажами в ритейле. На основных рынках спрос на ключевые товары в третьем квартале упадет предположительно на 10 %. На графике можно также увидеть, как падение спроса приводит к дисбалансу на рынке: когда больше стало производиться масла и сухого молока, это компенсировало низкий спрос на особенные сыры (в Европе данная тенденция наиболее показательна). Также можно предположить, что производство сухого обезжиренного молока значительно вырастет. Следовательно, цены снизятся и в дальнейшем будут продолжать падать.

 

Участники рыка пытаются контролировать ситуацию. Однако, если раньше компании строили стратегию развития своего бизнеса по плану А или В, то сегодня вынуждены привести в действие план С — кризисный.

 

— Наблюдаете ли вы что-то совершенно новое на рынке? С точки зрения появившихся трендов, поведения потребителей, ситуации с экспортом?
— Очень специфическое в нынешней ситуации — это одновременное или практически одновременное обрушение спроса во всем мире. Закрытие общепита в наиболее крупных развитых странах — также беспрецедентная ситуация. Например, в течение нескольких недель спрос на пиццу просто исчез! Соответственно спроса на производство моцареллы тоже нет.

В Китае, который прошел через «шок», уже заметна тенденция увеличения спроса после закрытия всех каналов общепита в первом квартале 2020 года. Но должно пройти время, прежде чем объем импорта вернется к своим прежним показателям — к тому, что мы сегодня называем нормальной ситуацией. Это означает, что крупным производителям будет трудно найти новые рынки, экспортом на которые они смогут заместить падение спроса на своих внутренних рынках. Скорее всего, проблемы с экспортом сохранятся до конца 2020 года.

— Можно ли говорить, что нынешний кризис наиболее сложный по сравнению с другими кризисами?
— Да, сегодняшний — наиболее тяжелый. Нужно учесть еще и тот факт, что все происходит в контексте экономического кризиса, а также усложнившейся логистики — торговля замедляется или в некоторых случаях вообще становится невозможной, потому что прекращен трафик. В Европе мы видим, как компании вынуждены решать проблемы с логистикой на внутреннем рынке. Некоторые водители не работают, поскольку или больны, или сидят дома с детьми, потому что жена работает медсестрой. В таких ситуациях компании вынуждены концентрировать свои усилия на поставках на внутренний рынок, для них экспорт становится менее приоритетным. И это тоже совершенно новая ситуация.

Рисунок 1 — Квартальные изменения потребления молочных продуктов в Евросоюзе и США. Прогноз развития рынка до 2021 года.

— Какие главные вызовы для производителей молока сегодня?
— Можно определить два уровня проблем. Первый — производство, дезорганизацию которого мы видим прямо сейчас. Причин несколько, в их числе — невыход на работу сотрудников. Сегодня компании оценивают недостаток рабочей силы в размере 20 %. Также усложняется рабочий процесс вследствие необходимости соблюдения гигиенических норм, которые отнимают много времени. Как результат — эффективность производства падает. Второй уровень проблем — потребление, оно зависит от специфики деятельности компаний. Те, кто работал на общепит, получили очень сильный удар, и для них будет непросто перестроиться на поставку для ритейла, потому что каналы продаж отличаются, потому что иные требования к упаковке и так далее.

Тем, кто работал в премиум-сегменте, также будет непросто, поскольку в кризисные времена ритейлеры переходят на базовые продукты. К примеру — Франция: там производители специальных сыров столкнулись с тем, что спрос на такие продукты резко упал как на внутреннем, так и внешних рынках. Как вариант решения — можно начинать производить масло и сухое молоко, но здесь неизбежно столкновение с проблемой ценовой конъюнктуры!

— Как правительства, на ваш взгляд, должны помогать молочному рынку? Какая помощь уже осуществляется?
— Существуют разные уровни помощи. Например, поддержка межсекторальных организаций, в которых государства обычно участвуют. Эти организации помогают производителям прийти к соглашению об уменьшении производства. Также они рекламируют потребление молочной продукции. Подобные действия уже осуществляются в некоторых странах Евросоюза. Однако нет уверенности, что эти меры будут эффективны, поскольку в разных странах различные достижения. Второй уровень поддержки — экономический. И здесь можно наблюдать, как в европейских государствах осуществляется массивная помощь «независимо от расходов». Но нужно понимать, что молочный сектор не считается приоритетным для правительств, потому что они имеют склонность полагать, что люди продолжают ходить в магазины, хотя другие секторы экономики «пострадали».

— Какие шаги должна предпринять Еврокомиссия? Европейская ассоциация производителей молочной продукции обратилась к Еврокомиссии с просьбой об активации интервенционных механизмов. Каково ваше мнение о необходимости их принятия?
— Еврокомиссия предпримет шаги по внедрению интервенционных механизмов тогда, когда цены достигнут уровня, необходимого для интервенции. Возможно, это скоро произойдет.

— О каких уроках для молочного сектора уже сегодня можно говорить?
— Несколько рано делать обобщения. Возможно, это наличие способности быстро адаптироваться к требованиям рынка. Другими словами, нужно быть гибкими.

— Есть ли у вас какие-либо рекомендации для белорусских производителей молока?
— Белорусские производители должны осознавать, что рынок столкнулся с большим излишком молочной продукции. Поэтому попытка сдерживания роста производства молочных продуктов может быть хорошим решением в этом году. 

Источник: ПРОДУКТ.BY

Читайте также
Е. М. Войтехович, заведующий сектором стандартизации и нормирования молочной отрасли РУП «Институт мясо-молочной...
Сергей ЛИЩУК, управляющий партнер консалтинговой компании Retail4you, рассказал, почему нужно работать с зарубежной...
Белорусским молочным экспортерам приходится отвоевывать свою долю рынка у международных корпораций. Они преуспели и уже...
«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 390-65-55
+375 (17) 390-67-77
+375 (17) 396-53-21
+375 (17) 396-53-22

mail@produkt.by

*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.