Доживем до августа

С момента вступления в силу Закона «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» прошло два месяца, но у операторов розничного рынка по его положениям до сих пор возникает немало вопросов. Чтобы из первых уст услышать, как сами разработчики закона трактуют его положения, «Продукт.BY» побывал на семинаре Министерства торговли, который ведомство проводило для представителей ритейла.

Замминистра торговли Ирина НАРКЕВИЧ еще раз напомнила присутствующим основные изменения, который привнес в жизнь розницы нашумевший закон, и обозначила позицию министерства по основополагающим вопросам.

В законе впервые вводится понятие «схема размещения». По мнению министерства, это необходимо для того, чтобы крупный бизнес не подавлял мелкий. Теперь исполком обязан на своей территории разработать схему размещения крупных торговых объектов, чтобы видеть на плоскости, где и какой специализации объекты нужны на этой территории.

Также вводится понятие «магазин современного формата» — это магазин самообслуживания, в котором реализуются товары разнообразного назначения, оказываются услуги населению, с торговой площадью 400 и более квадратных метров. Эти магазины должны быть на схеме исполкомов, а магазины менее 400 кв. м следует рассматривать в качестве инструментария для развития малого и среднего бизнеса.

Ирина Наркевич коснулась магазинов шаговой доступности. Она подчеркнула, что крупные сети зачастую путают понятия, утверждая, что развивают магазины шаговой доступности, то есть максимально приближенные к жилью человека. И заметила, что стимулирующие методы по развитию таких магазинов в первую очередь распространяются на представителей малого и среднего бизнеса, чтобы напрочь его не потерять.

— Этот подход заложен в новом законе, и это только начало, — подчеркнула замминистра. — Через год-два он должен получить дальнейшее развитие. Участие малого бизнеса в открытии магазинов шаговой доступности — практика многих стран. Там регулируется режим работы крупноформатных объектов: крупные работают до 19–20 часов, а позже, а также в субботу и воскресенье работает только малый бизнес. Мы на это пока не пошли.

Что касается рынков и торговых центров, то общий подход к регулированию их деятельности таков, что администрации рынков, торговых центров должны быть не сторонними наблюдателями осуществления торговли арендаторами и иными субъектами, а должны непосредственно регулировать осуществление такой деятельности, создавая необходимые условия. Например, для подключения кассового аппарата, платежного терминала и другого оборудования. Также представитель администрации должен оказать помощь потребителю в поиске субъекта хозяйствования, продавшего некачественный товар.

Кроме того, администрация рынка должна вести реестр продавцов и реестр договоров предоставления торговых мест, чтобы упорядочить всех своих арендаторов. Это позволит выявить незарегистрированных индивидуальных предпринимателей.

— Благодаря такому учету мы сможем видеть, где и сколько торгуют такие физические лица и не пора ли им зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей, — заметила Ирина Наркевич. — Ведь физическое лицо без регистрации имеет право торговать не более пяти дней в месяц.

Кроме того, на рынках вводится приоритет для сельхозпроизводителей.

— Хотя бы там мы должны иметь возможность купить не польское яблоко, которое лежит в каждом супермаркете, а белорусское, выращенное на подворье, — аргументирует официальную позицию замминистра.

Затронув тему запрета на ведение торговли в неустановленных местах, Ирина Наркевич предложила магазинам «подключиться» к оборудованию таких мест:

— Вместо того, чтобы гонять пенсионеров, магазины могут рядом оборудовать для них специальное место под навесом. И пусть они себе там продают свой укроп, потому что его в вашем магазине вообще нет. Они не представляют никакой конкуренции для магазина, а мы их без конца гоняем с места на место. Так давайте с участием наших крупноформатных сильных объектов создадим для них такие места. И ведь подобный опыт есть у литовского «Акрополиса»: в выходные дни там под навесом проходит настоящая ярмарка.

Одно из важных положений нового закона касается очистки договора поставки от иных договоров. Рекламные, маркетинговые и все прочие услуги должны быть отнесены в отдельные договоры. Вводится прозрачность условий договора.

— Выставляйте на всеобщее обозрение свою оферту, по которой вам нужен товар. А Торговая инспекция сравнит, какие условия были выставлены в оферте и на каких эксклюзивных условиях был заключен договор с каким-нибудь поставщиком, — пояснила это положение Ирина Наркевич. — Это нужно для того, чтобы на полки магазинов попадали малый бизнес, фермеры, хозяйства и развивающиеся белорусские предприятия.

В законе четко прописано, что относится к торговому технологическому процессу: это разгрузка, погрузка, приемка товара по количеству и качеству, перемещение к месту хранения, подготовка к продаже, выкладка товара в торговом зале и на торговом оборудовании, продажа товара и обслуживание покупателя. Это все процессы торгового предприятия, и брать за это плату оно не имеет право.

Регламентированы сроки оплаты товаров в зависимости от сроков годности и хранения.

— Мы понимаем, что это непросто реализовать, потому что увеличивается количество накладных, а с ними — и ответственность поставщика, изготовителя и торговли. Здесь есть еще вопросы, но мы будем стараться совместными усилиями с торговыми предприятиями их отрегулировать. Но все это сделано в защиту белорусского производителя, чтобы прекратить кредитование торговли предприятием. Дотации, которыми пользуются государственные предприятия из бюджета, не должны перетекать в торговлю.

Особое внимание в законе уделено запрету создания дискриминационных условий. Эти нормы уходят корнями в Закон «Об антимонопольной деятельности и развитии конкуренции», где данные подходы в целом описаны. Запрещено создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода на него других субъектов торговли и поставщиков товаров. Нельзя навязывать контрагентам заключать договоры, содержащие условие незаключения договора поставки с другими лицами, осуществляющими аналогичную деятельность, а также условия предоставления сведений о заключенных договорах с другими лицами, осуществляющими аналогичную деятельность.

Ирина Наркевич обратила внимание зала на норму, которая запрещает снижение поставщиком цены товаров до уровня, который при условии установления торговой надбавки к цене этих товаров не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже субъектами торговли, осуществляющими продажу аналогичных продовольственных товаров. Как заметила замминистра, с тех пор, как начала развиваться сетевая торговля, это явление стало повсеместным.

— Отдельные сети получали продукцию по цене на 40 % ниже, чем другие. Такого быть не должно. Поэтому подобные договоры будут проанализированы, и при нарушении будут применены штрафные санкции, — предупредила Ирина Наркевич.

Еще одна новация — ограничение крупных игроков на рынке долей в 20 % в розничном товарообороте продовольственных товаров в определенном регионе. С момента достижения установленной доли игроку запрещают приобретать и арендовать недвижимость, а также вести деятельность по продаже продовольственного товара. Ожидается, что столичного ритейла это практически не коснется.

Так как закон действует с 22 июля этого года, товарооборот за 2013 год считаться не будет. Ожидается, что выверенные данные по товарообороту торговых организаций за 2014 год появятся не раньше апреля 2015-го. До 1 апреля субъекты хозяйствования должны предоставить их в торговый реестр. К июлю 2015 года будут опубликованы официальные статистические данные по общему товарообороту в разрезе городов и районов. Используя их, Минторг вычислит долю каждой торговой сети в определенных административных границах.

— Следует учитывать, что сети не в праве приобретать дополнительные торговые площади для осуществления торговли продовольственными товарами с момента, когда им станет известно об их доле (то есть, когда они смогут самостоятельно ее высчитать математически) и она превысит 20 %, — предупреждает замминистра. — Все сделки, совершенные после этого момента, имеют полное право оспорить в судебном порядке как государственный орган, так и любой иной субъект хозяйствования, например, конкурент.