«Кадры решают все! С большего…»

В сентябре на пост первого проректора Академии управления при Президенте Республики Беларусь был назначен добрый друг нашего издания Валерий БОРОДЕНЯ. Напомним, что он — действующий депутат Палаты представителей Национального собрания, экс-декан факультета маркетинга Белорусского государственного экономического университета (Нархоза). И вот еще что. Мы уже говорили применительно к Валерию Анатольевичу в одной из давних публикаций: бывших маркетологов не бывает.

И этот материал — попытка «прощупать» болевые точки нашего продовольственного рынка с помощью профессионала-рыночника, умеющего говорить четко, образно и порой с юмором об очень серьезных вещах.

— Валерий Анатольевич, здравствуйте. Поздравляю вас от души с новым назначением. Но боюсь, времени у вас сейчас стало еще меньше, чем год назад. Поэтому скажите, какие вопросы вы бы хотели поднять и заострить в первую очередь в ходе III Торгово-промышленной конференции Trade Dialog, если вам удастся там побывать? Такая вот легкая фантазия.

— Видите ли… Вы ведь уже поднимали достаточно актуальные темы в прошлом году на «Продэкспо» в ходе круглого стола о реальном уровне конкуренции на рынке продовольствия. Между нами говоря, озвученные там проблемы никуда не делись. Сети всех душат, реальную долю малых, средних и крупных предприятий в стране все также нереально определить. Ну или почти нереально.

Можно еще раз на эту тему поговорить, допустим, но… Лично у меня сегодня в силу разных причин интерес вызывают вопросы, связанные с так называемой региональной спецификой. Я вижу, что в нашей жизни вновь проявляются печально известные торговые региональные войны, подобные Кощею Бессмертному. Это — просто позор нашей страны. И мне хотелось бы не просто публично поднять вопрос местничества в регионах, но и добиться большей активности от МАРТа, и по этому поводу — тоже.

С учетом того, что вы любите затрагивать вопросы, связанные с взаимодействием розницы и поставщика, готов хоть сейчас озвучить совершенно земную персонифицированную историю. Я половину лета честно пытался купить белорусскую морковь в магазине. Не купил. А теперь внимание — вопрос: она что, не уродилась у нас нынче, или нашим сетям так нравится взять красивую голландскую морковку и поставить на нее максимальную наценку?

Доходило ведь до смешного и грустного одновременно: когда морковь в магазине стоила дороже иных фруктов.

Наконец, можно на вашем мероприятии обсудить вполне возможное банкротство «Белкоопсоюза» и поинтересоваться, кто из сетей готов будет нести это знамя, отягощенное серьезной просрочкой и прочим. В общем, тем хватает. В идеале нужно видеть результат всех этих прений, а вот это уже — высший пилотаж.

— Понятно. Вот еще что вызывает сегодня живой интерес. Одной из нашумевших тем последнего месяца на рынке стал рост цен на птицу, потом на свинину — в рознице. Возник интерес контролирующих органов. И что с этой историей может быть дальше, на ваш взгляд?

— С ценами вопрос всегда непростой. Сейчас ведь проводится антимонопольное расследование по этому поводу. Оно и должно, по идее, поставить точки над I.

Но не секрет, что производители мяса птицы и год, и два назад в голос кричали о том, что сети выкручивают им руки, сталкивая между собой и вынуждая уменьшать отпускные цены на уровень ниже плинтуса. Не исключаю, что эта ценовая пружина сжималась-сжималась, а в итоге взяла и выстрелила. К тому же свою позицию птицеводов по вопросу цен можно было бы более активно, своевременно и доступно разъяснить обществу, а не отмалчиваться до последнего.

Понятно, что высовываться никто сегодня не хочет. О том, к чему могут привести невинные вроде дискуссии вокруг цен на комбикорм для отдельно взятой птицефабрики, — слишком хорошо известно.

А, в общем-то, проблема роста цен на мясо мне лично кажется несколько надуманной. Я ведь вижу, как после нашей прошлогодней деноминации и перехода на копейки подскочили цены на всякую мелочевку. Например, те же бумажные носовые платки подорожали едва ли не в десятки раз — и никто не переживает, не кричит...

— Валерий Анатольевич, и еще одна странная история. Фактически ведь компании «Евроторг» летом было разрешено нарушить антимонопольное законодательство и выйти за красную черту в 20 % в Оршанском районе — так сказать, «по многочисленным обращениям трудящихся». Что может последовать за этим?

— Надеюсь, что ничего дополнительного. Но должен сказать, что я очень плохо отношусь к такому «исключению из правил». И то, о чем вы спрашиваете, — не самый лучший прецедент для нашей бизнес-среды.

Да, Оршанский район требует неординарных действий и решений, все понятно. Но антимонопольное законодательство во всем мире неслучайно ведь работает в тесной связке с концепцией национальной безопасности. Если у официального монополиста начинаются серьезные проблемы, а он при этом оказывается зависим от внешних займов, к примеру, — это может привести к весьма неприятным последствиям.

— Год назад в ходе круглого стола на «Продэкспо», который мы вспоминали в начале нашей беседы, руководитель Ассоциации розничных сетей Наталия Шаблинская заявила, что борьба между сетевыми розничными предприятиями и всеми остальными магазинами уже закончена, победители известны. Так ли это на сегодняшний момент?

— Пожалуй, сети и в самом деле победили. Но теперь у них постоянно идет передел рынка — такие полувоенные действия в мирное время, направленные друг против друга. В итоге в магазины целого ряда сетей мне уже физически неприятно заходить. Возможно, наемные директора или реальные хозяева бизнеса скажут мне в ответ, что, мол, делают ставку на оптимизацию бизнес-процессов в условиях экономического кризиса.

Но я за этой красивой словесной оберткой вижу отсутствие персонала в торговом зале, замордованных кассирш, товар на полу, перепутанные ценники… Так что оптимизм со стороны большинства сетей в наше время будет звучать несколько фальшиво.

Кстати, сейчас возглавляемая Наталией Шаблинской сеть «Рублёвский» поглощается дочкой знаменитой «Санты» — компанией «Санта Ритейл». Будет интересно посмотреть на развитие этого сюжета…

— Вопрос немного в сторону. Не секрет, что существуют разные методы управления компанией. Хозяин частного производства натурально готов ночевать на своем предприятии, появляться ночью, если работа ведется там круглосуточно. Но сомнительно, что нечто подобное будет происходить в госструктуре. Разве не так?

— Есть такой афоризм: для успеха любого проекта важно, чтобы в команде работали 20 % думающих фанатиков. При наличии определенной критичной массы людей, идущих к своей цели, решается любая проблема. Вообще. По-
этому на «Савушкин продукт» или «Санта Бремор» в Бресте сегодня достаточно трудно устроиться. Там работает своя команда, которая знает цели и к ним идет. Правда, цели все время придумываются новые. Но это чаще всего оказывается интересно.

Людям попутно прививается подлинный патриотизм, внедряются новые системы управления — японские, в частности, когда люди готовы гореть на работе. Но равнодушия и пресловутой нашей толерантности вы там не встретите. И тут дело не в форме собственности, а в людях, которые своими идеями могут зажигать коллег.
 
— Валерий Анатольевич, а какой иностранный опыт вы бы советовали внедрять в первую очередь игрокам на рынке продовольствия нашей страны — тем же продавцам, допустим?

— Сложно сказать навскидку. Побеждает сегодня тот, кто сможет отойти от стандартов и сделать не так, как другие. Мне бы хотелось, чтобы наш ритейлер заявился бы с такой идеей, которую бы копировали у нас. А пока все происходит наоборот.

Вот мы скопировали и продолжаем копировать европейские каноны, и от того же Берлина в сфере ритейла уже слабо отличаемся. Но теперь нужно как-то отстраиваться, говоря языком маркетинга. Возможно, это можно сделать за счет работы с национальными традициями и предпочтениями.

Думаю, навязший в зубах слоган «Купляйце беларускае» нужно будет пересмотреть и предложить потребителю под каким-то новым углом, соусом или градусом. А если серьезно, то актуальные для всего мира тренды нас ведь рано или поздно накроют. Это цифровизация, упрощение самой системы оплаты, к примеру. В Китае уже можно платить лицом, без всяких кошельков и банковских карточек. Соответственно уровень самообслуживания выходит на принципиально иной уровень. Мы уже к этому подходим. На мой взгляд, нужно двигаться еще смелее.

Если же говорить более конкретно… Я был летом в Литве, и мне очень понравилось, как там работает система сбора оборотной тары. Бутылки со штрихкодами сдают в специальные агрегаты — фандоматы, получают деньги. Попутно создаются новые рабочие места. При этих фандоматах сидят люди, которые заняты сортировкой и фасовкой бутылок из стекла, пластика, жестебанки и прочего.

Чтобы звучащие у нас прекраснодушные диалоги о важности экологии вывести на практический уровень, было бы хорошо внедрить нечто подобное и в Беларуси.

— Вы не раз говорили, что нужно учиться у истории, в том числе и у своей. Каким образом?

— Смотрите. Когда-то Беларусь была одним из лидеров в сфере производства деревянной тары. А потом пришел пластик, и в течение 30 лет те же бочки, несмотря на их натуральность, стали абсолютным анахронизмом. Они сейчас нужны разве что для марочных видов алкогольной продукции. Ни один концерн такого развития событий не мог предположить. А вот производители бочек и бочонков обязаны были думать о своем завтрашнем дне. Кто успел, тот и съел… То же касается и других продуктов. На какие-то
проходит мода, какие-то, наоборот, получают новые возможности.

— На закуску — несколько пафосный вопрос. Как вы оцениваете этот год для продовольственного рынка страны как маркетолог, законодатель, потребитель, гражданин, наконец?

— Можно я в одной какой-то фазе выступлю, так сказать, совмещу «четыре в одном» (смеется. — Авт.)? Так вот, мое субъективное восприятие выглядит следующим образом. Бардака в магазинах стало больше. Людям уже сложнее делать выбор, находить нужный им товар, но зато стало проще тратить деньги. Мне кажется, нужно немного пересмотреть эту «игру в одну калитку» и внести определенные коррективы.

А в целом мы растем, социальные стандарты развиваются, и само их наличие — большой плюс, кстати. В общем, если будем двигаться дальше в этом направлении, рано или поздно придем к тому, что к нам будут приезжать: с целью поучиться в сфере того же ритейла. Почему нет?
 
— И последнее, наконец. Валерий Анатольевич, каким образом вы будете внедрять в жизнь лозунг «Кадры решают все» в новой для себя должности первого проректора Академии управления при Президенте Республики Беларусь, есть идеи на этот счет?

— Мы будем пытаться сделать подготовку и переподготовку управленческих кадров более эффективной. Надеемся стать диалоговой площадкой, на которой будут обсуждаться самые разные темы, в идеале — с учетом видения будущего. Грубо говоря, хотим всегда знать ответ на глобальный вопрос: «Куда нашим управленцам двигаться в среднесрочной и долгосрочной перспективе, при этом оставаясь на пике своих возможностей?»

Не сомневайтесь: нам по силам сконцентрировать на базе академии опыт современных ученых, лучших преподавателей, прогрессивных государственных деятелей… Что из всех этих беглых замыслов получится, — скоро увидим.

Источник: Produkt.by