Вы здесь

«Чемпион вкуса-2016» назвал победителей

«Чемпионы вкуса» летнего сезона в 30 разных категориях стали известны 10 июня на выставке «Белагро-2016». Чтобы в торжественной обстановке назвать имена победителей, потребовались более месяца интенсивной подготовки, неделя закупки продуктов торговой сети, неделя дегустаций и два тура голосования. Сперва оценивать вкусы более сотни продуктов принялись эксперты, а затем свое мнение смогли высказать потребители — посетители столичного магазина «Первомайский», а также гости и участники сельскохозяйственной выставки. Продукты, прошедшие через сито серьезного отбора, удостоены звания «Чемпион вкуса».

Гран-при

Напомним, что в нашем конкурсе белорусский вариант «Контрольной закупки» тем и отличается от российского телевизионного шоу, что до народного голосования все продукты сперва пробуют эксперты — технологи, повара, специалисты научно-исследовательских институтов и др. Они рвут, мнут образец, придирчиво оценивают его консистенцию, цвет и вкус, выставляя свои оценки каждому. Они больше посвящены в технологические процессы производства, потому более строго оценивают каждый образец, отсеивая самые слабые. Но последнее слово остается за потребителем.

В этом сезоне сразу четыре молочных продукта стали обладателями Гран-при. Это сыр «Адыгейский» Кобринского маслодельно-сыродельного завода, молоко жирностью 3,6 % от Берёзовского маслодельного завода, мороженое «Люкс» Минского хладокомбината № 2 и пломбир в вафельном стаканчике от гродненского ОАО «Молочный Мир».

Это тот случай, когда высокая оценка, данная экспертами, совпадает с результатами голосования обычных потребителей. То есть продукт признается лучшим практически единогласно. Таких продуктов много не бывает, мнение экспертов и потребителей куда чаще расходится. Ведь каждый из них оценивает продукты по разным критериям. Поэтому, на наш взгляд, они достойны особого внимания.

Классика мороженого от Минского хладокомбината № 2, думается, не нуждается в особом представлении. Четыре года дегустаций мороженого показали, что какие бы новые вкусы производители ни создавали, любовь к традиционному вкусу пломбиров и эскимо у потребителя непоколебима. Поэтому победа эскимо «Люкс» была вполне закономерной.

А вот среди пломбиров в стаканчике всех ждал сюрприз. На протяжении двух туров голосования все дегустаторы единогласно отдавали первое место пломбиру в вафельном стаканчике «Молочного Мира». Мы поздравляем постоянного участника дегустаций «Чемпиона вкуса» с таким результатом! Похоже на то, что к новому сезону гродненский производитель усовершенствовал рецептуру своего холодного лакомства и намерен отвоевать себе «вкусную» долю рынка.

Кстати, мороженое — этот тот продукт, по которому среди экспертов и потребителей не наблюдается больших разногласий, все образцы они оценивали очень близко. А по мягкому сыру и вовсе одинаково. В этом году покупатели и эксперты согласились друг с другом только в отношении четырех продуктов. Среди них оказался и сыр «Адыгейский» Кобринского маслодельно-сыродельного завода. Победу ему обеспечили мягкий сливочный вкус и нежная консистенция, оставив позади те образцы, в которых присутствовала кислинка. Кроме «Адыгейского» первые места получили кобринские «Гауда» (среди сыров голландского типа) и сыр «Суворовский» (среди сыров российского типа). Их вкус также оказался самым нежным среди дегустируемых образцов.

В группе жирных (70 % жирности) мягких сыров сыр «Кремчиз» от Туровского молочного комбината соревновался с «Венским завтраком» Минского молочного завода № 1. Оба сыра шли в двух вариациях: с шампиньонами и без каких-либо наполнителей. Вкус чистого мягкого сыра оказался лучше у Турова: победил «Кремчиз». Но шампиньоны лучше у Минска — в дегустации сыров с грибным наполнителем большинство дегустаторов покорил вкус «Венского завтрака».

Но народное мнение о сырах — это как средняя температура по больнице. Кому-то нравятся нежные недозревшие вкусы, а кому-то — экстра-выдержанные. Объективный замер качества только по народному голосованию получить сложно.

Эксперты же к оценке сыров в закрытой дегустации подходят по всем правилам: «сканируют» их по нескольким показателям — начиная от цвета и заканчивая консистенцией. И по их шкале образцы очень часто в чем-то да не дотягивают: то полноты вкуса им не хватает, то не чувствуется характерная для определенного вида сыра кислинка, то цвет слишком интенсивный… Редкий сыр удовлетворил экспертов всем и полностью. Но в целом на «уверенную четверку» (по пятибалльной шкале) белорусские сыры экзамен уже сдают. Что тоже немалое достижение.

Свою роль в этом сыграли и улучшение качества сырого молока (это мегаважно для производства качественного сыра), и прошедшая на большинстве молочных предприятий модернизация сырцехов. Возможно, еще рано говорить о стабильном качестве белорусских сыров, но уже вырисовывается «пятерка» предприятий, чья сырная продукция на протяжении трех лет дегустаций стабильно занимает первые-вторые места. Это Поставский молочный завод, Берёзовский сыродельный комбинат, Кобринский маслодельно-сыродельный завод, ОАО «Молочная компания Новогрудские Дары», Пружанский молочный комбинат.

Молочные баталии

Познавательно было наблюдать за дегустацией сметаны жирностью до 20 %. По сути, дегустаторов можно разделить на две группы: одни любят сметану с нежным вкусом, вторые уверены, что настоящая сметана должна быть с кислинкой. Первые предпочитали сметану «Простоквашино» и Поставского молочного завода, вторая группа чаще голосовала за продукт «Здравушки-милк» и Лидского молочно-консервного комбината. В итоге любителей сметаны с кислинкой оказалось больше, и чаще всего они выбирали сметану ТМ «Здравушка» за то, что именно она им напоминает вкус настоящей деревенской сметаны. Эта сметана и стала победителем дегустации.

«Чемпион вкуса» в этом году организовал слепое тестирование cгущенки от двух белорусских молочно-консервных комбинатов — Рогачевского и Глубокского. Победу одержал продукт от Рогачевского МКК. Часто бывает, что человек подходит к дегустационному столу, заявляет свои категоричные предпочтения, но во время слепой дегустации не узнает любимый продукт. Так вот, у рогачевской сгущенки был поразительно высокий процент «фанатов».

Заместитель Управляющего делами Президента Республики Беларусь Н.Котковец голосует за сметану ОАО «Минский молочный завод № 1»  

Директору РУП «Институт мясо-молочной промышленности» А. Мелещене среди зрелых сыров больше всего понравился «Пармезан де люкс» от Полесского производственного участка ОАО «Милкавита» 

Серьезный отсев

В мясной группе продуктов в этом сезоне нет ни одного Гран-при. Это говорит о том, что во всех категориях продукты-лидеры у экспертов и народа были разными. Более того, гораздо чаще, чем в молочной группе продуктов, в мясной дегустации мнение специалистов и народа расходилось просто кардинально: продукт-лидер, по мнению экспертов, мог неожиданно оказаться на самом последнем месте у потребителей, а аутсайдер, наоборот, становился лидером.

Эксперты очень серьезно подходили к дегустации продуктов, оценивая их отдельно по трем-четырем показателям. В результате подсчета выводился средний балл, который и ложился в основу рейтинга продукта. Поэтому часто один-единственный показатель, например, неудачная консистенция или внешний вид, мог серьезно снизить шансы продукта на победу.

Так, при оценке рулетов из мяса птицы из пяти образцов эксперты раскритиковали консистенцию одного образца: он был рыхлый, при нарезке разваливался, а в порах виднелись не связавшиеся с мясом добавки. Специалисты рассудили, что даже несмотря на его довольно приятный «домашний» вкус, к столу рулет уже не нарезать, и из-за неэстетического вида снизили баллы. А самых позитивных отзывов специалистов удостоился рулет с омлетом Витебской бройлерной птицефабрики — за приятный внешний вид и оригинальный вкус.

В полукопченых колбасах образец, выбывший из дальнейшего участия в конкурсе, также подвела консистенция: достаточно было в мясе крупного хряща, попавшего на зубок экспертам во время дегустации, и впечатление о колбасе сразу испортилось.

Один из образцов вызвал сомнения у экспертов своим внешним видом — они даже засомневались, относится ли эта колбаса к полукопченым. По вкусу она также несколько уступала конкурентам. И только взглянув на ее лаконичный состав, эксперты поняли, в чем дело: «Ловлю себя на мысли, что, наверное, мы уже отвыкли от продуктов без пищевых добавок», — признался один из членов экспертно-дегустационной комиссии.

В группе «Продукт из свинины копчено-вареный» выбывший продукт из-за чрезмерной влажности и пустоватого вкуса показался экспертам нашприцованным. Впрочем, народные дегустации продемонстрировали, что обычные потребители, наоборот, влажность принимают за сочность, а потому победу отдали самому сочном, по их мнению, продукту, который у экспертов был на последнем месте.

Эксперты также отметили, что у некоторых производителей в составе мясных продуктов довольно часто начало встречаться мясо механической обвалки. И стремясь снизить себестоимость, они упускают из виду консистенцию продукта. Как правило, такие колбасы сразу про-игрывают по внешнему виду: на разрезе они волокнистые и пористые, видны включения, цвет продукта становится более темным. Хотя были на дегустации и удачные примеры, где технологам удалось нивелировать недостатки сырья. В результате колбасы с худшим качественным составом по всем характеристикам опережали продукты, изготовленные из лучшего сырья.

Для потребителей же в этом году открытием сезона стали мясные чипсы — довольно новый для белорусского рынка продукт. Поэтому для народных дегустаторов это стало одним из наиболее интересных сравнений. В результате чипсы «Лакомые» Витебского мясокомбината оказались самыми «чипсовыми» — сухими и солеными. Чипсы «По-саксонски» Берёзовского мясоконсервного комбината — мягкими, жирными и очень напоминали бабушкин кумпяк, а чипсы «К пиву» Бобруйского мясокомбината расположились где-то посередине: не очень соленые и в то же время не очень сухие. Но народ рассудил, что чипсы, даже мясные, должны оставаться чипсами, и большинство голосов отдал за «Лакомые» из Витебска.

 

С полными результатами голосования вы можете ознакомиться на сайте www.chempion.by 

«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 390-65-55
+375 (17) 390-67-77
+375 (17) 396-53-21
+375 (17) 396-53-22

mail@produkt.by

*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.