Вы здесь

Экспорт — главная тема

Михаил МИЩЕНКО
Директор «Dairy Intelligence Agency, DIA»

В конце мая эксперты мировой молочной индустрии и ведущие игроки российского молочного рынка по традиции собираются на ежегодную Молочную Олимпиаду. Нынешняя прошла с 26 по 30 мая в Санкт-Петербурге. Особое место в насыщенной программе мероприятия занимает VII Летний молочный саммит. Продукт.BY узнал, какие темы стали самыми обсуждаемыми в этом году.

Ставка на реэкспорт!

Модератор Летнего молочного саммита Михаил Мищенко считает, что открывать новые рынки нужно. Даже, если сейчас эта задача кажется не вполне своевременной, следует развивать свой потенциал.  

Михаил МИЩЕНКО, Директор «Dairy Intelligence Agency, DIA»

В 2014 году после введения санкций в России была принята государственная программа импортозамещения. Однако в молочной отрасли она не принесла желаемых результатов.

Сейчас по объемам валового производства молока (без учета личных подсобных хозяйств) Россия находится на 7 месте в мире, но по производству молока на душу населения — только на 33 (!). По питьевому молоку это, соответственно, 6 и 30 места. По объему производства ферментированных продуктов из молока Россия занимает — 3 и 18 места, по производству сыра — 4 и 26 места соответственно, по сливочному маслу — 7 и 27 места в мире. Абсолютные показатели говорят о масштабах отставания. Так, мировой лидер — Новая Зеландия производит 150 кг сливочного масла на человека в год, Россия — 2,6 кг. Приведенные цифры говорят о том, что в России производится недостаточно молока.

С 2013 по 2018 год разница между объемом молочной продукции в пересчете на сырое молоко и объемом переработанного молока выросла с 3,8 до 5,9 млн тонн.

Россия занимает второе (после Китая) место в мире по импорту сливочного масла и сыра, шестое — по СОМ и девятое — по СЦМ.

В 2018-м на самом высоком уровне в России провозглашен курс на наращивание молочного экспорта. Почему, оставаясь крупным мировым импортером, Россия всерьез думает об экспорте и как планирует выполнять экспортную программу?

Львиная доля импорта России приходится на Беларусь, точно также для Беларуси Россия остается премиальным направлением молочного экспорта. Почему бы при таком раскладе россиянам не пойти по пути реэкспорта белорусской продукции. Подобная ситуация не уникальна. Пример — Нидерланды, чей экспорт превышает собственное производство молока почти в два раза.

По площади и плотности населения Голландию можно сравнить с Московской областью, но поголовье коров там почти в 18 раз больше! Надои от одной коровы тоже отличаются, хотя и не так радикально: 8,6 тонн в год против 6,6 тонн.

Если восстановить дойное стадо до численности советского времени, даже при нынешней продуктивности Подмосковье могло бы производить 4 млн тонн молока, закрыв его дефицит.

Другая стратегическая задача — качество, синонимами которого становятся натуральность и безопасность. По мнению Михаила Мищенко, из технического регламента должно быть исключено понятие «молокосодержащие продукты», а продукты-аналоги полностью размежевать с молочными продуктами, чтобы не вводить потребителей в заблуждение.

«Согласно российскому законодательству, молокосодержащие продукты должны содержать не менее 51 % молочного жира в общей массе жира, аналоговые продукты — не менее 50 %. Такой подход открывает дорогу к использованию пальмового масла в сырных продуктах».

Статистика красноречива: в 2017 году Россия импортировала 891 тыс. тонн пальмового жира, а в 2018-м его импорт составил уже более миллиона тонн! Немалую часть этого жира поглощает молочная отрасль в своем производстве, какую конкретно — определить трудно.

Куда Россия может сегодня поставлять свою продукцию? Традиционные торговые партнеры России —
страны бывшего СССР и Вьетнам. Молочный рынок Вьетнама с 2000 года вырос на порядок, причем поставлять туда свою продукцию Россия может беспошлинно.

Потенциальными рынками сбыта для России являются Казахстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Армения, Киргизия. Вместе с рынком Вьетнама суммарная емкость этих рынков составляет 3,1 млн тонн.

В целом России нужно развивать внутреннее потребление, отношения на дружественных, исторически знакомых рынках, выходить из политической изоляции и в современном ключе решать логистические проблемы.

С 2013 по 2018 год разница между объемом молочной продукции в пересчете на сырое молоко и объемом переработанного молока выросла с 3,8 до 5,9 млн тонн.

Россия занимает второе (после Китая) место в мире по импорту сливочного масла и сыра, шестое — по СОМ и девятое — по СЦМ.

Если восстановить дойное стадо до численности советского времени, даже при нынешней продуктивности Подмосковье могло бы производить 4 млн тонн молока, закрыв его дефицит.

Источник: ПРОДУКТ.BY

Читайте также
В прошлом номере мы рассказывали о прошедшем в БГАТУ семинаре «Экспорт продукции и его диверсификация»,...
За семь месяцев — без малого полумиллиарда долларовИтоги первых семи месяцев 2019 года впечатляют: отечественные...
Продовольственный рынок Украины, как и вся экономика страны, работает в условиях стресса. Это с особой остротой...
«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (17) 39-65-321

info@produkt.by

*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.