Вы здесь

Молочные войны — это неконструктивно… Где выход?

Совмещение теории и практики, тактики и стратегии в формате своего концептуального доклада на IV Экспортном форуме «Беларусь молочная» собирается предложить коммерческий директор ГК «ЭкоНива» (на сегодняшний момент — крупнейший производитель молока в России) Сергей ЛЯШКО.

«Продукт.BY», используя хороший информационный повод, решил заблаговременно взять интервью у одного из приглашенных «со стороны» спикеров данного мероприятия.

— Сергей Михайлович, для начала — вежливый вопрос. Что называется, для разогрева. Каким выдался для «ЭкоНивы» прошлый год?..

— Вы знаете, вопрос для начала беседы вы и в самом деле выбрали весьма удачный (улыбается. — Авт.). Скажем, с точки зрения ценовой конъюнктуры на молочном рынке 2017 год был удивительно хорош. Цена реализации для молока находилась на уровне 29 рублей за литр, при себестоимости порядка 21 рубля за литр. Такого удачного года за все девять лет работы в компании я лично припомнить не могу.

— А если взять показатели того же 2016 года — для сравнения?..

— Это и в самом деле важно. Если в общем и целом, то в 2016 году реализация была на 20 % меньше, а себестоимость — на 10 %.

Хорошая маржинальность, как принято говорить, дала импульс нашему развитию в 2017 году, в том числе и росту объемов производства.

— В чем это выразилось, помимо хорошей ценовой конъюнктуры?

— В 2017-м мы первыми в России перешагнули тысячный рубеж суточных надоев. На сегодняшний день доим порядка 1,15 тысячи тонн молока в сутки, причем 99,5 % нашего молока относится к категории высшего сорта. К концу нынешнего года планируем выйти на показатель 1,9 тысячи тонн молока в сутки, а к 2020-му — на три тысячи тонн.

— Еще один актуальный, на наш взгляд, вопрос. Как и за счет чего «ЭкоНива» развивает собственное племенное производство?

— Прежде всего, эта сфера нашей деятельности субсидируется государством. А значительные меры господдержки дают хороший импульс для развития.

— И еще… Пока российское государство дотирует капитальные затраты (CAPEX), приоритет вашей компании — строить и дальше, не так ли?

— Пока — да. Строим, потому что и в самом деле есть такая форма поддержки, как возмещение капитальных затрат. Хотя… В 2017 году показатель возмещения был увеличен до 30 %, в 2016-м возвращали только 20 %. А до 2016 года такой меры поддержки вообще не было.

Однако не все так буквально и просто, как вы можете подумать, находясь в Беларуси. Мы сначала строим, во многом на свой страх и риск, а лишь потом подаем документы на возмещение.

— Но это же серьезный риск.

— Риск, как известно, дело благородное. А если серьезно, то я уверен вот в чем. Если бы государство побороло захлестнувший рынок фальсифицированной продукции, то это улучшило бы конъюнктуру для производителей настолько, что… Никакие меры поддержки были бы нам в принципе не нужны. Но пока все как есть, так есть.

— Но вы же серьезный финансист… Зачем было так рисковать, понимая, что правила игры с возмещением затрат по капстроительству могут измениться?

— На самом деле, когда в 2016 году принималось решение о строительстве новых молочных комплексов, мы четко понимали и просчитывали: при текущих ценах на молочное сырье новые комплексы строить нам выгодно. К тому же в России уровень самообеспечения молоком очень низкий. В отличие от Беларуси, кстати.

— Сергей, вы вскользь коснулись темы фальсификата. Но данная проблема сильнее всего ощущается в производстве сыра, который вы планируете начать выпускать до конца года, инвестируете серьезные средства в этот сектор. Зачем?

— Данная проблема касается не только сыра, но и творога, и сметаны, других продуктов. Мы не можем бездействовать в этой ситуации. Да, фальсификат — одна из основных проблем российского молочного рынка, и пока ее решить не удается.  Но есть и другая проблема — импорт дешевой молочной продукции из вашей республики, который довольно сильно влияет на ценообразование на российском рынке.

— А почему, как вы думаете, наши молочники обогнали россиян по производству продукции, да еще достаточно дешевой?

— Я не хотел бы погружаться в нюансы, но картина в целом мне представляется такой.

У вас действительно дешевое молоко, причем очень хорошего качества и в больших объемах. Но такая идиллическая картинка обеспечивается потому, что у вас на государственном уровне все последние годы реализуется принципиально иная экономическая модель по сравнению с Россией.

По большому счету, у вас нет рыночного регулирования: государство не только дает субсидии производителю, но и списывает кредиты. Оно регулирует ценообразование, однако при этом само же делает огромные инвестиции.  Речь, в частности, идет об огромных вложениях в развитие того же сырного производства.

— Ну и что?

— А то, что если у вас сегодня цена на молоко в пересчете на российские рубли 18 рублей за литр, то у нас — 29.
Как с вами конкурировать? Поэтому между нашими странами периодически возникает то, что журналисты образно называют молочными войнами.

— Тем не менее вы согласились стать спикером крупного Международного форума «Беларусь молочная-2018». О чем, если не секрет, будете говорить с трибуны, к чему призывать коллег?

— Я уже, по сути, сказал, что в рамках так называемых молочных войн белорусскую продукцию то открывают, то закрывают для поставок на российский рынок. Но сегодня эта «половинчатость» невыгодна обоим участникам. Ситуацию нужно принципиально менять.

— Это все понятно. Отличный лозунг. Но какую стратегию вы предлагаете в качестве альтернативы?

— Можно ее назвать поиском кооперации между производителями и переработчиками молока в России и Беларуси. Да, ваша страна давно уже вышла на профицит производства молока в целом по республике.

В России на государственном уровне также стоит задача добиться самообеспечения по производству молока, причем в самые короткие сроки. Думаю, за пять ближайших лет задача решится.

Полагаю, в складывающихся условиях нет смысла провоцировать конфликты интересов. Логичнее поискать совместные варианты выхода на экспортные рынки, используя имеющееся в наличии сырье и перерабатывающие мощности двух наших стран.

Мне кажется, этот посыл может стать неплохой основой для откровенного диалога между российскими и белорусскими участниками форума.

Кроме того, хорошим примером эффективного производства с изложением темы себестоимости, поиска резервов и так далее может стать анализ работы группы компаний «ЭкоНива» (смеется. — Авт.).

СПРАВКА «ПРОДУКТ.BY»

«ЭкоНива» — российско­германская группа компаний. Включает два самостоятельных холдинга: «ЭкоНиваТехника­Холдинг» — поставщик сельскохозяйственной техники и «ЭкоНива­АПК Холдинг» — агропроизводство. Штаб­квартира компании находится в Воронеже. Занимает первое место по объемам производства молока в России: около 1150 тонн ежедневно. Продолжает расширять молочное производство: строительство молочных комплексов осуществляется в разных регионах России. В 2013 году начала заниматься переработкой молока.

«ЭкоНива» – в движении

Только за 2017 год и первый квартал 2018-го компанией было построено:

• в Воронежской области два молочных комплекса по 2,8 тыс. голов каждый. Итого порядка 5 млрд рублей было вложено в молочное животноводство Воронежской области;

• по одному крупному молочному комплексу строится в Бобровском и Лискинском районах;

• в Калужской области построен «брат­близнец» Бобровского комплекса;

• в Новосибирской области действующий комплекс расширен с 1,8 тыс. до 5 тыс. голов;

• за 2017 год компанией приобретены и ввезены в страну порядка 13,5 тыс. КРС из Германии, Нидерландов и Венгрии.

Источник: Produkt.by

Читайте также
Молочный шторм, рожденный переизбытком продукции на белорусско-российском рынке, создает попутный ветер, который...
Российский рынок молочных продуктов остается чрезвычайно интересным для белорусских производителей и поставщиков....
«Продукт.BY» предлагает вашему вниманию эксклюзивное интервью с исполнительным директором Национального союза...
PRODUKT.BY
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-704
+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (29) 755-95-50
+375 (29) 33 55 100
produkt.by@tut.by