Вы здесь

Узбекский экспресс — о движущей силе инвестиций

На протяжении нескольких лет экономика Республики Узбекистан показывает устойчивую позитивную динамику. По итогам 2019 года рост валового внутреннего продукта составил 5,5 % против прогнозных 5,4 %. Объем инвестиций вырос на 28,6 %, реальные доходы населения — на 10,0 %. Все это делает узбекский рынок одним из самых перспективных для белорусских экспортеров товаров и услуг.

За 2019 год были введены в эксплуатацию порядка 2,8 тыс. объектов социального, инфраструктурного и производственного назначения: 145 крупных производственных объектов, 167 крупных региональных проектов, 2,5 тыс. социальных и инфраструктурных объектов. Для реализации единой государственной инвестиционной программы в агропромышленном комплексе Республики Узбекистан создано Агентство по реализации проектов в области агропромышленного комплекса и промышленного обеспечения. Белорусский корреспондент узнал, как работает эта структура и как она влияет на инвестиционный климат ситуации в реальном секторе узбекской экономики и, в частности, в АПК. Одно из важнейших направлений деятельности агентства — сотрудничество с международными финансовыми институтами, Всемирным банком, Азиатским банком развития, Международным фондом сельскохозяйственного развития, Японским агентством международного сотрудничества и др.

Структура не ведет банковскую деятельность, а занимается исключительно привлечением инвестиций для финансирования перспективных проектов и бизнес-планов, в том числе в сельском хозяйстве. Сначала большая часть денег направлялась на формирование базы АПК — улучшение инфраструктуры, восстановление системы мелиорации, ремонт насосных станций и т. п. В последние два-три года инвестиционные средства все чаще используются как кредитные линии, которые через коммерческие банки предоставляются фермерам, предпринимателям, бизнесу.

Только за 2018 год объем подобных кредитов составил 424 млн долларов, а в 2019-м — 376 млн. Львиная доля (80–85 %) используется в плодоовощном производстве. Это тепличные хозяйства, сады, переработка, хранение продукции, линии расфасовки, упаковки. 15–20 % идет на развитие животноводства.

В числе важнейших задач агентства — обеспечение эффективности привлеченных инвестиций, помощь в решении возникающих у бизнеса проблем, устранение бюрократических барьеров. Агентство продолжает курировать проекты после получения ими финансирования, оценивать их рентабельность, способствовать достижению наилучших финансовых результатов.

Одна из серьезнейших проблем отрасли, по оценкам участников рынка, — дефицит квалифицированных кадров. Вместе с инвестициями в страну приходят самые современные технологии, ведется работа по обучению и увеличению числа специалистов, способных реализовать их в полной мере.

Второе, что требует особого внимания, — это развитие экспорта. На уровне государства ставится задача ускоренными темпами наращивать экспорт.

А чтобы выйти на рынки других государств, предприятиям нужно знать стандарты и требования стран-импортеров и производить востребованную там продукцию с учетом специфики этих рынков.

Необходимо также продолжать совершенствовать инфраструктуру. Произвести продукцию — это только полдела, ее нужно в лучшем виде доставить до потребителя. Так что для обеспечения настоящей эффективности инвестиций нужен комплексный подход. «В момент, когда агентство нашло средства, которые были направлены, например, на строительство теплицы, — поясняет собеседник, — участие его специалистов в проекте не заканчивается, скорее наоборот, все только начинается».

Простой пример: узбекская черешня, как скоропортящийся продукт, отправляется в Южную Корею самолетом. Однако даже в этом случае нельзя быть до конца уверенными в стопроцентном результате. Кроме того, это очень дорого и сильно снижает ценовую конкурентоспособность продукции. Вместе с тем точно такая же черешня из Калифорнии транспортируется через Тихий океан кораблем. Дорога занимает 45 дней, но продукт полностью сохраняет свои свойства. Почему? Просто в США применяются совсем другие технологии упаковки и хранения.

Узбекским производителям, по их собственному мнению, жизненно важно переходить на такие же. В ближайшей перспективе с привлечением финансирования Азиатского банка развития в стране планируется построить несколько крупных логистических центров. Сумма инвестиций составит без малого 200 млн долларов. Новые инфраструктурные проекты будут в первую очередь реализованы в Ташкенте, Абиджане и Самарканде.

Принципиальный упор сейчас делается на кооперацию, создание кластеров. Специфика узбекского аграрного уклада — в наличии достаточно большого числа предприятий малого бизнеса. В одиночку им сложно продвигать свою продукцию на внешние рынки. Приходится мириться с существенными транспортными и прочими накладными расходами, самостоятельно отстаивать свои интересы в отношениях с оптовиками, учитывать множество рисков. Крупные логистические центры снимут большую часть этих проблем. Там будут организованы линии по сортировке и фасовке плодоовощной продукции, хранилища с оптимальными условиями ее хранения. Кроме того, в центрах будут локализованы офисы банковских и таможенных структур, работающие по принципу одного окна. Это позволит существенно упростить процедуру оформления машин с товаром, будет огромным шагом вперед для небольших агропредприятий и откроет новые возможности для их развития.

За 2019 год были введены в эксплуатацию порядка 2,8 тыс. объектов социального, инфраструктурного и производственного назначения: 145 крупных производственных объектов, 167 крупных региональных проектов, 2,5 тыс. социальных и инфраструктурных объектов.

Источник: ПРОДУКТ.BY

Читайте также
В странах Таможенного союза статус ферментов для пищевой промышленности определяется техническим регламентом...
Закваску для пасхального супа, масло, мороженое и даже шампанское делают из молочной сыворотки польские переработчики....
По статистике, с 2012 по 2019 год экспорт сухой сыворотки из Беларуси увеличился практически в три раза — с 34,5 до 96,...
«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (17) 39-65-321

mail@produkt.by

*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.