Вы здесь

Почему нужно «стреноживать» наши сети?

Еще год назад крупнейший отечественный ритейлер «Евроторг» в узком кругу предлагал властям в лице МАРТ дать возможность увеличить присутствие торговых сетей в регионах до 35 % или вообще отменить 20-процентный антимонопольный барьер, то есть переписать Закон «О торговле». В 2018 году попытка корректировки этого барьера была предпринята «Евроторгом» снова. Что из этого вышло? 

Забегая вперед, можем однозначно сказать: ничего революционного и экстраординарного не произошло. Лихое предложение «Евроторга» вынесли на заседание общественно-консультативного совета при Министерстве антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ). Министерство, бизнес-союзы и даже Ассоциация розничных сетей (за исключением «Евроторга» и «Добронома») выступили категорически против.

Напомним, у «Евроторга» (объединяет более 600 магазинов под ТМ «Евроопт», «Бруснiчка» и проч.) доля на рынке розничной торговли продуктами питания на начало 2018 года МАРТом оценивалась на уровне 19 %. Однако никаких изменений правил игры этой сети добиться не удалось.

Далее мы лишь постараемся показать основные уровни и грани данной проблемы — через высказывания участников процесса.

«Евроторг»: «В стране ограничивают конкуренцию»

По данным руководителей «Евроопта», ни в Польше, ни в Литве, ни на Украине, ни в других европейских странах такого ограничения для сетей нет вообще. Там ритейлеры могут развиваться вне зависимости от того, какую долю рынка они занимают.

Точнее так. К соответствующим субъектам хозяйствования в Европе применяются меры антимонопольного регулирования, если те достигают 35? 40 % от общей доли рынка. Разумеется, в «Евроторге» рассматривают порог в 20% «как стремление ограничить в стране конкуренцию.

Гендиректор «Евроторга» Андрей ЗУБКОВ в последнее время много говорит о страданиях сельского населения, лишенного достижений современной торговли из-за пресловутого барьера. Говорил он об этом и тогда, когда их инициатива «выйти за флажки» оказалась заблокирована: «Барьер в 20 % затрагивает сегодня интересы населения малых городов численностью до 50 тысяч и деревень. Это — 23 тысячи деревень и 168 городов. И они ведь сегодня живут без современного формата торговли. При этом цены в традиционных магазинах в деревнях на 30 % выше, чем в городе.

То есть люди, которые зарабатывают в полтора раза меньше, вынуждены покупать продукты дороже. Или скажем так. На территории проживания 40 % населения Беларуси этой конкуренции нет. Там есть около 100 магазинов современного ритейла. 100 магазинов из 1600 необходимых. А если убрать «Евроторг», то лишь 4 % ритейла окажутся расположенными в малых городах и селах. При этом у нас только в текущем году зафиксировано более 40 коллективных обращений от граждан с просьбой открыть магазин. Но нам не разрешили этого сделать...»

«Остановите сети»

А эту позицию на протяжении последних лет отстаивает первый вице-председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Виктор МАРГЕЛОВ. Вот его позиция в общих чертах: «Кто владеет сетями? Ответ на этот вопрос давно находится в плоскости стратегической безопасности страны. Иностранному собственнику не особо интересны чаяния населения, национальные и прочие интересы страны, где он зарабатывает добавленную стоимость с каждого вложенного доллара и потом рано или поздно вывозит их за пределы «убранного поля», оставив временным партнерам «мелочишко на молочишко». Это — азбучная истина.

Однако в Беларуси данный вопрос чаще всего застенчиво выносится за скобки. Мол, деньги любят тишину, интересы инвестора — превыше всего и прочее. Мы слышим аргументы про рабочие места, низкие цены для населения… И все. На этом обсуждение вопроса, как правило, заканчивается. И напрасно.

Например, в банковской системе Беларуси работает универсальный мировой закон. Согласно ему, не более 25 % уставного капитала банка может составлять иностранный капитал. Но для рынка отечественного ритейла ограничения всеми правдами и неправдами стараются отменить. Допустить этого нельзя по ряду причин».

В силу банальной нехватки журнальной площади мы не можем перечислять все те причины, которые, с точки зрения Виктора Маргелова, требуют борьбы с экспансией сетей. Остановимся на трех моментах.

1. «За счет чего сети предлагают товар дешевле, который у них оказывается где-то на 10 % дешевле, чем у конкурентов? Ведь речь тут не идет о грамотной организации труда, снижении издержек и прочее. Скорее, как раз наоборот. Содержание сетевых структур, реализация товаров через них — весьма затратный процесс».

2. «Результат достигается за счет того, что выкручиваются руки белорусским поставщикам, вынужденным далее бить рублем по своим людям — покупателям в сетях, кстати. С другой, «врубается» своеобразный эффект пирамиды. Зарабатываемые деньги идут на бесконечное расширение сети, а не на разумное поддержание экономического процесса».

3. «В результате «выколачивания» скидок из производителей снижаются их же возможности по увеличению заработной платы, перспективы развития и повышения конкурентоспособности. Если в крупных городах этот процесс пока не так очевиден, то в небольших населенных пунктах, на селе ситуация с торговлей и производством выглядит намного печальнее».

Зачем мы лошадь ставим за телегой?

Руководитель научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав РОМАНЧУК полагает, что попытки ограничения доли товарооборота в рамках одного района или города приводят к разрушению целостного экономического пространства Беларуси. «Мы фактически превратили Беларусь в 118 маленьких удельных княжеств-районов, в рамках которых оценивается доля той или иной сетевой организации, — констатирует он. — Это — непрофессионально, мягко говоря.

На мой взгляд, остановить сети — это в первую очередь заблокировать те льготы, подарки и подачки, которые делают им органы госуправления и позволяют определенной сети становиться крупней. А вопрос доли тут вторичен».

По мнению Романчука, сегодня необходимо остановить ведущий к системным потрясениям беспредел, когда тот же «Евроторг», имеющий гигантскую кредиторскую задолженность, не выполняет обязательств даже перед небольшими белорусскими производителями. «Чтобы не было искушения превратить сеть гипермаркетов в «стационарного бандита» — есть и такой научный термин, — необходимо, чтобы системы платежей и взыскания задолженности с любой организации были жизнеспособными, — констатирует он. — Вот решения именно этой, насущной проблемы нет. А поступающие сверху предложения (типа ограничения времени работы магазинов сети, сокращения доли товарооборота) системно ведь ничего не решают. Это — какие-то заплатки на лохмотья».

Аналитик главную проблему во взаимоотношениях отечественного ритейла, поставщика и потребителя видит в том, что многие белорусские регионы не готовы к конкуренции в рамках страны. Как результат — проявление местничества, незатухающие региональные войны.

«Причина этих позорных явлений прежде всего в том, что работа механизмов свободного рынка внутри страны заморожена, — подчеркивает Ярослав Романчук. — Не стоит ставить телегу впереди лошади, так мы далеко не уедем. Сначала нужно буквально дустом вытравливать местечковый протекционизм, а потом уж поднимать вопрос о наличии или отсутствии монопольных проявлений в той же сетевой торговле. Если «Евроторг» имеет низкие цены за счет рыночной организации своего бизнеса — честь ему и хвала, дай бог сил и здоровья. Но пока так однозначно говорить не приходится».

Несколько раз в ходе блиц-интервью Романчук касался темы барьера в 20 % и неизменно выражал недоумение самой постановкой вопроса: «Да, в складывающихся условиях крупные объекты фактически игнорируют выполнение обязательств, взятых на себя. Но для меня само выполнение этих норм в 20 % — совершенно непонятно. Нам говорят, что есть де-мол Закон «О торговле» — и нужно ему подчиняться. Но он противоречит современной экономической науке. Ведь экономика в переложении на обычный язык говорит о том, что «бояться монополиста стоит лишь потому, что при сокращении объемов предложения он увеличит цены для потребителя и будет зарабатывать ренту».

С точки зрения авторитетного экономиста, в Беларуси сети пока  стараются все делать с точностью до наоборот.

«Есть и другие темы, которые логично поднимают мои коллеги, не позволяя  ситуацию оценивать сугубо под одним углом, — замечает аналитик. — Они кричат о том, за счет чего определенные ритейлеры получают землю под строительство на сказочных условиях, почему не платят поставщикам, какие административные ресурсы задействованы ими при подписании контрактов с производителями и прочее.

А основной вопрос тут вот в чем, на мой взгляд. У нас льготы раздают большим и сильным, зачастую блокируя всех остальных. Такой вот «комплекс».

В любом случае «Евроторг» и его коллеги не могут считаться классическими монополистами, если мы говорим о Беларуси как целостной стране, едином экономическом пространстве.

В условиях развивающейся электронной торговли ритейлеры, работающие в стационарных магазинах, не могут быть монополистами по определению, это же… очевидно».

Как напоминает Ярослав Романчук, когда создавался МАРТ, ставилась задача избавиться от любых, явных и неявных, проявлений регионального протекционизма. Но неявные формы никуда не делись: «Ведь буквально в каждом районе страны доводятся планы по производству и реализации своего яйца, молока, мяса, — иронизирует он в своей привычной манере, — а вы говорите — «проблема в 20 %», «остановите сети».

МАРТ. Региональный поворот

Министр антимонопольного регулирования и торговли Владимир КОЛТОВИЧ считает, что увеличение инфраструктурного ограничения в 20 % или отмена этой нормы даст преимущество для развития только одной сети. Можно было бы ставить точку, но есть еще один нюанс.

Министр напомнил, что инициированный им Указ №?345, снимающий антимонопольные лимиты в малых городах и на селе, никто и ни разу не отменял. В соответствии с решением облисполкомов под данный документ попали более 15 000 населенных пунктов.

По данным Торгового реестра на 30 мая 2018 года, из 626 продовольственных магазинов сети «Евроопт» только 96
(то есть 15,4 %) были расположены на территории сельских населенных пунктов. А значит, вопрос о невозможности развития сетей, во всяком случае на селе, снимается на год-другой.

Вот теперь — точка.

Источник: Produkt.by

«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 390-65-55
+375 (17) 390-67-77
+375 (17) 396-53-21
+375 (17) 396-53-22

mail@produkt.by

*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.