Вы здесь

Потребкооперация на стыке пятилеток

Валерий ИВАНОВ
председатель правления Белкоопсоюза

В конце февраля состоялось во всех смыслах знаковое событие для системы отечественной потребкооперации. Речь идет о заседании правления Белкоопсоюза. Официальное название мероприятия говорит само за себя: «Об итогах работы потребительской кооперации за 2015 год, выполнении поручений Президента Республики Беларусь и Отраслевой программы развития потребкооперации на 2011–2015 гг.». Об итогах прошлого года, а также о планах на ближайшее будущее «Продукт. BY» по доброй уже традиции беседует с председателем правления Белкоопсоюза Валерием ИВАНОВЫМ.

— Валерий Николаевич, наверное, есть смысл начать пусть и с ожидаемого, но совершенно необходимого вопроса. Каковы вкратце итоги 2015 года для потребительской кооперации по ее основным отраслям?

— Вы знаете, прежде чем говорить об отдельных сферах нашей многогранной деятельности, хотел бы сказать следующее. В 2015 году Белкоопсоюзу удалось в основном обеспечить положительную динамику развития ключевых отраслей.

— Можно подкрепить эту фразу какими-то цифрами?

— В 2015 году темп роста объема производства промышленной продукции составил 109,6 %, экспорта — 132,5 %, закупок сельхозпродукции и сырья у населения — 105,7 %, производства собственной продукции общественного питания — 107,8 %. В то же время на фоне роста по всем достаточно затратным направлениям нам удалось сократить потребление электроэнергии на 7,9 %.

Разноформатная торговля

— С учетом того, что розничная торговля для Белкоопсоюза исторически является одной из приоритетных сфер деятельности, а ваша сеть, несмотря ни на что, — крупнейшая в стране, давайте поговорим о развитии ритейла в формате потребкооперации.

— Нам есть чем гордиться и над чем работать на данном участке. В прошлом году, невзирая на объективные трудности, были открыты 24 крупных торговых объекта — в городах и райцентрах.

Кроме того, появились 64 торговых объекта шаговой доступности. Нам удалось провести модернизацию и реконструкцию 71 магазина, восстановить работу 43, закрытых ранее. Кроме того, приобретено 64 новых автомагазина.

Одним из новых направлений для нашей торговли является создание розничной сети «Мясная лавка». В 2015 году проводилась серьезная работа по открытию объектов под этим брендом практически в каждом райцентре. И сегодня по всей республике насчитывается боле 120 магазинов такого формата. Данная стратегия позволила значительно увеличить объемы продаж — за счет предложения покупателям широкого ассортимента качественных мясных продуктов: охлажденной свинины, говядины, баранины, мяса кролика, курицы, утки. А также мяса индейки, страуса — пока не самых привычных, но весьма полезных видов мясной продукции. Разумеется, никто не забывает о наших традиционных продуктах — том же сале или натуральной колбасе.

— Что еще стоит отметить на торговом направлении?

— Принципиальным для Белкоопсоюза является сохранение максимально высокой доли товаров отечественного производства в общем товарообороте. По итогам 2015 года данный показатель, к примеру, составил 93 %.

Хочу отметить и такой важный факт. Мы выполнили поручение Главы государства — три раза в неделю автомагазины потребкооперации обслуживают жителей почти 15 тысяч сельских населенных пунктов, в которых отсутствует стационарная торговая сеть.

— Помнится, в прошлом году вы говорили о перспективах развития интернет-торговли…

— В первую очередь мы говорили о работе по формированию единого центра закупок и продаж — на основе нашего нового оптово-логистического центра. Кроме того, потребкооперацией активно ведется внедрение автоматизированной системы управления. Вот что важно заметить. Осуществление данной программы позволит в режиме реального времени товароведам, продавцам, бухгалтерской и экономической службам видеть полную информацию о новых поступлениях и движении товаров, о ценах и скидках, применяемых в системе. Разумеется, обслуживание покупателей станет более оперативным и качественным. Например, по состоянию на начало марта в систему интегрировано 90 торговых объектов. В течение года будет дополнительно автоматизировано 129 действующих магазинов, продолжится работа по внедрению электронного документооборота.

— Так, а что все же происходит с вашей интернет-торговлей?

— Белкоопсоюз уже использует ее принципы в своей работе. Мы понимаем важность и перспективы данного направления, занимаемся решением тактических и стратегических вопросов на этом участке. В 2016 году запланировано открытие интернет-магазинов при наших крупных торговых объектах в регионах, с внедрением системы заказов по доставке товаров на дом. Уже сегодня 66 объектов общественного питания осуществляют доставку на дом собственной кулинарной продукции по предварительным заявкам.

 Общепит обычный и придорожный

— Валерий Николаевич, хотелось бы вполне традиционно спросить вас о развитии сети общепита Белкоопсоюза. Так дешево и вкусно в стране сегодня вряд ли кто-то в состоянии накормить. Не правда ли?

— Знаете, в целом вы правильно, концептуально выстраиваете вопрос (смеется. — Авт.). А если серьезно, то мы и в самом деле большое внимание уделяем развитию данной отрасли.

С целью развития сферы общественного питания в 2015 году в эксплуатацию был введен 41 новый объект. Кроме того, модернизированы 88 уже действующих предприятий.

Установлено более 650 единиц технологического оборудования, приобретено и установлено семь аппаратов шоковой заморозки. Приоритетным направлением стало наращивание объемов производства собственной продукции. Наши специалисты разработали 193 фирменных блюда и 189 новых видов изделий — пироги с различными начинками, конфеты ручной работы, маффины, капкейки, бриоши и многое другое.

— Еще один из ваших приоритетов в сфере расширения общепита — развитие придорожного сервиса…

— Безусловно. Ведь Белкоопсоюз имеет крупнейшую сеть придорожного сервиса в стране. Например, обслуживанием участников дорожного движения в 2015 году занимались 134 наших объекта. Статистически каждый пятый такой объект на белорусских дорогах относится к системе потребкооперации. Не буду говорить много о том, насколько это важно для страны — суметь создать должный уровень комфорта для туристов, передвигающихся по нашей стране на автомобилях, и грузоперевозчиков. Для Беларуси, являющейся крупной транзитной державой, полноценный комфорт на дорогах — важный экономический фактор. И потребительская кооперация играет здесь одну из ключевых ролей.

 Заготовки — круглый год

— Наша сегодняшняя беседа пришлась на весну — пору, когда к своей «страде» начинает готовиться ваша заготовительная отрасль.

— На самом деле, закупки у населения осуществляются круглый год. Хотя основная активность приходится на лето и осень. Так что вы правы — весна в какой-то степени для нас — время подготовки к большой работе на данном направлении. Здесь многое скажут цифры. В прошлом году населению за сданную продукцию было выплачено 1,3 триллиона рублей, темп роста к 2014 году составил 105,7 %.

Если говорить по отдельным позициям, то своеобразных рекордов мы добились при закупке дикорастущих плодов и ягод, зерна — объемы выросли в 1,6 и 3 раза соответственно. В новом заготовительном сезоне Белкоопсоюз будет активнее привлекать к этой работе крестьянско-фермерские хозяйства, которые выращивают овощи, фрукты и ягоды в соответствии с нашими потребностями — для последующей реализации в торговых объектах и на экспорт.

— В чем вы видите стратегию работы на данном направлении?

— На мой взгляд, она состоит в проведении планомерной, тщательно спланированной и скрупулезно подготовленной работы по максимальному освоению излишков сельхозпродукции, которую производят наши люди в течение года. Стоит также говорить о постоянном информировании населения на предмет возможности продажи излишков. Но в то же время одним лишь информированием населения не ограничиваемся. Мы активно обследуем личные подворья граждан, заключаем договоры с населением и фермерскими хозяйствами на закупку сельхозпродукции. Плюс организуем работу на местах внештатных заготовителей.

Сейчас ведется подготовка к сезону холодильных камер, параллельно многим заинтересованным гражданам выделяются оборудованные места на наших рынках.

 Производство

— Хотелось бы поговорить сейчас о вашей промышленности, делающей ставку на натуральность, расширение ассортимента и рост производительности.

— По сути, вы уже многое сказали за меня (улыбается. — Авт.). Повторю то, что уже когда-то говорил… Таких солений и мочений, которые предлагают наши предприятия через свою торговую сеть, я не видел нигде в Беларуси. И это не просто мое мнение.

Если беспристрастно анализировать итоги 2015 года, то они вкратце таковы: кооперативной промышленностью произведено продукции на сумму 2,8 триллиона рублей, с темпом роста 109,6 % при прогнозе 106 %. При этом методами соления, квашения и мочения переработано 4,4 тыс. тонн сырья. А мясной продукции по национальным, домашним белорусским рецептам произведено 1,7 тыс. тонн.

— Какие промышленные участки еще можно было бы отметить?

— Если говорить о близком вашему журналу производстве продуктов питания, то я бы выделил наши консервные предприятия. На их мощностях удалось увеличить производство импортозамещающего ассортимента. В частности, выпуск консервов с использованием фасоли вырос в 3 раза, томатных соусов и кетчупов — в 1,3 раза, соков — в 1,5 раза.

Мы также никогда не забывали народной, дедовской мудрости, гласившей: «Хлеб — всему голова». Поэтому особое внимание и в прошлом году, и сегодня уделяется хлебопекарной отрасли, увеличению объемов производства и загрузки мощностей. Внедряем новые технологии, расширяем ассортимент хлебобулочной продукции.

 «Это не только мех, но и…»

— Еще одной безусловной гордостью Белкоопсоюза является такая отрасль, как звероводство. Хотя нам известно: падение мировых цен на пушнину потребовало от вашей системы мер, связанных с диверсификацией определенных процессов. Давайте поговорим на эту тему.

— В 2015 году на модернизацию и строительство звероферм инвестировано порядка 200 миллиардов рублей. В итоге запущен новый цех кормоприготовления. Он укомплектован современнейшим спецоборудованием и способен обеспечить необходимым кормом зверей в Калинковичском и Бобруйском зверохозяйствах.

Кроме того, в 2015 году завершен знаковый инновационный проект: запущено зверохозяйство в Гродненской области на 80 тысяч зверомест, не имеющее аналогов в республике. В нем внедрены самые последние мировые технические и научные достижения отрасли. После выхода на полную мощность этим хозяйством будет вырабатываться более 150 тысяч шкурок норки в год, конкурентоспособных по цене на внешних рынках. Всего же в 2015-м звероводческими организациями Белкоопсоюза реализовано 815 тысяч шкурок норки, лисицы и песца, из них 86 % отпущено по экспортным контрактам.

— Насколько успешно вам удается торговать на этом участке в Беларуси?

— Судите сами. Унитарным предприятием «Белкоопвнешторг Белкоопсоюза» активно наращиваются объемы выпуска готовых изделий, с последующей реализацией в собственной торговой сети. За истекший год выделано 24,3 тыс. шкурок пушных зверей, изготовлено 2,4 тыс. готовых изделий. Реализация изделий из натурального меха возросла за истекший год более чем в 3 раза. Это оказалось возможно, в том числе, и благодаря развитию нашей собственной фирменной торговой сети «Королевство меха». В 2015-м открыт новый магазин в Гродно. И на сегодня эта сеть представлена в трех регионах республики — Минск, Гродно и Брест.

 Внешнеэкономическая деятельность — традиционно в плюс

— Ваши размышления о работе с пушниной в связи с падением общемировых цен подталкивают нас к вполне логичному повороту беседы. Белкоопсоюз в последние годы регулярно обеспечивает положительное внешнеторговое сальдо. Давайте кратко подведем итоги 2015 года в такой сфере, как ВЭД.

— Еще один хороший вопрос (улыбается. — Авт.). Дело в том, что по итогам работы предприятий, входящих в систему Белкоопсоюза, нам в 2015 году удалось обеспечить темп роста экспорта в размере 132,5 %. А сальдо внешней торговли дало показатель +12,8 миллиона долларов. В частности, экспорт пушнины увеличился на 79,5 %, овощей и фруктов — на 15,8 %, мяса — на 54,5 %, дикорастущей продукции — в 2,3 раза… При этом география экспортных поставок продукции расширилась до 22 стран ближнего и дальнего зарубежья. В этот список сейчас входят в частности 13 государств Европейского союза, а также 53 региона Российской Федерации.

 «Секрет активности»

— Валерий Николаевич, и еще один вопрос. Так уж получается, что Белкоопсоюз активно работает над организацией праздничного настроения у людей посредством ярмарок, фестивалей, дегустаций… Как вы проявили себя в прошлом году и чего ждать от года нынешнего?

— В последнее время мы и в самом деле максимальное внимание уделяем активным формам торговли, проводя те же ярмарки, про которые вы спрашиваете. Кроме того, целенаправленно организуется выездная торговля на рынках и площадках областных и районных центров. Разумеется, максимально активно работаем в Минске. Мы прилагаем все усилия для того, чтобы добавить людям настроения и позитива.

Если говорить про 2015 год, то нашими торговыми подразделениями осуществлено более 61 тысячи выездных мероприятий по стране. Дополнительный товарооборот превысил 480 миллиардов рублей. Хотим мы этого или нет, но успешность любой структуры сегодня определяется рентабельностью ее работы. Вот и весь секрет активности по основным направлениям работы наших отраслей. И в нынешнем году у потребкооперации есть все основания для того, чтобы быть успешной, востребованной, конкурентоспособной.

— И в заключение. Скажите несколько слов по поводу основных праздничных мероприятий, которые будет организовывать или обслуживать Белкоопсоюз в 2016 году.

— Их будет много. Приходите хотя бы на ярмарки — и увидите все сами. Информация о мероприятиях такого плана и многом другом регулярно обновляется на нашем сайте www.bks.gov.by.

— Спасибо, Валерий Николаевич. Удачи вашей по-настоящему многопрофильной структуре во всех ее начинаниях.

— И вам всего самого доброго.

«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707
+375 (17) 390-65-55
+375 (17) 390-67-77
+375 (17) 396-53-21
  +375 (17) 396-53-22




*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.