Дайте новый сэндвич!

В середине феврале прессе был официально представлен новый завод группы компаний «Изобуд».

В середине феврале прессе был официально представлен новый завод группы компаний «Изобуд». Производство размещено в СЭЗ «Могилев». На нем уже около полугода выпускают сэндвич-панели и теплоизоляционные плиты из материала с труднопроизносимым названием — пенополиизоцианурат (сокращенно — ПИР). Во всеуслышание заявлено, что это предприятие способно изменить и перевернуть рынок теплоизоляции Восточной Европы уже в этом году.

Мы попробуем посмотреть на завод в первую очередь через призму интересов рынка продовольствия. Александр БЕЛОВ

Правила игры для производителей и переработчиков сельхозпродукции известны давным-давно. Излишки собранной плодоовощной продукции разумный хозяин хранит до весны. Весной все хотят больше витаминов, цены на овощи-фрукты, особенно свежие, вырастают еще больше (порой до 400 %). Соответственно, растет и прибыль производителя. Но чтобы такую прибыль получить, требовались оборудованные по последнему слову техники складские помещения. Увы, очень часто фрукты-овощи в белорусских хозяйствах попадали в губительные условия. Естественно, их старались сбыть быстрее буквально за копейки, не дожидаясь дождливой осени и холодной зимы. Какая уж тут прибыль?

Все было подготовлено

Неудивительно, что на рынке раз за разом появлялись компании, готовые предложить аграриям свои услуги в деле сохранности урожая. Складывается ощущение, что как раз «Изобуд» демонстрирует комплексный подход к решению проблем производителей и переработчиков. С применением материалов от «Изобуда» в Беларуси уже реализованы или находятся в пусковой стадии проекты строительства 13 молочно-товарных ферм «Бабушкина крынка», птицефабрики, птицефермы и свинофермы ОАО «Александрия» в Могилевской области, молочно-товарной фермы и энергоэффективной теплицы в Витебской области, картофелехранилища СПК «Отечество» и СПК «Ружаны-Агро» в Брестской области. С запуском на полную мощь нового завода в Могилеве возможности компании значительно возросли. При мощности один миллион квадратных метров панелей в год за полгода работы была серьезно изменена структура рынка уже в 2010-м: доля импорта этого типа панелей европейского и российского производства в Беларусь сократилась до 10–15 %.

Это только начало Впрочем, признаются в компании, по их оценкам, только на нужды отечественной пищевой отрасли — строительство плодохранилищ и складов — требуется около двух миллионов квадратных метров панелей в год. А если учесть, что область применения стеновых и кровельных сэндвич-панелей из пенополиизоцианурата намного шире, становится понятно, что мы оказываемся свидетелями выхода на рынок материала, способного стать монополистом в самом хорошем смысле этого слова. Панели из ПИР можно использовать при строительстве производственных предприятий, сельскохозяйственных объектов, холодильных камер, торговых центров, заправочных станций, спортивных и вокзальных комплексов, а также — при реконструкции объектов. Как сказал коммерческий директор московского представительства ГК «Изобуд» Сергей Романов, только в России, где предстоит в ближайшие годы построить десятки спортивных и административных объектов к Олимпиаде в Сочи и чемпионату мира по футболу, новую белорусскую продукцию ждут уже сейчас. Это означает следующее. Перед компанией-пионером производства сэндвич-панелей в Беларуси, которая планирует попасть в государственную программу импортозамещения, стоит сложная задача: найти баланс собственных интересов и государства. Возможно, по этой причине ее руководство уже заглядывает в будущее, оценивая варианты дальнейшего расширения производства в Могилеве и других белорусских городах. Борьбы за положительное внешнеторговое сальдо никто не отменял. А председатель совета директоров ГК «Изобуд» Игорь Черный уже сейчас прогнозирует, что темпы экспорта белорусских материалов в Россию, Украину и другие страны будут динамично расти. Мы уже сейчас можем предполагать: при удачном стечении обстоятельств многострадальные белорусские овощехранилища в ближайшем будущем обретут новое лицо. И не только они.

Спрос — высокий Налаженное в СЭЗ «Могилев» производство — уникально не только для Беларуси, но и для всего постсоветского пространства. И это не есть лейтмотив какого-то рекламного ролика. Смонтированное здесь высокотехнологичное итальянское оборудование позволяет автоматизировать практически все заводские процессы. Достаточно сказать, что для работы на смене используется 7–9 человек. Во время экскурсии по заводу начальник производства Сергей Станкевич озвучил несколько принципиальных положений: *Аналогичных производств по бывшему постсоветскому пространству нет. По оснащенности и протяженности заводская линия в Могилеве занимает второе место в мире. *Похожие линии существуют, но они либо не укомплектованы узлами, которые есть у «Изобуда», либо у них отличается длина линии, либо программы другого уровня. Кстати, чтобы превратить неэффективно используемую базу в суперсовременное производство, белорусскому инвестору понадобилось более 14 миллионов евро. Строительство завода началось еще в мае 2008 года. Но в планы вмешался «всеми любимый мировой финансовый кризис». И вместо запланированного одного года стройка затянулась на два. Но что ни делается, то, как известно, к лучшему. По итогам 2010 года доля новой линейки продуктов в общем объеме производства уже составила 52 %! «Производство в Могилеве дает нам новый рывок на рынке, — подчеркивает начальник отдела маркетинга ГК «Изобуд» Юлия Арабей. — И пока все происходит легко, потому что мы действительно угадали с тем продуктом, который сегодня очень востребован и пользуется спросом как в Беларуси, так и на внешних рынках».

О том, насколько успешно новая продукция ГК «Изобуд» будет выходить на белорусский рынок, мы рассчитываем рассказать в публикациях на страницах нашего издания уже в нынешнем году.