Вы здесь

Ошмянский сыродельный завод. Как ускорить отдачу от длинных инвестиций?

Яркое событие на белорусском сырном рынке — 31 декабря Ошмянский сыродельный завод запустил новую камеру созревания на 1200 тонн. ПРОДУКТ.BY был допущен в святая святых: увидели, что там хранится уже сейчас, узнали, как будет развиваться в Ошмянах производство выдержанных сыров, и даже попробовали продукты трех- и десятимесячной выдержки. Вкусные оба, необыкновенно!

Осознанная необходимость

Директор предприятия Юрий АДАМОВИЧ рассказал о нюансах производства сыров, о том, как складывается экономика и как идут продажи. По его словам, ввод сырохранилища — важнейший шаг к наращиванию выпуска выдержанных сыров: «Мы производим 20 тонн сыра в сутки — 600 тонн в месяц. Если камера созревания вмещает всего 450 тонн, то ни о каких зрелых сырах с выдержкой 10 месяцев говорить не приходится — им просто негде созревать. Но клиенты становятся гораздо требовательнее, ждут от нас интересных продуктов и к тому же готовы платить за них больше. Решение очевидно — нужно построить новую вместительную камеру созревания. Не так быстро, как хотелось, с определенными трудностями (были вопросы с кредитованием, а эпидемия тормозила поставку оборудования), но проект получил жизнь. Хранилище уже заполняется».

Есть крупные кристаллы!

«Около 6,3 миллиона рублей вложили собственными средствами, кредитных — только 3,7 миллиона, — не без гордости подчеркивает директор. — Хранилище оборудовано по последнему слову, со своими вспомогательными помещениями, всем необходимым, с отличными условиями для персонала. Теперь ничто не мешает наращивать производство выдержанных сыров.

Начали еще в 2019 году: сделали пробные выработки «Гранападано 45 %» десятимесячной выдержки. В 2020-м закладывали по две с половиной – три тонны в месяц, меняя параметры варки, экспериментируя с заквасками, чтобы полностью отработать технологию, найти идеальные рецептуры, учесть все нюансы. Скоро у нас будет целый спектр продуктов разной выдержки и с различными вкусами. Хотим предложить их потребителям, изучить отзывы, спрос, чтобы осознанно остановиться на чем-то конкретном.

Результаты обнадеживают: у нас уже есть девятимесячный сыр с очень крупными кристаллами, полученный с добавлением сыворотки. Новая партия по этому рецепту уже заложена на созревание. Всего сейчас созревает порядка 650 тонн. Конечно, переход на годовалый сыр будет постепенным, в зависимости от экономической ситуации, спроса на продукцию, рыночных цен, качества сырья. Естественно, хочется видеть быстрый эффект от инвестиций, но это никак не в случае с сыром. Нужно понимать, что выдержанные сыры — это замороженные средства, ведь сырье мы покупаем по предоплате. Большой объем сразу не получить. Сейчас мы начинаем
делать трехмесячный сыр, потом подойдет шестимесячный. Это долгоиграющий проект. Планируемый срок окупаемости — около четырех лет».

Игра стоит свеч

«В хранилище восемь температурных камер. Одна поддерживает режим от 0 до 22 градусов — как раз то, что нужно для выдержки сыров типа «Маасдам». Возможно, начнем осваивать их, и это будет еще одно перспективное
направление, — говорит Юрий Адамович. — Российские покупатели очень заинтересованы в закупках выдержанных, элитных сыров, в продуктах с выраженным вкусом, экзотическими ароматами, например, дюшеса
или дыни. Некоторые приходят со своими образцами и просят сделать аналогичные. Бывает, заказывают сыр по готовым техническим условиям и с заранее придуманным красивым названием.

В сентябре, например, запустили «Золотую легенду»; работа над ней еще продолжается. Каждые два месяца предприятие выпускает какую-то новинку. Кроме того, обсуждаются варианты договоров с предоплатой и отгрузкой по истечении срока выдержки — через десять месяцев.

Как бы то ни было, с учетом всех объективных сложностей с производством выдержанных сыров
игра с ними все же стоит свеч».

В Европу? Почему бы и нет?

Особенно, когда на внутреннем сырном рынке уже не осталось свободных ниш. Ошмянских сыров практически не
увидишь на белорусских прилавках — вся продукция идет на экспорт, в основном в Россию.

В Ошмянах, конечно, понимают, что ориентироваться на один российский рынок — большой риск. Поэтому всерьез думают о европейском. Целенаправленно работают над качеством, стремятся добиться его стабильности.

И несмотря на то, что многое знают и умеют, торопиться не хотят: ведь так просто испортить репутацию! Изучают и другие возможные направления. Например, Казахстан.

«Большая страна, с хорошим потенциалом, — отмечает Юрий Адамович. — Там работает целая сеть магазинов «Белорусские продукты». Отгружаем туда по 20 тонн каждый месяц. Немного, но стабильно и без особых проблем.
Даже когда были трудности на границах из-за пандемии, наши машины пропускали, и с оплатой не было никаких сложностей.

Мы наблюдаем, как быстро развивается производство молока в России. Но, думаю, у нас в запасе еще есть несколько лет до того, как он достигнет полной самообеспеченности. Надеюсь, к этому моменту объемы и, главное, качество позволят нам идти на другие рынки».

Рисковать качеством — не допустимо!

Сырье всегда исключительно важно для сыроделов, но для зрелых сыров — это критический фактор. У Ошмянского сыродельного завода ряд поставщиков высококачественного молока: 45 % сырья экстра-класса, 47 % — высшего
сорта. Есть бюро сырьевого отдела, специалисты которого постоянно взаимодействуют с хозяйствами, — консультируют, контролируют применяемые медикаменты, работают вместе с зоотехниками, следят за гигиеной.

При необходимости приезжают специалисты со стороны, изучают положение дел в хозяйстве и разрабатывают рекомендации, как повысить качество молока до уровня экстра-класса.

В отношении качества сырья руководство занимает исключительно принципиальную позицию. «Молоко, не отвечающее требованиям, ни при каких условиях не может быть принято в производство, — акцентирует каждое
слово директор. — Есть риск, что отклонение от оптимальных параметров может проявиться не сразу, а, например, на восьмом месяце созревания.

И что тогда? Наша производственная лаборатория внимательно следит, чтобы ничего подобного не произошло. Начальник этой лаборатории Лилия Тихонович — специалист с огромным опытом и авторитетом, причем не только на своем предприятии. Подтверждение тому — звание «Человек 2020 года» Гродненской области. Она, без преувеличения, знает ответ на все производственные вопросы. Для такого молодого коллектива, как сейчас у нас, — это кладезь профессиональной и житейской мудрости. А подразделение, которым она руководит, изо дня в день работает на качество ошмянского сыра.

Теперь возможностей у лаборатории еще больше. Результат недавней реконструкции — полная прослеживаемость сырья. При этом контрольное время многократно сократилось, измерения стали более точными, а результаты сохраняются в цифровом архиве и в любой момент доступны для анализа».

Ирина ПАСИЧНИЧЕНКО, генеральный директор компании «ЧизМаркет», Москва:

— Мы работаем с Ошмянским сырзаводом более пяти лет. Впервые они привлекли наше внимание на выставке «Продэкспо». Современный дизайн стенда, очень красивая оригинальная выкладка продукции, эстетичная упаковка — пройти мимо было просто невозможно.

Потом оценили вкус и аромат ошмянских сыров, познакомились — так и завязалось сотрудничество. С тех пор партнеры ни разу нас не разочаровали. И качество, и дизайн, и новые технологии, и открытость, и гибкость — все подкупает. Очень эффективная и грамотная команда. К кому бы ты ни обратился, какой бы вопрос ни решал — получаешь не просто компетентный ответ, но можешь рассчитывать на простое человеческое понимание. Но самое
главное, конечно, — вкус и качество сыров, которые к нам поступают: «Белорусское золото», «Альпийский»,
«Черный герцог с топленым молоком». Они прекрасно продаются, и мы получаем восторженные отзывы от покупателей.

Никита ВАСИЛЬЦОВ, руководитель закупок и производства в сырном направлении ООО «Молоко», Санкт-Петербург:

— С Ошмянским заводом у нас давние и отлаженные связи. По сырам сотрудничаем с ними на постоянной основе — покупаем в зависимости от сезона и рыночной ситуации от 80 до 100 тонн в месяц. Выбор по ассортименту есть. Кроме того, завод готов делать продукцию по техническим условиям заказчика. Мы берем «Белорусское золото», «Атлет Тоиду», «Тильзит Супреме». Они упакованы в латекс, имеют особый вкус, за который покупатели готовы платить больше. Сейчас мы в предвкушении выдержанных сыров. Уже брали в тестовом режиме четырехмесячные «Эльбрус Лайт» и «Пикорино». Изучали спрос, проводили дегустации — оценки очень хорошие. Достойные сыры!Приятно, что белорусские предприятия начинают формировать предложения в премиальном сегменте. Имея такую прекрасную базу, такое количество классных специалистов, было бы неправильно этого не делать. Поэтому
могу только пожелать ошмянским коллегам успешного бизнеса и новых интересных продуктов.


 

Источник: ПРОДУКТ.BY

Читайте также
Еще в 2008–2012 годах польские ученые из Краковской политехники и Сельскохозяйственного университета (Краков)...
В условиях высокой конкуренции оптимизация и эффективность становятся синонимами успеха. И если речь о модернизации,...
На чем предприятию делать акцент, чтобы быть в числе узнаваемых производителей мясной продукции?По итогам 2020 года...
«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (17) 39-65-321

mail@produkt.by

*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.