Вы здесь

КАЗЮЧИЦ: «Восточный вектор для сухой сыворотки и не только»

По статистике, с 2012 по 2019 год экспорт сухой сыворотки из Беларуси увеличился практически в три раза — с 34,5 до 96,4 тысячи тонн. Но если семь лет назад почти вся она (30,5 тысячи тонн) продавалась в Россию, то сейчас на долю этой страны приходится 36,8 тысячи тонн и практически столько же (30 тысяч тонн) — на Китай. Представитель сингапурской торговой компании OLAM в Беларуси Александр КАЗЮЧИЦ прогнозирует, что в 2020 году, учитывая ценовой фактор, КНР может обойти Россию по закупкам сыворотки.

— Все идет к тому, что эта цифра на конец года будет порядка 40 тысяч тонн, а, может быть, и больше, — говорит эксперт и поясняет, что это не единственное перспективное направление. — В 2018-м мы активно поработали на китайском рынке и поставили туда около пяти тысяч тонн белорусской сыворотки. Однако в 2019 году из-за АЧС результат был практически нулевым. Теперь Китай начал восстанавливаться, но мы за время вынужденной паузы через образцы и опытные партии уже начали осваивать некоторые другие направления.

Например, организовали поставки в Малайзию, где у компании OLAM есть собственный завод. Предприятие производит из сыворотки, СОМ и пальмового масла заменитель сухого цельного молока. Продукт экспортируется в страны ЮВА и Африки, где из него изготавливают недорогие аналоги цельномолочной продукции, в том числе йогурты. Еще несколько лет назад потребность малазийского завода в сыворотке была около пяти тысяч тонн, в СОМ — 12–15 тысяч тонн. Ставилась задача нарастить объемы производства вдвое.

 

Малайзию и Филиппины уже сейчас можно рассматривать как неплохую альтернативу Китаю. По ценам тоже все складывается удачно.

 

Осваивать это направление мы начинали с украинскими предприятиями. Но Украина сейчас превращается из экспортера в импортера. Сегодня мы туда поставляем белорусскую сыворотку, с которой украинская раньше конкурировала.

Я думаю, что поставки в Малайзию будут не менее пяти тысяч тонн в год СОМ и сухой сыворотки и станут увеличиваться в дальнейшем. Однако там есть особые требования по качеству. Мы протестировали практически все белорусские предприятия на предмет поставок СОМ, СЦМ, сыворотки и пришли к выводу, что при необходимости такие объемы можно набрать уже сейчас. «Савушкин продукт», «Беллакт», «Праймилк», «Бабушкина крынка», Калинковичский молочный комбинат, Лидский молочно-консервный комбинат, Слуцкий сыродельный комбинат, «Милкавита», Полоцкий молочный и Лепельский молочно-консервный комбинаты производят вполне конкурентоспособную продукцию.

Второе направление, которое мы проработали, пока Китай был на паузе, — это Филиппины. С рядом компаний там у нас сложились довольно крепкие отношения, что позволяет также поставлять на этот рынок порядка пяти тысяч тонн сухих молочных продуктов ежегодно.

Малайзию и Филиппины уже сейчас можно рассматривать как неплохую альтернативу Китаю. По ценам тоже все складывается удачно. Если экспорт в КНР начинали по 500–600 долларов за тонну, то сегодня сыворотка продается по 800 долларов на условиях FСА. Доставка до Китая стоит примерно 100 долларов за тонну. В России цены значительно ниже, примерно на 150 долларов. Так что продавать сыворотку в Китай, Малайзию и на Филиппины значительно выгоднее.

Если мы хотим проводить диверсификацию, нужно выполнять требования и смелее идти в эти страны. Тем более что Россия заявляет о намерении полностью обеспечить себя молоком в ближайшие пять-семь лет. Если россияне еще поработают над качеством своего продукта, то смогут составить реальную конкуренцию белорусам и за рубежом.

Что мешает активной экспансии? Есть несколько моментов, на которые хочется обратить внимание. Транснациональные компании хотят планировать свою деятельность на длительный период и заключать контракты на полгода или как минимум — на три месяца. Между тем наши предприятия не готовы смотреть вперед дальше, чем на месяц. Когда возникает запрос на поставки по графику в течение нескольких месяцев, рассчитывать практически не на кого. Долгосрочному сотрудничеству, гарантированным платежам на условиях предоплаты в течение всего года, возможности планировать финансы руководители предпочитают поиски разовых клиентов в различных странах в расчете продать чуть дороже.

Кроме того, имея большой опыт международного сотрудничества и хорошо изучив целевые рынки, мы знаем, как важно для успешного экспорта максимально соответствовать всем требованиям (часто специфическим) этих рынков. При поставках сухих молочных продуктов из Беларуси в страны дальнего зарубежья мы сталкиваемся с рядом моментов, которые отнюдь не способствуют диверсификации рынков. Перечислю по пунктам для наглядности.

 

Имея большой опыт международного сотрудничества и хорошо изучив целевые рынки, мы знаем, как важно для успешного экспорта максимально соответствовать всем требованиям (часто специфическим) этих рынков.

 

  1. Температурный режим для перевозки сухих молочных продуктов, согласно белорусским регламентирующим документам, — от 0 до 20 градусов Цельсия, при этом в мире сухие молочные продукты хранятся в гораздо более широком температурном режиме.
  2. У большинства потребителей установленная норма содержания влаги в сыворотке и СОМ — не более 4 %. Большинство белорусских предприятий ссылаются на СТБ для СОМ сорта «стандарт», производят продукт с влажностью 5 % и под различными предлогами отказываются изготавливать СОМ с содержанием влаги согласно спецификации потребителя.
  3. У большинства потребителей требование по количеству мезофильных аэробных и факультативно-анаэробных микроорганизмов (КМАФАнМ) — не более 10 000 КОЕ/г. Как правило, белорусские предприятия называют 50 000 КОЕ/г, что существенно ограничивает число возможных покупателей нашей молочной продукции в странах дальнего зарубежья и снижает возможности для диверсификации рынков.
  4. В 2018 году мы столкнулись с серьезными проблемами качественной упаковки сухих молочных продуктов на белорусских предприятиях. Данный вопрос имеет существенное значение: необходимо обеспечить более тщательный контроль за процессом упаковки и за используемыми при этом материалами.
  5. Без сертификата «Халяль» невозможны поставки продукции в мусульманские страны. В настоящее время не все предприятия имеют данный сертификат.

Сывороточные ингредиенты? Это специфический продукт, и массово переводить на него производство мы, как мне кажется, еще не готовы. Но, думаю, на каком-то этапе это может сделать «Праймилк». У них же получилось очень хорошо стартануть с концентратами. В этом, безусловно, большая личная заслуга руководителя компании Анатолия Белявского. Посмотрите, как активно он продвигал свою продукцию по всему миру, сколько личной энергии вложил в дело. И в результате предприятию удалось перейти в большей степени на производство высокомаржинальных концентратов, постепенно уходя от сыворотки. Возможно, в будущем ему и другие продукты удастся так продвинуть — «Праймилк» станет флагманом в сегменте сывороточных ингредиентов и пойдет дальше.

Источник:  ПРОДУКТ.BY

Читайте также
Критика как высшая форма лояльностиЗаместитель генерального директора по маркетингу СП «КАМАКО ПЛЮС» ООО Наталья ЧЕРНИК...
В 2019 году продажи готовых охлажденных блюд в Польше выросли на 26 %. Емкость этого рынка составляет 1,52 миллиарда...
Новая методика идентификации натамицина в покрытиях, пищевой продукцииДубильные вещества, фитонциды, бензойная и другие...
«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (17) 39-65-321

mail@produkt.by

*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.