«Белрыбная» коллекция «Осень — зима 2009»: что нового?

Генеральный директор «Белрыбы» Геннадий Скитов — о сегодняшнем дне и планах на будущее

Грани успеха

«Белрыбная» коллекция «Осень — зима-2009»: что нового?

Актуальны национальные консервы, продукты в желе и бутерброды, украшенные икрой.

На прошедшей выставке «Продэкспо» возле стенда «Белрыба» всегда было многолюдно. Общепризнанные симпатии к продукции предприятия подкреплялись регулярными дегустациями и демонстрацией новинок: консервы в новой банке, рыбные стейки, ставшие популярными рыбные продукты в желе, форшмаки. О достигнутом и планируемом рассказал генеральный директор «Белрыбы» Геннадий Скитов.

— Геннадий Викторович, насколько с профессиональной точки зрения вы довольны итогами уходящего года?

— Считаю, что можем встречать новый год с хорошим настроением. Ушедший в историю январь, как и для всех, оказался неприятным, но потом мы перестроились и заканчиваем год с хорошей прибылью и результатами.

— Какие результаты вы имеет в виду?

— Радует наш Браславский рыбоконсервный цех, который в прошлом году ежемесячно производил 430 тысяч банок, а сегодня — порядка 2 млн. Таким образом, мы выросли с 8 до более 40 % от уровня общего потребления рыбных консервов в Беларуси. Это хороший пример импортозамещения. До конца следующего года необходимо нарастить нашу долю до 90 %.

— Это реальная задача?

— Мы недавно провели тендер на поставку нового оборудования. Если все получится, как задумано, то у нас будет один из лучших цехов на постсоветском пространстве. Соответственно этот цех станет выпускать европейского качества продукцию — рыбу без головы и костей. Помимо круглой банки, мы планируем производить наши консервы в удобных Hanza-банках. Обладая таким цехом, мы имеем возможность и желание заняться экспортом в страны ЕС.

— Могут ли ваши планы взвинтить цену на консервы «Белрыбы»?

— По цене они будут конкурентоспособны. Вы же видели нашу новую банку, крышку для которой мы заказываем в Словении. И все равно наш готовый продукт получается на 200–300 рублей дешевле российского.

— При одинаковом качестве?

— Да, мы покупаем те же полуфабрикаты, что и российские или прибалтийские компании. Мы успеваем доставить полуфабрикат в течение 8 часов и переработать.

— 40–60–90… Вы планируете ограничивать столь быстро растущие амбиции по завоеванию консервного рынка?

— Можно и полностью закрыть импорт, но мы не собираемся этого делать. Многим покупателям по-прежнему дороги именно рижские шпроты и никакие другие. Поэтому на рынке будут эти шпроты. Пусть покупатель выбирает.

— Планируете ли вы развивать переработку рыбной и морской продукции?

— Конечно. Наш технолог уже составила план развития. Скоро мы начнем выпускать большой ассортимент продукции из морской капусты: не только привычные уже салаты, но и рулеты из крупнолистовой морской капусты, которые на рынке никто еще не делает. Добавим несколько новых видов к нашим желе, увеличим производство рыбы горячего копчения. А в целом планируем больше работать с белорусской рыбой и, прежде всего, с карпом: заливной, консервированный, потрошеный, вяленый, копченый…

— «Белрыба» все больше уходит в переработку?

— «Белрыба» была и остается торгово-закупочным предприятием, задача которого как можно дешевле купить и как можно выгоднее продать. Производство у нас занимает не более 9–10 % от объема реализации. Тем более что мощностей в Беларуси по переработке рыбы хватает и без нашей помощи. Мы не хотим создавать лишнюю конкуренцию.

— Вас критикуют за то, что своим импортом «Белрыба» снижает продажи белорусским переработчикам…

— В Беларуси есть яркий лидер рыбной переработки и кулинарии: «Санта Бремор». Все остальные пока только хотят и пытаются. Мы любезно предоставляем свою фирменную сеть для продаж и брестскому предприятию, и столичному «Минскрыбпрому», но лучше всего у нас продается продукция компании «Вичунай-Русь» (ТМ Vici). Таков выбор покупателя. При всем желании я даже не могу себе приписать эту заслугу, поскольку сотрудничество началось в 2000 году, задолго до моего прихода на «Белрыбу».

— Как, на ваш взгляд, совместить импортозамещающие интересы государства и успешный бизнес импортирующей компании?

— У нас это, на мой взгляд, неплохо получается. Во-первых, мы уже говорили о заводе в Браславе.

Во-вторых, мы импортируем лишь то, что не можем делать внутри страны. Например, уже в этом году мы ввезли почти в два раза меньше продукции «Вичунай» в Беларусь и начали реализовывать продукцию «Санта Бремор».

В-третьих, мы активно ведем переговоры с нашими партнерами, стремясь достигнуть наилучших условий. Возьмите красную, черную икру, эксклюзивными импортерами которой мы являемся. Благодаря тому, что мы нашли хороших партнеров, каждая баночка (фирменная, кстати!) икры стала дешевле на один доллар!

Наконец мы планируем заняться экспортом. По нашим планам в следующем году мы начнем поставлять кильку в томатном соусе в Казахстан и Россию.

— Каковы приоритеты «Белрыбы» на следующий год?

— Развитие производства в Браславе и рынка икры, на котором пока слишком много серых поставок. Начнем поставки весовой икры в крупные магазины. Думаю, у нас получится нарастить свои продажи по икре как минимум наполовину.

Врезка

Николай Домашкевич, управляющий делами Президента РБ:

«Белрыба» все делает правильно. И импортирует то, что в Беларуси не может производиться или производится в недостающих объемах. Важно, что при общем росте цен на продовольствие нам удается удерживать цены на основные виды рыбной продукции. Мы не прекратим вкладывать инвестиции в предприятие, поэтому темпы его развития будут еще выше».