Вы здесь

ПОЛЯК: «Сегодня белорусы работают очень грамотно»

Александр ПОЛЯК — аналитик российского молочного рынка, трейдер с многолетним стажем, член Совета Директоров РСПМО Аналитик российского молочного рынка, трейдер с многолетним стажем, член Совета Директоров РСПМО Александр ПОЛЯК в разговоре с ПРОДУКТ.BY оценил ситуацию на российском молочном рынке за апрель и май.

 

Я делал свой собственный анализ, который показал, что в России довольно большое количество защищенных групп населения благодаря структуре занятости: практически 50 % людей — работающие.

 

— Итоги прошедших двух месяцев оказались неожиданными. В начале мая я готовил презентацию для телеконференции с тремя возможными сценариями развития рынка. Первый — оптимистичный, который предполагал 5 % падения спроса. Второй — пессимистичный, с 10–12 % снижения спроса. Третий — очень пессимистичный, когда осуществились бы все возможные негативные сценарии. Этот вариант предполагал падение на 18 %.

Парадоксальная вещь, но и май, и апрель показали, что падение спроса идет на уровне 3–4 %. То есть система оказалась гораздо более устойчивой, чем мы предполагали. Потеряла HoReCa, что понятно — на какой-то момент она вообще исчезла с рынка и только сейчас начала восстанавливаться. Упал спрос на высокомаржинальную продукцию — десерты, йогурты. Хотя предполагали, что «провалятся» сметана, творог — но нет, падение по этим позициям составило всего лишь 2–3 %.

Я делал свой собственный анализ, который показал, что в России довольно большое количество защищенных групп
населения благодаря структуре занятости: практически 50 % людей — работающие. То есть из 71 миллиона работающего населения 35 миллионов человек заняты в бюджетной сфере. А она защищена государством. Также у нас 46 миллионов человек пенсионеров — это тоже защищенная категория населения. И получается, что в зону риска попала в основном сфера обслуживания. А все остальные ведь работали! Да, увольнения есть, но их оказалось гораздо меньше, чем ожидалось.

Словом, то, что в обычной ситуации было блокирующим фактором, в кризис помогло задержать его развитие. Можно привести такую аналогию: если машину слишком тяжело нагрузить, то она будет медленно разгоняться, но и медленнее тормозить.

 

И май, и апрель текущего года показали, что падение спроса идет на уровне 3–4 %. То есть система оказалась гораздо более устойчивой, чем мы предполагали.

  

— В предыдущем интервью ПРОДУКТ.BY вы рассказывали, что на крупнейших российских заводах в самом начале пандемии были введены жесткие меры безопасности, предполагающие, например, разделение коллектива на несколько команд, чтобы в случае заражения в одной команде отправить на работу вторую. Эти меры себя оправдали?
— Не было ни одного случая заболевания. Я сейчас говорю о тех предприятиях, с руководителями которых общался.

— Были ли случаи остановки предприятия?
— О таком не слышал вообще. Я общаюсь с руководителями трех десятков крупных заводов — ни одно предприятие не было закрыто на карантин из-за коронавируса. Но хочу подчеркнуть — это не статистика. Страна большая, две тысячи молочных заводов. Может быть, где-то и была остановка завода. Хотя, если бы что-то случилось, то в СМИ наверняка появилась информация. Я слышал, что на одном из предприятий было подозрение на коронавирус, поэтому мгновенно 15 человек отправили на карантин. Потом оказалось, что человек просто простудился. Меры предосторожности действительно предпринимались очень серьезные: заводы строили дополнительные проходные, чтобы развести потоки людей. Владельцы бизнеса отнеслись к ситуации достаточно ответственно.

 

Цена на сырье держится на уровне 24 рублей в среднем по России. Это выше, чем в прошлом и позапрошлом годах. Потому что есть спрос!

 

— Что происходило с ценами на сырье?
— Цена на сырье держится на уровне 24 рублей в среднем по России. Это выше, чем в прошлом и позапрошлом годах. Потому что есть спрос! Казалось бы, начался сезон большого молока, уже июнь, но цена не падает. Ожидали, что будет 22–23 рубля, но нет такой цены. Я говорю о средних значениях, потому что есть регионы, где цена достигает и 26 рублей, и 21 рубля. Значит, существует спрос — и это объективный фактор.

— В прошлом разговоре мы обсуждали, что на фоне увеличения объемов молока в России белорусское молоко может не понадобиться.
— Оценивая сегодняшнюю ситуацию, — не факт. Пока, во всяком случае. Мы еще не видим снижения спроса на 10 %. Поскольку сегодня падение спроса составляет не 10 %, а 3 % (не 2,5 миллиона, а 800 тысяч тонн), — это значит, что уменьшение баланса произошло не на 3,7, а на 1,7 миллиона. То есть потребность в двух миллионах тонн сохраняется. Очень сложно делать прогноз на полгода, но надо подождать осени.

— Также вы несколько критиковали Беларусь за ценовую политику в отношении сухого молока. Как вы оцените ее сегодня?
— Сегодня белорусы работают очень грамотно: по максимуму продают на экспорт. Почти нулевой баланс.

— Каковы уроки локдауна?
— Самый простой вывод: нельзя класть яйца в одну корзину. Не стоит ориентироваться только на HоRеCa или работать только с супермаркетами. Должна быть диверсификация. И до карантина шли процессы диверсификации, но вирус лишь указал на их необходимость. Еще до пандемии была замечена тенденция, что гипермаркеты активно начали терять покупателей в пользу магазинов у дома. Во время эпидемии ситуация усугубилась — люди стали бояться большого скопления в крупных магазинах. У меня есть знакомый, который очень жестко соблюдал карантин и только один раз вышел из дому в гипермаркет — и заболел.

— Но можно ли переориентацию на маленькие магазины считать долгоиграющим трендом? В конце концов, люди устают от ограничений, снимают маски и перчатки, ищут больший выбор продуктов, который не даст магазин у дома.
— Я не вирусолог, поэтому не имею права рассуждать о волнах эпидемий. Но здравый смысл подсказывает, что все возможно. А если возможно, то нужно быть готовыми к такой системе перераспределения товаров. И еще об уроках эпидемии: для некоторых предприятий карантин стал новой возможностью — они увеличили свою долю рынка за счет тех, кто не смог вовремя перестроиться. Мно-гие расширили области поставок, в то время как другие не смогли. 

Источник: ПРОДУКТ.BY

Читайте также
Использовать только лучшее натуральное сырье. Работать над качеством изо дня в день. Создавать до десятка новинок...
Культура производства, качество и безопасность пищевых продуктов, эффективность инвестиций, сокращение производственных...
Андрей КИРЕЕНКО,главный редакторКаждый воспринимает мир по-своему. Но мне этому году хочется сказать спасибо. Спасибо...
«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (17) 39-65-321

mail@produkt.by

*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.