Вы здесь

Безопасный продукт — здоровая нация!

Интервью для ПРОДУКТ.BY генерального директора компании «Викос» Виктора Кузьмича СОБЦА

Судьбы наций зависят от того, как они питаются. А. Брийя-Саварен

— Виктор Кузьмич, актуальным вопросом, который волнует сегодня всех, является безопасность имеющихся на рынке продуктов. Как вы видите решение этой проблемы в существующей ситуации?
— Понятие безопасности — очень широкое. Исходя из определения, безопасность — отсутствие какого-либо риска, который может привести к негативным последствиям или вреду кому-нибудь или чему-нибудь. Безопасность важна во всех сферах жизнедеятельности человека. Сегодняшняя наша тема — это безопасность продуктов питания. Вопрос безопасности продуктов был важен для людей всегда.
 

Постоянные проблемы человечества с продовольственной безопасностью вынудили мировое сообщество искать их глобальное решение. Римская конференция по продовольственной безопасности (состоявшаяся 18 сентября 1996 года) — тоже очередная попытка решения этих сложных задач.

Ее результатом стала «Римская декларация по всемирной продовольственной безопасности», которая гласит, что любое государство обязано обеспечить право каждого человека на доступ к безопасным для здоровья и полноценным продуктам питания.

Понятие безопасности пищевых продуктов включает в себя отсутствие токсического, канцерогенного, мутагенного или иных неблагоприятных воздействий на организм человека при употреблении их в общепринятых количествах. В современных условиях это достигается нормированием и соблюдением регламентированного содержания природных и синтетических веществ, которые находятся в продукте и имеют опасность для здоровья человека. Классическая гигиена подразумевает выполнение установившихся требований. Проведя системный анализ показателей контаминации пищевых продуктов, обоснованно выделили два, которые характеризуют безопасность пищевых продуктов:

1) санитарная доброкачественность — отсутствие в продукте микробной и химической денатурации, остатков органических и неорганических ядовитых веществ, не превышающих допустимые нормы;
2) эпидемическая безопасность — наличие или отсутствие вредных микроорганизмов.
 

Химические показатели продуктов определяются максимально допустимым содержанием остатков определенных веществ — пестицидов, ветпрепаратов и других химических и биологических веществ, которые используются в соответствии с технологиями выращивания, хранения, производства пищевых продуктов для употребления человеком. Зачастую под безопасностью подразумевается полезность и натуральность происхождения продуктов питания, а это уже совсем другое. Чрезмерное употребление сахара, соли, жиров и так далее вредно, но эти продукты абсолютно безопасны. Вяленая речная рыба, зараженная ботулизмом, — натуральный продукт, но крайне опасный для здоровья человека.

— Насколько безопасны для человека ГМО?
— В последнее время ведутся постоянные дискуссии о вреде и полезности продуктов, созданных генной инженерией. Безусловно, это революционное открытие, позволяющее решить проблему производства продуктов без использования гербицидов, пестицидов и других химических средств борьбы с вредителями. Имеются как сторонники, так и противники использования в пищу ГМ-продуктов. Независимых фундаментальных исследований о пользе и вреде очень мало. Имеющиеся исследования, как правило, носят коммерциализированный характер. Фирмы-производители доказывают их безопасность. Оппоненты, в свою очередь, приводят исследования и говорят об аллергических реакциях, о фактах резистентности бактерий к антибиотикам и возможностях генных мутаций. При отсутствии достаточных доказательств в ту или иную сторону каждый должен решать сам. В ряде стран принят закон о декларации на этикетке генно-модифицированных ингредиентов в продукте или даже о полном их запрете. Поэтому, употребляя их в пищу, помните — не навреди!
 
— В СМИ и среди покупателей часто поднимается вопрос о так называемых продуктах с «Ешками» и о той опасности, которую они несут для человека. Насколько это правда?
— Вопрос, конечно, и простой, и сложный потому, что это реально и хорошо, и плохо. Хорошо, что была придумана INS — международная система кодировки пищевых добавок, я бы сказал, ингредиентов разной функциональной направленности. В Европе — это буква «Е», а цифровой код — характеристика пищевых добавок к продукту в зависимости от их функций: 1 — красители; 2 — консерванты и так далее. Есть вполне полезные, например, Е300 — аскорбиновая кислота, витамин С. Его недостаток в организме человека вызывает цингу и другие болезни. О его вреде подтвержденной информации нет. Так надо ли бояться, найдя эту «Ешку» на этикетке? Другое дело, консерванты Е230, Е231, Е232. Они используются при обработке фруктов; содержат фенол — сильный яд, который в малых дозах провоцирует рак, а в больших — отравление. Но они наносятся только на поверхность (на кожуру плода). Полагаю, что перед едой все моют фрукты, и они должны быть смыты. Поэтому страх, который нагоняют СМИ, — это следствие незнания или выполнения заказа. В принципе, в Европе все производители пищевой продукции руководствуются стандартами Кодекса Алиментариус. Аналогичные законы (еще более жесткие) приняты странами ЕАЭС.
 
— Ввиду снижения уровня покупательной способности потребителя, сегодня имеет место снижение качества и безопасности пищевых добавок, предлагаемых на белорусском рынке. И очень ценно, что в Беларуси есть представители европейских компаний, которые, несмотря на все сложности сегодняшней ситуации, продолжают удерживать стабильное качество поставляемых ингредиентов и гарантируют безопасность продукции. К таким компаниям, безусловно, относится «Викос». Как удается вам сохранять безупречность качества поставляемой продукции, ее высокие характеристики по показателям безопасности?
— Наши европейские партнеры превыше всего ставят безопасность и качество выпускаемых ингредиентов для мясоперерабатывающей промышленности. Поэтому даже желания увеличить объем продаж за счет снижения качества и уровня безопасности не возникает ни у одного работника. Это подтверждает наличие у наших европейских партнеров международного сертификата IFS, что доказывает искренность моих слов. Такая же стратегия проводилась и будет проводиться в дальнейшем нашей компанией. К сожалению, мы не всегда можем конкурировать по ценам с другими производителями, ибо качественное и безопасное сырье стоит дорого. Здесь уместно вспомнить высказывание Уинстона Черчилля: «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке».
 
— В настоящее время актуальной остается задача сохранения свежести и продления сроков годности мясной продукции. В ассортименте ваших европейских партнеров есть такие решения? Расскажите, пожалуйста, о них подробнее.
— Безусловно, такие продукты, которые и сохраняют свежесть, и продлевают сроки хранения, в нашем портфолио имеются. Это всемирно известная группа продуктов под торговой маркой «Бомбаль» и другие. Качество и безопасность мясных продуктов, выпущенных с использованием предлагаемых нами ингредиентов, гарантированы. Технологически мы способны решить самые сложные задачи по сохранению свежести и продлению сроков годности мясной продукции, при этом не подвергая опасности здоровье потребителя. Технологические нюансы требуют много времени и места, поэтому детально на них не останавливаюсь. Но мы готовы дать квалифицированные ответы на все вопросы. Совместно с нашими европейскими коллегами проводим тренинги, семинары обучения, на которых представляем новшества в мире пищевой промышленности и обмениваемся опытом работы в разных странах мира. В грядущем 2020 году нами также планируются тренинги-семинары для специалистов. Мы бы очень были благодарны, если бы наши коллеги из мясной промышленности Беларуси высказали свои пожелания по интересующим темам. Мы с удовольствием в силу своих знаний ответим на всевозможные вопросы. 

Источник: ПРОДУКТ.BY

Читайте также
Напридумывали на свою головуРиторика вокруг использования или запрета на использование «придуманных названий», сходных...
Более двухсот заболеваний могут распространяться в пищевой цепи. Поэтому предприятия, работающие в области производства...
«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (17) 39-65-321

mail@produkt.by

*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.