Вы здесь

МОТИНА, БОБЫЛЕВА, ДАВЛЕЕВ: «Экспорт — не панацея… »

На вебинаре, организованном для российских птицеводческих предприятий, было подчеркнуто, что в этот сложный период времени в связи с эпидемией, вызванной коронавирусной инфекцией, важно не потерять отраслевые достижения, полученные в предыдущие годы. Одно из них — экспорт продукции. Эксперты проанализировали нынешнюю ситуацию, мировые тренды и на основе своего опыта дали полезные советы, к которым стоит прислушаться и белорусским производителям.

— Птица — наиболее выращиваемый вид мяса в мире, причем — самый быстрорастущий. Если оценивать рынок птицеводческой продукции с точки зрения влияния COVID-19, то на глобальном уровне произошел спад, в то же время отмечается рост потребления внутри страны. У людей изменились пищевые привычки. Они стали думать о здоровье как образе жизни, заботиться о сбалансированном питании и профилактике заболеваний. Мясо птицы может это обеспечить. К слову, очень распространено куриное мясо. Сегодня в России в ассортименте продукции мяса птицы 45 % занимают охлажденные либо замороженные тушки, 25 % — натуральные полуфабрикаты, 30 % — колбасы, консервы, готовые к употреблению.

Мы помогаем убедить потребителей в том, что пищевые продукты поставлены хозяйством, которое сводит к минимуму вредное воздействие на окружающую среду, сокращает применение химических веществ, ответственно подходит к охране здоровья и труда работников и гуманно относится к животным. Благополучие животных и принципы гуманности выносятся на первый план.

Благополучие животного — это свобода от голода и жажды, от дискомфорта, свобода от боли, травм или болезни, свобода выражать нормальное поведение и свобода от страха и страданий, нетерапевтических увечий, хирургических или инвазивных процедур. Необходимо минимизировать нетерапевтическое использование антибиотиков или гормонов, избегать кормления животных отходами животного происхождения, что дает снижение риска чужеродных вирусных или трансгенных генов или прионов, таких как коровье бешенство.

Прослеживаемость процессов по всей производственной цепочке (разведение, корма, лечение и тому подобное) очень важна в плане безопасности для потребителей и возможности обратной связи в случае продовольственного кризиса. Суть: отследить и предупредить негативные проявления, связанные с переработкой, с содержанием птицы для получения качественного и безопасного продукта. Например, выявление опасного вещества. Такие принципы создают предпосылки для разработки и усовершенствования оборудования, включая режимы работы, детали и механизмы. Требования диктуют разработку и применение нового оборудования с новейшими технологиями (рентген, микроволны, ультразвук, видеокамеры, «электронное яйцо»).

— Птицеводческая отрасль наиболее импортозависима по кормам (23 %), по инкубационному яйцу (3 %), ветпрепаратам и дезсредствам (2,8 %), запчастям (1,2 %). С учетом косвенной зависимости стоимости ресурсов от курса валют их доля в себестоимости составляет 45–50 %. Все это привело к увеличению себестоимости мяса птицы и яйца в среднем на 17–20 %.

Рост себестоимости и низкие отпускные цены сформировали у птицеводческих предприятий существенный дефицит оборотных средств. Доходы, полученные яичными предприятиями за пять месяцев 2020 года, более чем на семь миллиардов рублей меньше уровня соответствующего периода прошлого года, или на 18 %, бройлерными — на 22 миллиарда рублей, или на 27 %. В России минусуют 35 производителей яйца и 32 производителя мяса птицы. Такая тенденция наблюдается последние три года.

До этого всегда был прирост производства за счет ввода новых мощностей и реконструкции помещений. За последние годы ввиду финансовой ситуации и снижения покупательной способности прироста нет. К счастью, нет и дефицита птицеводческой продукции на рынке. В итоге за пять месяцев 2020-го производство находится на уровне аналогичного периода прошлого года. Импорт снижается, увеличивается экспорт. Рынок остается стабильным и по мясу, и по яйцу.

Мы не планировали резкого увеличения объемов производства до2030 года. Ожидаем получить в текущем году 5,1 миллиона тонн мяса птицы. К 2030-му думаем выйти на шесть миллионов тонн. Рост производства птицеводческой продукции рассчитан под экспорт, который по году планировался в объеме 300 тысяч тонн мяса. За пять месяцев этот показатель составил 123,2 тысячи тонн, что позволяет говорить о выполнении прогноза.

В недалеком прошлом в Российской Федерации импорт мяса птицы составлял 1 миллион 329 тысяч тонн, что практически равнялось объему производства в стране (1 миллион 380 тысяч тонн). И тогда об экспорте просто не слышали. В прошлом году импорт составил 229 тысяч тонн и почти был равен экспорту (204 тысячи тонн). Это говорит о том, что внутренний рынок обеспечен собственной продукцией. Значит, у отрасли есть возможность продаж за рубеж.

— В последние два-три года в России очень сильно активизировалась экспортная деятельность. Огромное количество компаний, не только крупных, но таже средних и мелких, начинают задумываться: «А не заработать ли нам на экспорте, в хорошем смысле, поскольку рентабельность производства снижается, появляется добавление стоимости к продукции, которая реализуется по низкой цене, а внешние рынки ее забирают, и мы заинтересованы туда продавать?» Важно обозначить приоритетность и выстроить последовательность шагов для той компании, которая задумывается об экспорте.

Сегодня крупные фирмы сконцентрировали различные виды производств в разных регионах, что позволяет им выпускать продукцию для разных экспортных рынков. Разные — ключевое слово, потому что рынки весьма разнообразные: список товаров и условия поставок настолько отличаются, что, к сожалению, лишь крупные компании могут систематически выстраивать экспортные операции. И это потому, что у них разные производства и площадки, имеются убойные заводы, и они могут выпускать продукцию в тех количествах и с той регулярностью, которая требуется на таких экспортных рынках.

Возьмем фабрику с объемом производства мяса птицы 20–40 тысяч тонн. Предположим, что основной объем этой продукции продается в своем регионе. Какой-то излишек всегда есть, и его пытаются вывезти на внешний рынок в замороженном виде. И это, безусловно, подрывает экономику, потому что продается дешевле.

 

Есть две модели расчета балансов производства и возможностей экспорта: либо целенаправленно работать на экспорт и выстраивать процессы, либо просто избавляться от избытка.

 

США, крупнейший в мире производитель мяса птицы, идут по второй модели: избавляются от излишков. Бразилия — наоборот. И сегодня эти два титана обеспечивают 70–80 % мирового экспорта. В таких моделях, прежде всего, просчитывается эффективность. Поэтому, если у вас есть две-три убойные площадки, то уже можно диверсифицировать как откорм птицы, так и ее раздел.

Выбор целевого рынка диктует необходимость того или иного продуктового набора. К примеру, Ближний Восток требует маленькую тушку (1–1,1 килограмма). В России же средняя масса на убой — 2–2,4 килограмма. Соответственно нужно либо выращивать маленькую тушку (что сегодня никто не делает), либо делать выборку (прореживание). С этим очень много проблем, как ветеринарных, так и зоотехнических: стресс, травмы, ухудшение качества мяса и у выбираемой птицы, и у той, которая остается. Это влечет экономические потери. Поэтому крупная компания, планирующая работу на Ближнем Востоке, должна иметь несколько площадок, на некоторых из них изменить цикл и сделать откорм от 28 до 35 дней.

Если ориентироваться на Китай, то там требуются крылья и лапы, немного голени. Принципиально важный момент — техническое оснащение. Если неправильно настроена система нарезки, мало операторов, если быстро идет конвейер, то, соответственно, доля травмированных лапок с переломами составит 30–70 %. Это уже некондиция. Если несломанные лапки можно продать по три доллара, то сломанные — не более, чем за полтора. Смысла в такой торговле нет. Поэтому выбор целевого рынка связан с технологическими схемами выращивания (откорма) и убоя. Следует учесть, что на Ближнем Востоке очень жесткие требования по халялю: большинство мусульманских стран запрещают электрооглушение. К тому же есть риски халяля: часто меняются требования, нужно их отслеживать. Самое главное, что требуется, — доступность рынка с точки зрения ветеринарной сертификации, способность производителя пройти аудиты, выполнить объемы поставок на регулярной основе. Объем рынка или покупательная способность населения — это, конечно, важные факторы, но они второстепенные, потому что на таких рынках работают очень серьезные конкуренты. И, прежде всего, — из Бразилии, доведшие качество своей экспортной продукции практически до совершенства, что вызывает негативное отношение как птицеводов тех государств, в которые они ее поставляют, так и других стран-конкурентов.

Для российских производителей мяса птицы лучше всего подходит рынок Евросоюза. Но в ближайшее время вряд ли он будет открыт по политическим мотивам. Надо сказать, что было несколько успешных поставок мяса индейки в Польшу. Практически полностью «забили» поляков с их дешевой индейкой. Российская оказалась лучше. Даже после закрытия этого рынка европейские трейдеры продолжают обращаться с предложениями поставок мяса индейки на другие рынки мира.

Итак, Ближний Восток — это халяль и практически маленькая тушка. Крыло и голень идут только на фуд-сервис, но через крупных операторов-закупщиков, которые являются поставщиками ресторанных сетей. У них есть три-четыре крупных поставщика, в том числе и российские компании. Продукция идет также в Саудовскую Аравию, а там — самый сложный рынок.

Если рассматривать рынок КНР, то там есть целый набор требований из 20 с лишним стандартов. Каждая компания, думающая о Китае, должна сделать трезвый анализ того, что есть у нее, и того, что продают в КНР бразильские поставщики. «Агроэкспорт» выпустил несколько экспортных гидов по мясу птицы в КНР, Анголу, Сингапур. Количество подобных гидов будет нарастать. Но это далекие рынки. Нужно обращать внимание на те, которые рядом.

Восточную Украину я не стал бы рассматривать как серьезное стратегическое направление, потому что там берут дешевую продукцию. Средняя Азия — достаточно жесткий рынок. Со стороны Казахстана очень много преград, производство здесь тоже сильно растет. Это вызывает ограничение на российскую тушку. Сегодня казахстанский рынок переживает подъем, как в России в 2005–2015 годы. Следует обратить взоры на Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Армению и Азербайджан. У них есть свои требования, в частности, необходимо проходить аудит и один раз в три месяца получать разрешение на экспорт в эти страны. Сложно, плюс есть определенные торговые особенности, но там работают дистрибьюторы российских продуктов, к которым всегда можно обратиться, и они вполне доступны. Очень активно этим пользуются белорусские поставщики. Достаточно простые требования к продукции предъявляют страны субэкваториальной Африки. И там есть дистрибьюторы.

Есть несколько вариантов схем торговых операций. Первый — продать товар трейдеру российской компании, которая собирает продукцию на экспорт. Второй — можно продать международному трейдеру на условиях эскорта. Третий случай продажи — международному трейдеру, осуществляющему предоплату. Четвертый вариант — продажа иностранному трейдеру непосредственно в порту, но здесь много рисков, влекущих большие финансовые затраты. Самый верный путь для начала экспорта — продажа через российские торговые компании, которые заберут продукцию и обеспечат логистическую цепочку до конца. Либо можно попробовать выстроить логистику на внутренней части России самим и отправлять из российского порта, а потом уже продавать международному трейдеру.

В заключение хочу заметить, что птицеводческая отрасль пострадала гораздо меньше, чем другие, потому что ее спас внутренний рынок. А экспорт — не панацея, а титанический труд в плане технологических изменений производств. 

Источник: ПРОДУКТ.BY

Читайте также
Е. М. Войтехович, заведующий сектором стандартизации и нормирования молочной отрасли РУП «Институт мясо-молочной...
Сергей ЛИЩУК, управляющий партнер консалтинговой компании Retail4you, рассказал, почему нужно работать с зарубежной...
Белорусским молочным экспортерам приходится отвоевывать свою долю рынка у международных корпораций. Они преуспели и уже...
«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 390-65-55
+375 (17) 390-67-77
+375 (17) 396-53-21
+375 (17) 396-53-22

mail@produkt.by

*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.