«Ганна» открыла крупнейший магазин

10 июля при участии генерального директора Витебской бройлерной птицефабрики Анны ШАРЕЙКО и заместителя председателя Витебского облисполкома Олега МАЦКЕВИЧА в самом северном областном центре был открыт магазин «Ганна». Из нескольких уст уже приходилось слышать, что новый торговый центр представляет одну из лучших концепций, причем не только в одной области. Комплекс состоит из торгового зала, кафе, технологических помещений и административного корпуса. Главный исполнитель желаний заказчика — компания Vitrum.

Несмотря на огромный опыт заказчика и исполнителя (и для «Ганны», и для Vitrum это был, мягко говоря, не первый магазин), создание нового торгового центра шло непросто. Активной работы хватило на два года. Можно было быстрее, но расчет на свои силы, знания и умение перечеркнул финансовый кризис. Одновременно он перечеркнул и старый бизнес-план, потребовав подготовки нового.

Vitrum подключился к строительству ТЦ уже на довольно зрелом этапе — проектные работы были фактически завершены, и свобода творчества осталась лишь на территории торгового зала, а также последующего оформления интерьера и внешнего облика магазина.

Компания подготовила для руководства «Ганны» три варианта торгового зала, площадь которого составляет около 1 тыс. м2. После того, как заказчик определился с предпочтениями, началась разработка дизайн-проекта и подбор оборудования.

По словам руководителей магазина, при постановке задач «мы не старались изобретать велосипед там, где он есть. Мы попытались учесть опыт европейских коллег, которым поделилась компания Vitrum. И это удалось!».

В торговом зале стоят стеллажи собственного производства из Латвии, холодильное оборудование Freor и кассовые модули литовского производства. Кроме того, представлено оборудование итальянского и немецкого производства.

Как и положено современному объекту, в магазине каждую зону формировали отдельно: кассовую линейку, овощной отдел, алкогольный, хлебобулочный, заприлавочный… Внимательный покупатель обратит внимание на цветовое зонирование зоны, но большинство просто подчеркнет про себя, что магазин очень понятный и комфортный. Как говорят специалисты Vitrum, «в больших форматах нужно уметь создавать эмоциональный фон». Например, если вы торгуете книгами, то пол лучше сделать деревянным. Так у покупателя будет ощущение в магазине, «как дома».

Хороший пример в новом торговом центре этого тезиса — алкогольный отдел, представленный «магазином в магазине». Уют, дерево, компактность — вот положительные характеристики для алкогольного отдела в современном магазине. На полках с деревянной отделкой бутылка вина смотрится выигрышнее, чем просто на металлическом стеллаже. Для правильного оформления мало одного компонента — нужны дизайн интерьера и правильный свет. Все отделы, над которыми работал Vitrum, могут похвастать этими параметрами. Световое оборудование специального спектра и с фильтрами для каждой группы товаров было импортировано из Европы. Фасад магазина был «нарисован» с учетом фирменных желто-красных цветов «Ганны».

Магазин отличается правильной европейской планировкой и очень сильным участком заприлавочной торговли, которая разделена на сырный, мясной и рыбный сегменты. С вводом нового ресторана сеть общественного питания «У Ганны» стала состоять из трех объектов. Однако новый ресторан все же — отдельная песня. Двухуровневое заведение способно одновременно принять 267 гостей, не считая банкетного зала. Vitrum принимал участие во всех этапах открытия: от проектирования до изготовления и поставки оборудования.

Барное оборудование Skycold — один из примеров, подтверждающих высокий уровень ресторана и его оснащения. Сотрудники ресторана называют это оборудование одним из лучших в мире.

Кстати, подсобные помещения ресторанов обеспечивают работу отдела кулинарии.

Ричардас Качанаускас, заместитель директора по коммерческим вопросам:«Спасибо за доверие»

— Прежде всего, я хочу поблагодарить руководство птицефабрики за доверие. Под маркой «Ганна» построен уже 21-й по счету магазин, поэтому отдел розничной торговли у них очень опытный и профессиональный. Мы рады, что смогли сделать проект таким, каким вы хотели его увидеть.

— Разрешите задать первый вопрос, касающийся рисков. Компания доверила большой комплекс работ одной компании — вашей. Как вы планируете вести сервисное обслуживание из минского офиса?

— В офисе находится лишь часть нашей команды. Везде, где открыты наши объекты, с нами работают партнеры — специалисты высокого уровня. Однако мы стремимся к тому, чтобы развивать и собственную службу в регионах. В Витебской области ведем работы еще с несколькими объектами, поэтому скоро появится необходимость более плотного сотрудничества.

Еще хочу отметить, что у нас внедрен стандарт ISO 9001, касающийся продажи и гарантийного/постгарантийного обслуживания оборудования. Поэтому наши клиенты не волнуются.

— Расскажите об истории компании Vitrum тем, кто о вас пока не слышал.

— В следующем году латвийской компании Vitrum исполняется 20 лет. Этот период — пример развития компании, которая сделала себя сама: своим стремлением к развитию, успешными результатами, постоянными клиентами. Из одного гаража, в котором нарезался алюминиевый профиль и ДСП для торговых прилавков, мы доросли до четырехтысячного (м2) офиса, в котором вся экспозиция продукции представлена на площади 3,5 тыс. м2.

Сегодня в Латвии работает производство собственного стеллажного оборудования и мебели из нержавейки. Также там собирается торговое оборудование, обрабатывается стекло, алюминий, черный металл, нержавеющая сталь, ДСП, МДФ. Там же собираются централи для выносного холода.

На производстве, расположенном на площади 15 тыс. м2 в Риге, работают 180 человек. Мы делаем недешевое, но очень высокого качества оборудование, чего больше не делает никто в нашем регионе. Продукцией собственного производства мы можем обеспечить треть потребностей в «железе» нового магазина.

После того, как Vitrum стал заниматься продажей оборудования других производителей, нам не стало равных и по ассортименту. Сегодня компания предлагает широкий выбор оборудования производителей из многих стран на всякие вкус и кошелек.

Офисы компании Vitrum работают в Литве, Латвии, Эстонии, России, Румынии, Норвегии, Словакии.

— С 2008 года работает офис в Беларуси. Как компания выходила на наш рынок и чего удалось добиться за эти годы?

— Открыв двери офиса, мы сразу принялись за развитие двух своих направлений: инжениринг и торговое оборудование. Нашим первым проектом стала кухня для персонала ГК «Алютех». С тех пор у нас рождались проекты с «Бимартом», «Гиппо», «Короной», «Алми», «Васильками», «Суши весла», «Эль Патио», «Амато кофе», «Белнефтехимом», «Белсоюзпечатью»… В белорусском офисе сегодня работают 40 человек, и мы продолжаем развитие команды, поэтому до конца года их уже должно стать около 60. Белорусский рынок был в 2008-м весьма перспективным, таким он остается и сегодня. Несмотря на большое количество компаний, в сегменте продвижения знаний и практического передового опыта конкуренция не так высока. Пока что большинство из них ведут борьбу за возможность продать то, что лежит на складе.

— А вы не заинтересованы в продажах?

— Мы продаем то, что нужно клиенту. Почти за 20 лет работы на родном рынке мы совместно с клиентами заработали такой опыт, которого хватило бы не на одну компанию. Среди наших клиентов — Maxima, Rimi, Iki, Norfa, Drogas, Elvi, Narvesen и даже Microsoft. Вместе с ними мы росли, учились и набивали шишки. Сегодня уровень этих ритейлеров хорошо известен во всей Европе.

Миссия нашей компании в том, чтобы нести знания клиентам, которые в них нуждаются и хотят развиваться. Поэтому перед началом своей работы мы всегда проводим аудит, чтобы найти и устранить проблемные места, мешающие предприятию работать эффективнее.

Мы не просто продаем, утверждая, что клиенту названное оборудование лучше всего подходит. Мы показываем на примерах. Обратите внимание, что половина нашего офиса используется для рабочих мест менеджмента, а половина — это шоу-рум для проведения наглядных презентаций. Что клиент может улучшить не просто теоретически, но и на примере конкретного оборудования? Какие именно улучшения это принесет? Затем мы предлагаем интерьерные изменения, дизайн в новом стиле, которые подчеркнут преимущества и увеличат, например, товарооборот.

И только в конце предлагаем конкретное оборудование и свои услуги по его монтажу и наладке. То есть две трети времени уходит на поиск опционального решения. И только одна треть — на реализацию правильного решения в жизнь.

Примерно так работают компании в Прибалтике, где найти нового клиента не так просто, как в Беларуси. Поэтому там ищут новые качества и решения, которые помогут улучшить работу магазина и поднять его финансовые показатели. Именно своим высоким уровнем и привлекают новые проекты Vitrum в других странах и в Беларуси.

— Вы сами разрабатываете дизайнерские решения или это работа для ваших партнеров?

— Конечно, сами. У нас свои дизайнеры, технологи, инженеры. Только вместе они могут произвести продукт, который будет не только красивым и энергоэффективным или не только удобным, — в наших решениях совмещены все эти критерии. Дизайнерские решения будут утверждены инженерами, а вся расстановка оборудования будет проведена правильно и эффектно.

— Насколько корректно говорить о наличии европейского опыта в коллективе Vitrum в Беларуси?

— У нас работают литовские менеджеры, которые делятся опытом. Наши сотрудники ездят на обучение к своим коллегам, а также посещают специализированные европейские выставки. Опыт — это ведь не памятник в центре города, он легко переносится людьми. И мне кажется, что все знания, наработанные нами на других рынках, являются актуальными и востребованными на белорусском рынке.

— Насколько отличается ассортимент латвийского и белорусского офисов Vitrum?

— Белорусский офис плотнее работает с местными производителями, российскими и украинскими. Конечно, граница вносит свои коррективы. Впрочем, иногда вопрос не столько в таможенных платежах, сколько в качестве и востребованности этой продукции на Западе.

— Не каждому собственнику легко смириться с мыслью, что он чего-то не знает, смириться с советами. Вам легко внедрять знания в Беларуси?

— Пока проблема в том, что учредители и директора не очень стараются вникать в рабочие вопросы. И если они не стимулируют к развитию своих менеджеров, многие из которых на самом деле двигаются по привычке, то и результат переговоров с такими компаниями остается печальным. Однако с каждым годом их становится все меньше. Жизнь сама расставляет все по местам. С другой стороны, мы тоже стараемся идти навстречу. Мы понимаем, что магазин не всегда строится с нуля, что у него на складе уже есть запас оборудования и т. д. Поэтому у нас и представлен широкий выбор поставщиков, чтобы иметь свободу действий при поиске новых оптимальных решений. Например, универсам в Лиде мы модернизировали на базе старого зала.

— В вашей практике были недовольные клиенты?

— Да, в прошлом году из-за кризиса у нас случались опоздания по срокам, которые, конечно, всегда расстраивают клиентов и еще больше — нас самих. Но это скорее объективные обстоятельства, всем было непросто. Что касается масштабных проектов, разработки интерьера или концепции магазина — не было ни одного, кому не понравился бы итоговый результат.

www.vitrumgroup.com