Вы здесь

Самое главное — удалось

Мы решили нестандартно выстроить публикацию, посвященную итогам состоявшейся в рамках конференции Trade Dialog плановой панельной дискуссии «Тенденции развития белоруской розницы: взаимодействие производителя и поставщика». В общем, следите за развитием сюжета.

Участники этого своеобразного круглого стола уже по итогам, в кулуарах, признали: сегодня между розницей и поставщиками назрело огромное количество частных вопросов. Их пытаются переложить на плечи министерств, ведомств, отдельных управленцев. И задача данного мероприятия — предложить грамотно переходить от частного к общему и наоборот — была в общем-то выполнена.

В ходе дискуссии было открыто заявлено: вопросы товарного дефицита (по тому же мясу птицы), споры вокруг куриной разделки, столь актуальные в последнее время для деловых взаимоотношений сетей и производителей, проблемы расчетов между субъектами хозяйствования и прочее — все это необходимо выносить на обсуждение профильных общественных консультативных советов, ассоциаций, которые еще нужно создавать.

Без этого понимания и реальных шагов навстречу друг другу белорусская экономика обречена на еще большие проблемы, чем сейчас. Теперь хотя бы бегло пройдемся по персоналиям и специфике этой достаточно жаркой, абсолютно искренней дискуссии.

Так ли все плохо у торговли? Вопрос, конечно, интересный

Хотелось бы отметить и в общих чертах процитировать взвешенное выступление Павла Филиппова, начальника главного управления экономики отраслей и бухгалтерского учета МАРТа. Он буквально по полочкам разложил ключевые финансово-экономические тренды последних лет, которые и определили состояние как розницы, так и производственного сектора в Беларуси.

«У нас падает товарооборот, имеются проблемы с оборачиваемостью и своевременными расчетами с поставщиками, — честно признал он. — Существует определенный разрыв между темпами роста товарооборота и ростом доходов населения». Фактически это значит, что люди «проедают» свои финансовые заначки. Это подтверждается чистой продажей валюты: с начала года население продало валюты больше, чем купило, на 1,63 млрд долларов США. При этом часть данной валюты население сняло со своих валютных депозитов, которые уменьшились на 8,2 % с начала года, или на 540 млн долларов США.

В то же время среднее белорусское домохозяйство (или семья, говоря по-простому) по оценке в среднем каждый месяц выплачивает 85 рублей кредитов. Одновременно растет число выезжающих за рубеж граждан, но при этом сокращается число переводов из-за границы. «Все эти и иные факторы также негативно отражаются на обороте торговых организаций, — констатировал специалист. — При этом усиливается конкуренция, которая сказывается на работе ведомственной торговли в первую очередь. Средний чек и стоимость покупки сегодня снижаются на 8–12 %, потребительская корзина (в зависимости от магазина) в 2016 году стала «легче и дешевле» на 10–20 %. В итоге обеспеченность собственными оборотными средствами у торговли на сегодняшний день отрицательная».

Но стоит ли говорить о том, что торговля — это такая своеобразная черная дыра? Это ведь не так. Да, по статистике, доля просроченной кредиторской задолженности торговых организаций на 01.10.2016 (11,2 %) ниже, чем на начало года (11,6 %). Для сравнения — в сельском хозяйстве эта доля достигла 32,1 %.

«В общем, говорить, что сегодня только торговля всем должна, — как минимум неуместно и некорректно», — подчеркнул спикер.

В то же время он отметил высокую долю задолженности перед поставщиками со стороны предприятий того же Белкоопсоюза и абсолютно логично объяснил подобный фактор: «Эта организация несет в масштабах Беларуси серьезный социальный груз: при этом торговля на селе не может быть прибыльной по определению — в наших нынешних экономических условиях» (табл. 1, графики 1, 2).

Таблица 1. Организации розничной торговли, имеющие просроченную задолженность более 1 млн деноминированных рублей в % к общему их количеству

 

И вот здесь мы подошли к одному из системных моментов, определивших суть данной дискуссии в рамках конференции Trade Dialog.

«За последний квартал к нам было всего несколько обращений со стороны поставщиков в связи с серьезной просрочкой и нарушением договорных отношений, и их количество существенно снизилось по сравнению с началом года, — отметил Павел Филиппов. — Данные вопросы решились на уровне вертикали власти, но…»

Чиновник обратил внимание участников дискуссии на то, что государственные органы «в принципе не должны решать проблемы расчетов, это задача, которую необходимо решать субъектам хозяйствования, двум контрагентам, которые работают на рынке, рыночными и договорными механизмами». Он также констатировал факт гибели философии «мы выпустили, поставили вам, а дальше разбирайтесь как-нибудь без нас». Кроме того, начальник главного управления констатировал, что конфликт интересов между поставщиками и ритейлом чаще всего объективно отражает экономическую действительность, некую конкретную ситуацию на рынке.

По данным эксперта нашего издания Виктор Маргелова, «в стране элементарно вымыты деньги, коэффициент монетизации живых денег составляет 11,6 % от ВВП: наша экономическая система обескровлена».

Российский фактор и белорусские козыри

Принимавший самое активное участие в работе панельной дискуссии Дмитрий Кузнецов, партнер «Школы поставщика Петра Офицерова», сделал несколько оригинальных заявлений, окрашенных в тона юмора и печали.

«В России был период дешевых кредитов, когда товары отгружали чуть ли не под честное слово, — вспомнил он. — С 2011‑го по 2014 год дебиторская задолженность накапливалась невероятными темпами. Я услышал про долю задолженности в 30 % — так вот это очень хороший показатель. У нас и сейчас есть сети, доля просроченной задолженности которых в общем объеме достигает 60–70 %. В то же время производители с объемами кредиторской задолженности до 80 %. Сейчас всему этому приходит конец. Пока в Беларуси я вижу просто рай для тех, кто готов набирать товар, торговать, а деньги отдавать, когда будет удобно. Или вообще не отдавать».

Он также отметил, что более 50 % просрочки возникало из-за неправильно оформленных документов, но этот фактор скорректирован в новой редакции Закона «О торговле».

Достаточно быстро посерьезнев, Дмитрий Кузнецов обратился к белорусским поставщикам с проникновенным спичем: «С «дебиторкой» сегодня нужно работать жестко, максимально агрессивно. В Беларуси государство охотно или неохотно, но все же помогает возвращать деньги поставщикам. В России это давно никто не делает. Поэтому у нас производители и поставщики «дебиторку» учатся собирать в момент поставки партии товара».

В то же время Кузнецов уважительно отметил момент, где Беларусь выигрывает у России в одну калитку. Это — вопрос безопасности продуктов.

«Ради удешевления производители в 80 % случаев не соблюдают состав ингредиентов, заявленных на упаковке, — заявил он. — Белорусский производитель в данном вопросе гораздо более добросовестный».

При этом начальник управления продовольственных товаров МАРТа Светлана Слинько отметила, что в настоящее время налажена системная работа Госстандарта, Минздрава, МАРТа по контролю за качеством реализуемых товаров в республике, обеспечению достоверной информации, недопущению недобросовестной конкуренции в части фальсификации товара (когда под видом масла сливочного пытаются импортировать спред). Это позволяет обеспечить максимальную честность белорусского и иностранного производителя к конечному потребителю в Беларуси. За счет такой работы обеспечена здоровая конкуренция в молочной, кондитерской, бакалейной и иных отраслях.

Продвижение белорусских продуктов в отечественной рознице

Прежде чем приступать к обсуждению темы, Светлана Слинько привела несколько цифр, которые четко характеризовали тему и, в принципе, дали ответ на многие вопросы. В соответствии с обзором, подготовленным на основе докладов органов системы ООН и информации о рейтингах, присвоенных Беларуси крупнейшими рейтинговыми агентствами во втором квартале 2016 года, Республика Беларусь занимает 0,15 % мировой территории. Имея 0,17 % населения, она выступает одним из мировых лидеров по объемам производства и экспорта ряда сельскохозяйственных и продовольственных товаров: 3‑е место в экспорте льноволокна; 7‑е — молочных продуктов; входит в «двадцатку» стран-лидеров по экспорту сахара, рапсового масла, говядины.

Если взять баланс продовольственных ресурсов, то уровень самообеспечения основной сельскохозяйственной продукцией у нас в республике по многим позициям превышает потребность внутреннего рынка. Кроме того, данный уровень за последние пять лет вырос, что свидетельствует о развитии отечественного производства! И, соответственно, об обеспечении продовольственной безопасности страны!

Для понимания: уровень самообеспеченности — это процентное отношение объемов производства продукции к внутреннему потреблению. Если в 2010 году уровень обеспечения по мясу составлял 118,3 %, то в 2015‑м — 133,1 %; по молоку — 199,4 %, в 2015‑м — превышает более чем в 2,2 раза. Это касается и некоторых других товарных позиций.

За девять месяцев текущего года удельный вес продажи отечественных продовольственных товаров составил 81,6 % в общем объеме их продажи, 18,4 % — продовольственные товары иностранного производства (в основном это товары критического импорта).

Рынок открыт. С учетом огромного товарного предложения включен жесткий механизм конкуренции. И в этих условиях единственной возможностью сохранения приоритетного обеспечения внутреннего рынка за счет товаров отечественного производства является выпуск конкурентоспособной продукции белорусскими производителями и создание равных условий хозяйствующей деятельности субъектам.

Безусловно, важно не только произвести товар, но и грамотно его продать. Это не менее сложная задача. Рынок живой. Работает целая система по его обеспечению. Производитель не может без торговли, как и торговля не может без производителя. Потому очень важно найти точки соприкосновения и сохранить приоритетное обеспечение внутреннего рынка за счет отечественной продукции.

Стратегию продвижения продукции, в первую очередь на внутреннем рынке, определяет производитель. Реализовывает он свою продукцию через фирменные магазины, в том числе используя франчайзинговую модель, или через отделы прямых продаж, дилерскую сеть определяет производитель.

Курица — больше, чем птица. Поле битвы

Довольно большое время в ходе своеобразного круглого стола оказалось уделено вопросам взаимодействия производителей мяса птицы и сетей. Проблема проявилась в этом году весьма остро, звучала она на мясном форуме и прозвучала снова.

Суть вопроса очевидна. На сегодняшний день крупные розничные сети готовы осуществлять разделку мяса птицы на полуфабрикаты своими силами. «Это связано с ценовым фактором: разделка собственного производства стоит дешевле при том же уровне торговой надбавки, нежели промышленного производства», — считают, к примеру, представители сети универсамов «Рублевский». И не только они, на самом деле.

Против такого торгового подхода категорически выступают производители. В частности, генеральный директор Витебской бройлерной птицефабрики Анна Норкус заявила об ошибочности выстраивания таких стратегий: «Отечественные птицефабрики потратили огромные средства на модернизацию, они готовы обеспечить торговлю качественной, абсолютно безопасной продукцией в полном объеме, — подчеркнула она. — При этом ни один из крупных ритейлеров Европы сегодня не работает со своей дешевой куриной разделкой, как это предлагают наши ритейлеры. В той же Литве на магазинных полках представлена продукция своих производителей мяса птицы».

Размышляя о причинах возникновения товарного дефицита в белорусской рознице, Анна Норкус сказала, что это «частный, абсолютно решаемый вопрос». В то же время Анна Васильевна обратилась с претензиями к представителям Госстандарта, принимавшим участие в дискуссии (за отсутствием Минздрава).

Она отметила тот факт, что ветеринарно-санитарные требования к производителям и торговле, занимающейся разделкой птицы и реализацией продукции, значительно отличаются. «Производителю приходится соблюдать перечень требований из 30 пунктов, торговле — из трех-четырех. Мы хотим работать и конкурировать с торговлей по одним, унифицированным, справедливым правилам, — подчеркнула она. — Тогда цена реализации у торговли и у производителя выровняется, а то, что сейчас, — просто нонсенс».

В следующем номере «Продукт.BY» планирует дать репортаж с Витебской бройлерной птицефабрики, где мы постараемся разобраться с ключевыми проблемами, озвученными Анной Норкус.

Резюме

Его, на наш взгляд, озвучил Виктор Маргелов, собственник бизнеса, связанного с производством и реализацией продуктов питания. «Сегодня производители не хотят слушать торговые сети; одновременно торговля пытается доказать, что у нее имеются свои интересы, и тоже остается не услышанной, — сетовал он. — Торговля ведь должна иметь право выбора. Уважаемые поставщики, регулируйте ценами, но не сговором.

Мы только начинаем работу в антимонопольной сфере, и вопросов очень много. Как обеспечить рост торговли и ее эффективность? Почему к тем же монополистам в сфере банковских услуг не предъявляется никаких требований? Почему в Беларуси самая дорогая в Европе электроэнергия и прочее?.. Монополистов сегодня необходимо ущемлять в их растущих аппетитах: жить нужно всем».

И все же последнее слово в этом блоке мы предоставим Алесе Абраменко, заместителю начальника главного управления антимонопольного регулирования МАРТа. Она отметила, что в министерстве:

а) создается комиссия по рассмотрению фактов нарушений антимонопольного законодательства;

б) разрабатываются стратегические планы по развитию конкуренции в различных отраслях экономики на ближайшие несколько лет;

в) выступают за возможность саморегулирования рынка, в том числе посредством разработки и внедрения Кодекса добросовестного поведения на рынке розничной и оптовой торговли. 

Читайте также
Какие у него задачи? Начнем с сугубо официальной информации. Итак, 9 ноября в рамках выставки «...
В 2016 году проявились достаточно яркие тенденции, определяющие развитие ритейла в нашей стране и в...
15 марта отмечался Всемирный день защиты прав потребителей. На сей раз на это событие «Продукт.BY» решил взглянуть под...
PRODUKT.BY
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-704
+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (29) 755-95-50
+375 (29) 33 55 100
produkt.by@tut.by