Вы здесь

Максим ФАСТЕЕВ: «Молодцы, успели заработать!»

Ведущий аналитик «Инфагро» Максим ФАСТЕЕВ рассказал ПРОДУКТ.BY о ценовой стратегии белорусских молочников и поиске новых решений в кризис.

Максим ФАСТЕЕВ — ведущий аналитик «Инфагро» Я понимаю логику поведения белорусов: если есть спрос, если продукция продается даже после повышения цены, значит, нужно пользоваться моментом и продавать. Поэтому и чиновники, и производители правильно сделали, что воспользовались ситуацией — молодцы, успели заработать!

— Председатель совета директоров Союза молочных предприятий Украины Вадим Чагаровский в одном из комментариев отметил, что коронавирус не повлияет на молочный рынок Украины. Вы согласны?
— У меня несколько иное мнение. Я считаю, что повлияет не сам коронавирус, а его последствия — карантинные меры, которые негативно скажутся на многих странах. Это, в свою очередь, повлияет на уменьшение потребительского спроса как на отдельных рынках, так и в целом. Произойдет изменение стоимости продовольственной корзины в пользу более дешевых продуктов.

 

— Как вы охарактеризуете цены на сырье на Украине, в России, Беларуси, Европе?
— Последние два года закупочные цены на молоко на Украине были достаточно высокими вследствие того, что объем переработанного молока снижался, а потребительский спрос увеличивался. Эти процессы стимулировали спрос на сырье, соответственно цена в зимний период на высококачественное молоко была на уровне российской. А в Польше и Беларуси цены были ниже, соответственно импорт для Украины стал выгодным. Но с конца марта стоимость молока начала активно снижаться, что объясняется сезонным фактором, а также уменьшением спроса вследствие введения карантина. Есть и еще один фактор, но он не подтвержден: значительное количество молока на Украине реализовывалось на крупных рынках и мелких базарах. Но поскольку из-за карантина базары закрыты, вероятно, это молоко ушло на промышленные предприятия. Повторю, это пока неподтвержденный тренд — подождем результатов статистики за полгода.

Еще один значимый фактор — это, конечно же, снижение мировых цен, что существенно повлияло на экспортные возможности украинских молочных продуктов. Сегодня нужно и дальше уменьшать цены на сырье, чтобы как-то вписываться в экспортные контакты. При этом достаточно много продукции идет на склад — если, конечно, есть возможность хранить.

 

Необходимо изучать локальный спрос, анализировать онлайн-закупки, проводить потребительские опросы, чтобы понять, что сегодня нужно клиенту.


— Что вы можете сказать о ценовой стратегии производителей Беларуси, когда в марте — апреле стоимость белорусского сухого молока была выше, чем в Европе?
— Я понимаю логику поведения белорусов: если есть спрос, если продукция продается даже после повышения цены, значит, нужно пользоваться моментом и продавать. Поэтому и чиновники, и производители правильно сделали, что воспользовались ситуацией — молодцы, успели заработать! Но дальше по мере снижения спроса, накопления товара на складах и трансформации потребительского рынка в Беларуси в какой-то момент придется снижать цены. Думаю, для Беларуси третий квартал будет сложным. Россия наращивает производство своего сырья, и уже в этом году может сложиться так, что потребность в белорусском молоке станет заметно меньше. Нужно искать другие рынки, но при этом быть готовыми к тому, что они будут не разовым спасательным кругом, а постоянным каналом реализации с ценами, значительно ниже сегодняшних. Надо быть морально к этому готовыми.

— Как писал портал agronews.ua, несколько ассоциаций производителей молока на Украине обратились в Министерство сельского хозяйства с просьбой провести интервенционные закупки молока, чтобы не допустить остановки и банкротства предприятий. Как вы оцениваете эту инициативу?
— Сама идея неплохая. Но, во-первых, у меня есть сомнения в отношении добросовестности и прозрачности проведения интервенционных закупок. Если бы существовал прозрачный инструмент — да, он бы принес эффект. Во-вторых, возникает вопрос о необходимости внедрения этого механизма сегодня — профицитный период на Украине уже начался (апрель — июнь), а с учетом бюрократических процедур запустить механизм удастся в лучшем случае в середине лета, когда сезон пойдет на спад. То есть, чтобы не увеличивать волатильность рынка, решение об интервенциях нужно начинать готовить зимой.

 

Думаю, для Беларуси третий квартал будет сложным. Россия наращивает производство своего сырья, и уже в этом году может сложиться так, что потребность в белорусском молоке станет заметно меньше.


— Европа постепенно ослабляет карантин, какой ваш прогноз в отношении молочного рынка?
— Нужно учесть, что в Европе пиковое производство молока — в апреле — мае, что как раз совпадает с карантинными режимами. За последний месяц производители уже сделали достаточно много запасов, работа «на склад» продолжится и в мае — июне. Данный факт, несомненно, будет «давить» на цены на сырое молоко и биржевые молочные товары в будущем периоде.

— А как повлияет засуха?
— Увеличится себестоимость кормов, цена молока упадет, и тогда фермеры вынуждены будут сокращать поголовье скота. В принципе, этот фактор может урегулировать рынок, поскольку будет способствовать снижению предложения сырья.

— Как должны вести себя производители в условиях падения спроса — пересматривать ассортимент в пользу более дешевых продуктов?
— Не только. Необходимо изучать локальный спрос, анализировать онлайн-закупки, проводить потребительские опросы, чтобы понять, что сегодня нужно клиенту. Возможно, какие-то новые продукты могут «выстрелить» с учетом проведения точечной маркетинговой деятельности. Хочу сказать, что даже несмотря на снижение доходов, можно попытаться найти продукт, который будет хорошо продаваться. Так что, надо больше разговаривать с потребителем, задавать ему вопросы, изучать реакцию. Кроме того, необходимо работать с продуктивностью — лучше меньше, но качественнее и эффективнее. Сегодня — это актуально.

Источник: ПРОДУКТ.BY

Читайте также
Чем помогут мясные полуфабрикаты?В прошлом номере категорийный менеджер сети «Виталюр» Максим ГУРИКОВ обозначил важный...
ПРОДУКТ.BY провел видеоинтервью с бизнестренером из Риги Александром ФРИДМАНОМ о рабочих методиках управления,...
По данным компании GfK, в России домашнее потребление мяса и мясных продуктов за последние недели выросло на фоне мер...
«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (17) 39-65-321

mail@produkt.by

*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.