Частная торговля и госпроизводитель. Кто кому должен?

Этот вопрос прозвучал в выступлении директора ЗАО «Универсам «Юбилейный-91» Владимира Нерози на февральском бизнес-форуме (в рамках конкурса «Продукт года-2010»). Мы обратились к Владимиру Сергеевичу с просьбой прокомментировать его доклад. Такова история этого материала. Александр НОВИКОВ

Мнение одного из самых известных торговых работников Беларуси таково: торговые предприятия ежедневно вынуждены противостоять безответственности и неэффективности госпоставщиков. Обидно, что их прикрывают лозунгом «Купляйце беларускае». Ярким примером такого порочного подхода можно считать эту историю. «Юбилейный» не первый год из соображений имиджа продает живую форель, которую разводят в одном хозяйстве под Минском. Все бы ничего, но отпускная цена для этой рыбки практически в три раза превышает розничную цену на форель в немецком супермаркете. Притом, что зарплата в Германии в 5–6 раз выше, чем в Беларуси, а налоги примерно на том же уровне. Какой же смысл в этой игре? Владимир Нерозя рассуждает на эту тему в формате своеобразных «февральских тезисов».

В чем вред рабского труда? И обратные примеры

Многие поставщики уверены, что их товар возьмут лишь потому, что они — белорусские производители, к тому же под крылом у государства. Сбить эту спесь удается не сразу и не всегда. Но когда госпоставщики врубают административный ресурс, я напоминаю: на протяжении всей истории рабский труд никогда не давал прибыли и хороших результатов. Есть, к счастью, и другие примеры. Наши колбасы — на уровне, мясные консервы — хороши, птица из Дзержинска и Смолевичей — опять же. А есть товары, которые еще при Союзе выпускали всякие райпо. Но оттуда приходят и требуют: «Бери и давай торговать. У нас план горит». С частными компаниями такого не бывает. Вот ОАО «Савушкин продукт» купило два года назад Пинский молочный завод, начало там год назад производство сыров. Так головная компания сразу стала возить в Пинск товароведов со всей республики, чтобы убедить в высоком качестве выпускаемой ими продукции и подобающей культуре труда… И ведь никто не прикрывается на «Савушкином продукте» какими-то директивами при работе с торговлей. Им этого совершенно не нужно.

Уровень магазина — не просто набор слов

В нашем магазине присутствует такая категория покупателей, которым требуется вырезка, просто классное мясо, деликатесы. А каждый день такой ассортимент мы предложить не можем. А перед праздниками и вовсе боремся с дефицитом. Перед Новым годом нельзя было ни у кого получить языки. И в канун 8 Марта у меня есть большие сомнения, что они будут. Скоропортящуюся продукцию обожают привозить с истекающим сроком годности. У нас от всего этого — головная боль. Мы ведь не можем разочаровать своих покупателей.

Плавающее качество и фокусы с ассортиментом

С некоторыми поставщиками сложно работать потому, что у них непостоянное качество: в образцах одно, в массовых партиях товара — совсем другое. Потом нам объясняют: не то мясо привезли, не то молоко поставили... Или бывает так, что разработают ходовую продукцию, разрекламируют ее. А потом на плановый ремонт встанут — и нет ее. В Европе никто себе такого не позволит, не создав достаточных запасов у торговых партнеров. Есть же, в конце концов, ночные смены, чтобы этот запас сделать.

Ответственность — безответственность

Розница сильно зависит от ритмичности поставок. Большая часть предприятий, а конкретно, 85 % из тех, кто с нами работает, отказывается включать в договора пункт об ответственности за несвоевременную поставку товара. Получается, розничная торговля отвечает за все: за приемку товара, его выкладку, сохранность, оплату. А вот производитель часто не может выполнить заявку или хотя бы уведомить магазин о срыве сроков или объемов. Поэтому, пока на пункт об ответственности поставщики не согласятся, мы договор не подписываем.

Игры с дефицитом

Если образуется ажиотажный спрос на какой-нибудь сезонный товар, поставщики порой ведут себя некорректно. Как только это случается, «Белбакалея» тут же повышает на тот же сахар цену или предлагает в «нагрузку» неходовой товар. Например, желированный сахар. Или, например, если завод игристых вин не может толком раскрутить свои как бы марочные вина, то начинает навязывать их в дополнение к шампанскому. Приходится брать, а потом продавать без наценки — лишь бы избавиться. Такую же политику не первый год проводит в жизнь «Кристалл». Хочешь получить водку и коньяк — бери вино. Но ведь долго так продолжаться не может. Как только уйдем от административных барьеров — уйдем к другим поставщикам.

Кто главнее сегодня?

У нас хорошие отношения со всеми отечественными пивоваренными предприятиями. Пивовары предлагают разнообразные условия поставок, упаковки. А вот отношения с производителями хлебобулочных изделий, в первую очередь с минскими, складываются непросто. Похоже, что главными на столичных хлебозаводах стали водители. Они решают, в какой магазин заедут первыми, в какой — вторыми. Диспетчеры об их творческих планах знают не всегда. В канун праздников ситуация становится просто критической. Я уже не говорю о том, что в лотках с хлебом может оказаться просроченная или черствая продукция. Это не добавляет желания продолжать «взаимовыгодное сотрудничество».

Документооборот

Среди других проблем — оформление накладных. Например, Кобринский мясокомбинат выпускает отличную продукцию, многим образцам нет аналогов на рынке. Но у них явные проблемы с программным обеспечением, накладные оформляются с ошибками. Как известно, в случае выявления подобных проколов, штраф заплатит как поставщик, так и покупатель. В итоге нам пришлось ограничить сотрудничество с Кобрином. Кстати, наш магазин ежедневно вынужден «заворачивать» по 10–15 машин от разных предприятий из-за неправильно оформленных накладных. Если на наши претензии не реагируют вовремя, приходится искать новых поставщиков. И чаще всего на наши замечания не реагируют именно государственные предприятия. Им как будто все равно, такое порой складывается впечатление.

Нужно платить

Поставщик, делающий товар, который слабо реализуется, должен платить за хорошую рекламу. Или за оборудование. Пусть он дегустации пробует проводить, рекламные акции… Он просто обязан что-то делать, если категорически не желает переделывать свой товар.