Вы здесь

Пиво… похвалили

«Продукт.BY» неоднократно писал о разнообразных тенденциях в развитии пивоваренной отрасли страны. Тут вам и динамика в ее (отрасли) развитии, и нестандартные методы решения задач, и крупные инвестиционные проекты. Все это подкупало. «Однако»… И вот с этого модного в телевизионном формате слова начинается данный материал, посвященный подведению итогов развития пивоваренной отрасли в минувшем году.

 

Подведение итогов «за год» происходило в рамках проведения совета концерна «Белгоспищепром». Мероприятие прошло на площадях крупнейшего государственного предприятия — ОАО «Криница», под руководством председателя концерна Александра ЗАБЕЛЛО.

На совет пригласили специалистов Министерства сельского хозяйства и продовольствия, Министерства торговли и т. д. Кроме того, активное участие в работе совета приняли руководители ведущих предприятий пивоваренной отрасли страны и Союза «Гильдия пивоваров» Республики Беларусь. В общем, форум и кворум имели место быть.

Самое главное — даешь сальдо и импортозамещение

По словам Александра Забелло, пивоваренная отрасль Беларуси в 2015 году достигла хороших результатов. «Отрасль в прошлом году сработала неплохо. Важно отметить, что впервые в 2015-м у нас сформировалось положительное внешнеторговое сальдо по пиву, а также сократился его импорт», — особо подчеркнул председатель концерна.

Вот несколько цифр. Смотрите. В 2015 году Беларусь экспортировала пива в натуральном выражении в 1,6 раза, или на 2,65 млн дал больше, чем импортировала. Импорт пенной продукции оказался сокращен на 34,5 % в натуральном выражении и аж на 56,7 % — в стоимостном. Кроме того, удалось выполнить задачи по выпуску согласованных объемов производства и реализации на внутреннем рынке импортозамещающих сортов пива. Достаточно сказать, что ныне по импортозамещению производится 47 сортов пива. Между прочим, в 2014 году этот показатель насчитывал лишь 24 сорта, ровно половину.

Отдельно — про деньги

На наш взгляд, действительно важным фактором является то, что отрасль стала больше зарабатывать. «Улучшилась экономическая составляющая работы наших основных производителей; все они закончили год с положительным балансом, и это не только прибыль от реализации, но и чистая прибыль», — констатировал бесспорный факт председатель концерна.

По оперативной информации, за 2015 год пивоваренные организации страны получили прибыль от реализации продукции 577,1 млрд рублей (126,5 % к 2014-му), а чистую прибыль — в размере 151,6 млрд рублей (109,5 %).

Отдельно на совете отметили ОАО «Криница». Это крупнейшее пивоваренное госпредприятие страны, под руководством молодого генерального директора Александра Кижука (неоднократно становившегося героем наших публикаций. — Авт.), впервые за несколько последних лет закончило год с чистой прибылью. Кроме того, предприятие осталось крупнейшим экспортером белорусского пива (на его долю приходится около 60 % от общего экспортного объема страны). Остальные производители пива в республике, крупные частные пивоваренные компании страны — ОАО «Пивзавод Оливария», ИЗАО «Пивоварни Хайнекен», ОАО «Лидское пиво» — также удостоились положительных оценок от руководителя государственного концерна. Все эти предприятия представили в фойе главного корпуса «Криницы» свои демонстрационные стенды. Выглядели белорусские пивовары и в самом деле достойно.

Старые крики души и… позитивный промежуточный финал

Факт остается фактом. Белорусская пивоваренная отрасль в последние годы постоянно сталкивалась с различного рода сложностями, иногда мелкими, иногда крупными. Все вместе они могли привести к сокращению доли собственного пива на рынке Беларуси, снижению экспортного потенциала и даже утрате отраслью самостоятельности. К счастью, тенденции удалось переломить в корне.

Это все — не просто громкие слова, особенно с учетом того, что до недавних пор подобные опасные инициативы в основном исходили из России. Не секрет, что в этой стране, во многом благодаря лоббистам производства крепкого алкоголя, своя пивоваренная отрасль за последние годы «усохла» на треть. Пиво абсурдно приравняли к водке: по жесткости регулирования производства и торгового оборота, во всяком случае. Отдельная история — борьба с ПЭТ-тарой. В итоге в России были закрыты многие современные пивоваренные заводы, а на улице оказались тысячи людей, которые на этих заводах работали. Видимо, такое «наследство» определенные силы из России были готовы передать и Беларуси. Таким поползновениям можно было всегда противопоставить свою политическую волю. Таковой можно считать действующую в стране Государственную программу развития пивоваренной отрасли, принятую правительством.

Заметим, что за счет действия данной программы пивоваренная отрасль Республики Беларусь стала одной из самых инвестиционно привлекательных в пищевой промышленности страны. Достаточно отметить, что в модернизацию производств пивоваренной отрасли за последние годы инвестировали десятки миллионов евро ведущие международные корпорации: Heineken (Нидерланды), Carlsberg (Дания), Olvi (Финляндия).

И снова — позитив

Возвращаясь к совету «Белгоспищепрома», можно выделить слова заместителя председателя концерна Ивана МАКОВСКОГО, отметившего, что пивоваренным организациям страны в полном объеме удалось выполнить поручения Главы государства, касающиеся финансового оздоровления и повышения эффективности работы. Возможно, и не к месту, но стоит отметить вовремя отмененную инициативу Мингорисполкома, изначально «одобренную и запущенную в обращение» районными администрациями столицы, где речь шла о запрете на продажу с 15 июня 2015 года любого алкоголя, включая пиво, в розничных торговых точках столицы с 22.00 вечера до 9.00 утра. Вектор, что называется, поменялся.

Также на совете концерна был отмечен тот факт, что в полном объеме оказался выполнен государственный заказ на поставку пивоваренного ячменя. В 2015 году в республике заготовлено более 163,0 тыс. тонн этого важнейшего натурального сырья (по госзаказу — 124 тыс. тонн). В настоящее время «Белсолод» полностью обеспечивает потребность внутреннего рынка в светлых солодах, произведенных из белорусского ячменя. В то же время на этом предприятии ведется работа по оптимизации сырьевых зон.

Полагаю, мы вернемся к темам выполнения основных показателей по пиву в 2015 году, его перспективам в 2016-м, концептуальной позиции союза «Гильдия пивоваров», расскажем о многом показательном и остром, имеющем отношение к нашей пивоваренной отрасли, уже в следующем номере «Продукт.BY». А на сегодня — достаточно. 

Читайте также
На сегодняшний день в Беларуси лидирует тренд импортозамещения, особенно в сегменте продовольственных товаров. Ниши,...
«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 390-65-55
+375 (17) 390-67-77
+375 (17) 396-53-21
+375 (17) 396-53-22

 


 
 
Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
 
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.