Вы здесь

Сырный рынок: состояние, перспективы, проблемы

В Минске прошел Первый международный сырный форум, организатором которого выступил журнал «Продукт.BY» при участии Международной финансовой корпорации. Мероприятие собрало за одним столом представителей промышленности, бизнеса, науки и торговли.

Программа форума оказалась очень насыщенной. В рамках мероприятия были запланированы не только доклады, но и ток-шоу с участием представителей предприятий и дегустация сыров. «Состоялся по-настоящему конструктивный деловой диалог. Особый интерес вызывает тема реформирования молочной отрасли в нашей стране. Можно с уверенностью сказать, что за последние десять лет Беларусь сотворила настоящее «молочное чудо» и этот опыт крайне полезен для России», — подчеркнула директор по корпоративным коммуникациям компании «ПиР Продукт» (Россия) Марина ПЕТРОВА.

Программа форума оказалась очень насыщенной. В рамках мероприятия были запланированы не только доклады, но и ток-шоу с участием представителей предприятий и дегустация сыров. «Состоялся по-настоящему конструктивный деловой диалог. Особый интерес вызывает тема реформирования молочной отрасли в нашей стране. Можно с уверенностью сказать, что за последние десять лет Беларусь сотворила настоящее «молочное чудо» и этот опыт крайне полезен для России», — подчеркнула директор по корпоративным коммуникациям компании «ПиР Продукт» (Россия) Марина ПЕТРОВА.

— Сырный форум — очень нужное и важное мероприятие и для работников молочной промышленности, и для представителей науки, и для торговли, — высказала свою точку зрения заведующая кафедрой технологии молока и молочных продуктов Могилевского государственного университета продовольствия Татьяна ШИНГАРЕВА. — Производители молока, переработчики и торговая сеть, которая доводит готовый продукт непосредственно до потребителя, образуют единую цепочку. Если где-то что-то обрывается из-за несогласованности или еще по какой-то причине, вся работа оказывается под угрозой срыва, поскольку в таком случае невозможно гарантировать качество продукции. Поэтому эти три звена всегда должны работать в одной связке. Наладить тесный и, главное, взаимовыгодный контакт невозможно без общения. Именно обмен мнениями помогает выявлять наиболее острые моменты и затем совместными усилиями устранять данные проблемы. Что касается высшей школы, которую я представляла на форуме, ученым всегда нужно идти в ногу со временем и знать, как передовые технологии, так и мировые тенденции, которые существуют в отрасли.

— Меня как руководителя заинтересовала аналитическая часть форума, — делится первый заместитель генерального директора ОАО «Милкавита» Любовь ОРЕЩЕНКО. — Российские коллеги, представлявшие СОЮЗМОЛОКО и торговый дом «ПиР Продукт», нарисовали подробную картину того, что сегодня происходит на мировом молочном рынке. Производственникам важно знать не только ситуацию, которая складывается в отрасли у нашего главного партнера — России, но и в Европе и США, потому что крупные международные компании диктуют правила игры. Многие тенденции, существующие сегодня у них, завтра будут определять развитие отрасли у нас. К тому же отмена квот в Евросоюзе, хотим мы этого или нет, приведет к тому, что в скором времени белорусским предприятиям придется конкурировать с европейскими производителями. А чтобы подготовиться к такому нелегкому противостоянию, необходимо обладать полной информацией, знать, в каком направлении будет развиваться молочный рынок в ближайшие несколько лет, и какие ниши здесь являются наиболее перспективными.

Как отметил директор Браславского филиала ОАО «Глубокский молочно-консервный комбинат» Виталий ДОЛЖЕНКО, мероприятия с привлечением российских экспертов очень важны, потому что они помогают обсудить насущные проблемы, которые существуют в отрасли. К тому же нам предстоит работать в едином таможенном пространстве, что опять-таки требует общения между специалистами. Это позволяет увязывать все вопросы, существующие в нормативных базах двух государств.

Не менее содержательным было и неформальное общение во время кофе-пауз и перерывов. Участники форума не только обсуждали заинтересовавшие их доклады, но и находили общие точки соприкосновения для дальнейшего сотрудничества. В частности, Браславский филиал ОАО «Глубокский молочно-консервный комбинат» провел предварительные переговоры с торговым домом «ПиР Продукт» о возможности заключения в ближайшем будущем взаимовыгодного контракта.

Безусловно, изюминкой форума стала дегустация сыров. Чтобы внести определенную интригу в эту часть мероприятия, «Продукт.BY» решил провести ее вслепую — участники форума пробовали зашифрованные образцы. Предприятия, которые представляли на суд требовательного жюри своих «конкурсантов», конечно же, не могли скрыть волнение: как же оценят их продукцию коллеги. В результате лучшими были признаны: в номинации «Российский сыр» м. д. ж. 45 % — сыр «Эммилорд» Полесского ПУ ОАО «Милквавита», в номинации «Российский сыр» м. д. ж. 50 % — сыр «Браславль с ароматом топленого молока» Браславского филиала ОАО «Глубокский молочно-консервный комбинат» и в номинации «Голландский сыр» — сыр «Голландский новый выдержанный» м. д. ж 45 % Полесского ПУ ОАО «Милкавита».

— С учетом того, что на форуме присутствовало много технологов, наша двойная победа не может не вызывать гордость, — отметила Любовь Орещенко.

— Хорошо, когда тебя хвалят друзья, но еще лучше, когда тебя оценили конкуренты, — добавил еще один призер Виталий Долженко.

Если вначале форума чувствовалась некоторая скованность участников, то дегустация сыров позволила существенно разрядить атмосферу. Она явилась своеобразным катализатором живого диалога. Неудивительно, что зачастую формат докладов перерастал в обмен мнениями между заинтересованными сторонами. Особенно бурную дискуссию вызвал вопрос: быть или не быть сырному продукту.

Надо отметить, что во время обсуждения данной проблемы высказывались диаметрально противоположные точки зрения. Одни белорусские производители отмечали, что им ни в коем случае не стоит ронять свою марку и равняться на тех, кто гонится за сиюминутной прибылью. Другие говорили, что к решению о необходимости производства сырного продукта их подталкивает рынок: сегодня продукция с ЗМЖ становится все более востребованной на российском рынке. На их взгляд, белорусскому Институту мясо-молочной промышленности все-таки стоит задуматься над вопросом снижения себестоимости производства сыров, в том числе и за счет разработки сырных продуктов. Такого же мнения придерживается и Татьяна Шингарева, которая уверена, что белорусские предприятия должны занять данную нишу, иначе это сделают российские производители, которые без особых сомнений осваивают данный сегмент рынка.

Российские эксперты придерживались иной точки зрения. Они убеждены, что белорусская молочная продукция — это бренд, известный своим высоким качеством. Именно поэтому для тех предприятий, которые думают о своей репутации, производство сырного продукта — не вариант выхода из непростой ситуации, сложившейся сегодня на сырном рынке.

Вот так за оживленным разговором официальная часть мероприятия плавно перетекла в неофициальную, которая продолжилась уже за бокалом шампанского. Главное, в чем сошлись мнения участников: сырному форуму быть. При этом они высказали надежду, что в следующем году встреча произойдет в более расширенном составе — с привлечением не только российских, но и европейских специалистов, а также крупных игроков сетевого ритейла.

Фотогалерея Международный сырный форум смотреть здесь >>>

Читайте также
В условиях снижения покупательской способности населения и присутствия фальсификата на полках магазинов возможности...
Беларусь стремительно наращивает экспорт продовольствия в РФ. В Москве опасаются: партнер по Таможенному союзу может...
На отечественном рынке только зарождается сегмент профессиональной нарезки и фасовки сыров. Однако торговые сети уже...
«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (17) 39-65-321

info@produkt.by

*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.