Добавлять ценность

Производить меньше молока и поднимать цены или стремиться изготавливать новые интересные продукты?

С анализом трендов развития мирового молочного рынка на VII Летнем молочном саммите выступил управляющий директор аналитической группы GIRA Кристоф ЛАФУЖЕР.

Сейчас лучшие перспективы у частных компаний, потому что они более гибкие. В то же время денег больше у корпораций, поэтому им легче удержаться на рынке.

Главный тренд современного молочного рынка — рост экспорта молока при в целом снижающихся темпах роста его производства. Причем увеличение выпуска молока все больше не совпадает с ростом спроса. Волатильность рынка возрастает. Этому есть несколько причин.

Первая заключается в неожиданных и резких климатических изменениях по всему миру, выражающихся в ежегодных засухах в южном полушарии, ураганах и летних низких температурах в Европе и так далее. Вторая причина — ужесточение экологического законодательства по выбросам азота и фосфатов, источником которых является сельское хозяйство, в частности, животноводство. Задача состоит в том, чтобы производить большее количество молока с меньшим поголовьем коров. И третья причина — экономическая. Она состоит в том, что на всех этапах молочного производства по всему миру падает маржинальность, а это —снижение инвестиций и стагнация в развитии отрасли. Данная причина побуждает производителей искать пути повышения добавленной стоимости. Один путь — меньшее производство молока, ведущее к росту цен на него. Другой способ состоит в том, чтобы добавлять ценность в процессе производства, стремясь изготавливать интересные продукты именно для экспорта.

В этой связи большое значение имеют маркетинговые исследования потребительских предпочтений конкретных экспортных рынков. Таким премиальным экспортным продуктом на молочном рынке в ближайшем будущем станет сыр. Он все больше вытесняет жидкое молоко в структуре экспорта, привлекая значительные объемы перерабатываемого молока. Но производителю нужно уже сегодня спрогнозировать, какой это будет сыр. Сейчас лидером по объему производства является моцарелла. Но по прогнозам, в ближайшей перспективе ее не нужно будет так много, и лидерство займут твердые сыры.

Другая тенденция, как уже упоминалось, — падение рынка питьевого молока. В США, Канаде, Евросоюзе — на 0,4 % в год. При этом на растущем рынке напитков (а молоко уже не воспринимается в большинстве стран, как напиток) молочная индустрия ничего не делает для того, чтобы воспрепятствовать заполнению освободившейся ниши немолочными альтернативами, такими как рисовое, соевое, кунжутное, кокосовое молоко. Сегодня потребитель, как никогда ранее, хочет иметь выбор. Внутри молочной отрасли, которая только варьирует жирность и содержание белка в молоке, выбора для потребителя нет. Надо подумать, как вернуть молоко в положение напитка на рынке.

В отличие от своего коллеги — управляющего директора IFCN Торстена Хемме — Кристоф Лафужер считает, что все-таки главное для компании будущего — гибкость и способность быстро подстраиваться под требования покупателя.

Кристоф так же, как и Торстен, отметил, что большинство из 20 крупнейших компаний в мире — это корпорации. Однако, исходя из данной информации, Лафужер сделал вывод, прямо противоположный заключениям Хемме: сейчас лучшие перспективы у частных компаний, потому что они более гибкие. В то же время денег больше у корпораций, поэтому им легче удержаться на рынке. В частности, Кристоф Лафужер отметил: «Мы не можем утверждать, что для успешной работы вы должны выбрать какой-то определенный тип ведения бизнеса и стать корпорацией или частной компанией. Все, что бы вы ни выбрали, будет хорошо, если вы быстро перестраиваетесь и учитываете желания потребителя».

В итоге Кристоф Лафужер заключил, что компания будущего всегда должна быть прежде всего прибыльной, чтобы иметь возможность развиваться и инвестировать в будущее.

Источник: ПРОДУКТ.BY