Сырье: в зоне особого внимания

В головах переработчиков молока прочно засела цифра 10 млн тонн. Именно на такой объем производства сырья планирует выйти Беларусь в соответствии с Республиканской программой развития молочной отрасли в 2010–2015 годах. «Осталось два года, а мы имеем совершенно не те показатели», — констатировал недавно руководитель Правительства. Наращивание объемов ограничено технологическими, экологическими и экономическими факторами, не считая весьма неблагоприятного прогноза конъюнктуры мирового рынка, отметил по этому поводу в интервью нашему корреспонденту директор Института системных исследований в АПК НАН Беларуси Александр ШПАК, отвечая на вопросы о сырьевом факторе и производственном потенциале молочной сферы.

Наталья ЩЕЛКУНОВА

— Александр Петрович, прежде чем говорить о причинах отставания развития сырьевой базы, хотелось бы услышать вашу оценку хода развития молочной отрасли с точки зрения перспектив мирового рынка.

— Молочное скотоводство и собственно вся молочная отрасль развиваются в соответствии с мировыми тенденциями на рынке молока и проводимой в республике аграрной политикой, ориентированной на рациональное использование экспортного потенциала агропромышленного комплекса.

Следует отметить, что Беларусь, производя около 1 % мировых объемов, в экспорте молочных продуктов занимает долю свыше 7 %. Поставки продукции на внешние рынки в пересчете на молоко в республике составляют более 46 % от объемов производства, в то время как в большинстве экономически развитых стран, включая ЕС, этот показатель не превышает 15–20 %. Исключение — страны с особенно благоприятными условиями производства (Новая Зеландия, Австралия, Ирландия), высокой долей импорта сырья (Бельгия, Германия, Нидерланды) или гарантированным сбытом (Австрия, Литва, Франция, Дания). Согласно прогнозу экспертов, в ближайшем будущем мировой рынок молока будет характеризоваться превышением спроса над предложением. Это обусловлено недостаточным приростом объемов по причине ограниченности кормовых ресурсов, ростом численности населения в ряде регионов и улучшением качества жизни. Среднегодовой прирост увеличится до 13,8 млн т, что позволит к 2015 году довести мировые объемы до 777,3 млн т и потребление — до 105 кг на душу населения. Однако для полного удовлетворения потребительского спроса прогнозируемых объемов будет недостаточно.

Основные экспортеры сохраняют свои позиции на мировом рынке. Тем не менее к 2015 году не исключена возможность некоторого сокращения экспортных поставок производителями США и отдельных стран ЕС. Причина — неоднозначная ситуация на рынке комбикормов, что ограничивает развитие животноводства. Однако мировой рынок поделен между основными экспортерами, и занять более широкую нишу весьма проблематично. Более того, Беларуси предстоит конкурировать с транснациональными компаниями, такими как Nestlé (Швейцария), Arla Foods (Германия/Швеция), Danone (Франция), Lactalis (Франция), Unilever (Нидерланды/Великобритания), Kraft Foods (США) и др. Преимущество основных конкурентов Беларуси — внедрение в практику их работы систем менеджмента качества на основе принципов НАССР и требований ISO 22000, а также других принципов разработки и сертификации системы менеджмента безопасности пищевой продукции, утвержденных в рамках Глобальной инициативы по безопасности продуктов питания.

Рынок Российской Федерации является основным для сбыта белорусской молочной продукции, и в перспективе он сохранит привлекательность. Это обусловлено емкостью и особенностями развития российского рынка, идентичностью потребительских предпочтений населения, общностью границ, региональными особенностями производства молока и необходимостью обеспечения продовольственной безопасности в рамках интеграционных формирований (Союзное государство Беларуси и России, Единое экономическое пространство, ЕврАзЭС, СНГ).

Однако учитывая, что Россия предполагает снизить импортные закупки до 4 млн т, доля Беларуси в них может быть ограничена примерно современным уровнем поставок. В других странах СНГ возможно и необходимо наращивание поставок белорусской продукции, однако данный рынок в целом имеет малый потенциал для расширения экспорта по двум основным причинам: низкая покупательская способность населения, небольшая емкость. Кроме того, практически все страны, ощутив продовольственный дефицит, принимают усилия по наращиванию производства молока собственными товаропроизводителями. Это если и не приведет в ближайшей перспективе к существенному росту производства молочной продукции, то, по крайней мере, стабилизирует его. Потенциальные поставки на рынки стран СНГ, кроме России, на ближайшую перспективу можно оценить в пересчете на молоко в объеме 550–650 тыс. т.

Полный текст читайте в печатной версии журнала