Пять ключевых тенденций на рынке упакованных продуктов в странах СНГ

Лидия Шуктумова
Лидия Шуктумова
Euromonitor International

Рынок упакованных продуктов питания — один из крупнейших потребительских рынков в СНГ. За последние десять лет благодаря изменению стиля жизни, повышению доступности продукции и распространению розничных сетей пищевые привычки населения существенно изменились.

Типичный постсоветский потребитель, который был верен традиционным и местным продуктам питания, теперь проявляет интерес к западным продуктам и полуфабрикатам. Вместе с тем во многих странах наблюдаются экономическая нестабильность и рост цен, поэтому зачастую потребители вынуждены покупать отечественные и экономичные бренды.

Неупакованные продукты питания уступают упакованным

Потребители все чаще отдают предпочтение упакованным продуктам, объем потребления которых на душу населения в странах СНГ ниже, чем в Западной Европе. За 2010–2015 годы рынок упакованных продуктов вырос на 19 % в Азербайджане и Узбекистане, на 13 % — в Казахстане, на 6 % — в России. Исключением стала Беларусь, где за последние пять лет потребление на душу населения сократилось на 3 %, поскольку рынок пострадал от девальвации местной валюты, и цены на импорт резко подскочили. Присутствие современных супермаркетов создает спрос на упакованные продукты, которые удобнее хранить и легче употреблять.

Потребители выбирают бренды эконом-класса

Высокие цены на упакованные продукты вынуждают прибегать к брендам эконом-класса и среднего ценового диапазона. В 2014 и 2015 годах на некоторых рынках произошла девальвация местной валюты, что привело к росту цен на импортные и местные продукты, для производства которых используется импортное сырье. Большинство потребителей начали искать более дешевые альтернативы, интересоваться промоакциями и скидками. Чтобы сохранить конкурентоспособность, производители прибегают к различным стратегиям. Создают меньшие по размеру упаковки, сохраняя при этом цены, либо большие по размеру упаковки с предложением выгодной цены за единицу товара, используют более экономичную упаковку и менее дорогостоящие ингредиенты.

Местные продукты питания

Резкий скачок цен на импортные товары открывает возможности для местных производителей. Упакованные продукты местного производства не столь значительно пострадали от обесценивания национальной валюты. Запрет на ввоз импортных товаров в России привел к снижению конкуренции между местными и зарубежными производителями в некоторых категориях. Игроки внутреннего рынка начали наращивать производство, прежде всего в молочной и мясной отраслях. Однако внутренний выпуск продуктов питания требует времени и инвестиций для того, чтобы соответствовать требованиям качества. Увеличение стоимости импортного сырья и рост процентных ставок по кредитам также ограничивают инвестиции и расширение местного производства. Кроме того, острой проблемой является фальсификация, например, сыров. Продление действия эмбарго до августа 2016 года, с одной стороны, дает отечественным производителям надежду на усиление своих позиций, а с другой — ограничивает планы на будущее. В Узбекистане, Азербайджане и Беларуси игроки внутреннего рынка продолжают занимать ключевую роль во многих категориях упакованных продуктов, предлагая выгодные цены и удовлетворяя вкусы потребителей. Однако они во многом уступают крупным международным брендам, если сравнивать качество и инновационную упаковку.

Продукты здорового питания

В последние десять лет упакованные продукты для здоровья и профилактики, или так называемые продукты категории health and wellness, набирают популярность в СНГ. Однако спрос по-прежнему низкий по сравнению с Западной Европой. Например, в 2015 году в России продукция брендов health and wellness составляла 13 % от общего объема упакованных продуктов питания, а в Германии — 30 %. Росту продаж препятствуют высокие цены и экономическая нестабильность. Но, по прогнозам экспертов, у брендов категории health and wellness перспективное будущее, поскольку среди потребителей растет интерес к здоровому питанию и образу жизни, а рынки остаются ненасыщенными. Если сейчас россияне отдают предпочтение традиционным продуктам (кисломолочным и с высоким содержанием пищевых волокон), то в будущем они постепенно переключатся на продукты для контроля и снижения веса (без жира и сахара), для здоровья желудочно-кишечного тракта (обогащенные пробиотиками) и для улучшения общего самочувствия (обогащенные витаминами и минералами). В Беларуси тоже зарождается тенденция к употреблению полезных продуктов питания, которая со временем будет развиваться.

Влияние ценового шока

В ближайшие пять лет стоимостные продажи упакованных продуктов вырастут, но не очень быстро. Это связано с макроэкономическими изменениями. В России рост будет во многом зависеть от покупательской способности, продления эмбарго и санкций, стабильности местной валюты. В Азербайджане, Казахстане и Узбекистане также замедлится рост продаж в связи с увеличением цен. Прогноз для Беларуси тоже довольно радужный, потому что к плюсам здесь можно отнести развитие сельскохозяйственного сектора, государственный контроль над розничными ценами и увеличение импорта продовольствия.