«Беларусь — приоритетное направление»

Лукаш ХОЛУБОВСКИ
Лукаш ХОЛУБОВСКИ
президент Агентства сельскохозяйственного рынка (Agencja rynka rolnego, ARR)

Агентство сельскохозяйственного рынка (Agencja rynka rolnego, ARR) было создано в Польше в 1990 году. Переход от госрегулирования сельским хозяйством к рыночной организации продовольственного рынка требовал иных инструментов, новых методов регулирования и принципиально других структур управления. Чем занимается ARR и чему может научиться Беларусь у Польши — «Продукт.BY» рассказал президент ARR Лукаш ХОЛУБОВСКИ.

 — Переход от плановой экономики к рыночной требовал создания такой структуры, которая бы защищала интересы крестьян. Если вспомнить переходный период, то это были довольно сложные времена — скачки цен, никак и ничем не регулируемое производство товаров. Необходимо было создать агентство, которое бы закупало товары, а также, если необходимо, вводило интервенционные механизмы. Задача ARR — обеспечение защиты интересов крестьян. То, что они произведут, должно быть продано и продано по соответствующей цене.

— Какие взаимоотношения ARR с Министерством сельского хозяйства?

— ARR создано Минсельхозом и подчиняется ему. То есть мы выполняем поручения министерства. Польский Минсельхоз занимается политикой на аграрном рынке, а мы — ее реализацией и реагированием на разные экономические вызовы.

— То есть вы не являетесь самостоятельной структурой?

— Нет, мы подчиняемся Минсельхозу.

— Минсельхоз, который занимается, скажем так, идеологией, и ARR, в чьи функции входит осуществление конкретных действий, — эта модель управления рынком создавалась по какому-то образцу?

— В разных европейских странах действуют примерно такие же структуры, как наше ARR. Вообще, ARR, в свою очередь, состоит еще из трех агентств. Первое — агентство реструктуризации и модернизации сельского хозяйства. Второе — агентство недвижимости, которое занимается координацией земельного рынка в Польше. Третье — агентство, занимающееся интервенциями, а также продвижением польских товаров на внутреннем и внешних рынках.

— Можно на конкретном примере рассказать о деятельности ARR?

— Возьмем ситуацию с отменой молочных квот. До апреля прошлого года действовали квоты на производство молока — то есть производители молока не могли произвести его больше определенного количества. С апреля 2015 года квоты перестали действовать. Крестьянин может производить столько молока, сколько захочет. Это привело к снижению цен на территории всего ЕС. После совместных консультаций с Минсельхозом и представителями комиссии ЕС был введен механизм поддержки производителей молока, в рамках которого производители получают дотацию на каждый килограмм молока.

— Откуда поступают средства?

— Из ЕС и бюджета государства. Мы собираем данные от всех производителей-молочников (их в Польше около 98 тысяч) о том, сколько они произвели молока. Потом проверяем эти сведения. На основании данных высчитываем сумму выплат на каждый килограмм. Также мы мониторим цены: если видим, что цены падают, и это падение может ударить по производителю, предпринимаем рыночные шаги. Скажем, в отношении рынка свинины в настоящий момент организованы выплаты для производителей. Кроме того, включаем механизм интервенций — закупку свинины на рынке и выплаты крестьянам за хранение мяса.

— В числе функций ARR — продвижение товаров на внешних рынках. Как это выглядит и кем финансируется?

— Финансируется из бюджета государства и казны ЕС. Кроме того, созданы разные фонды для продвижения конкретных продуктов. Фонды формируются за счет средств, которые отчисляют производители.

— Это большие суммы?

— Не могу сказать точно — меньше одной десятой процента. Кажется, что очень немного, но, принимая во внимание масштабы производства, эти десятые процента преобразовываются в приличные цифры, которые используются для продвижения продуктов в Польше и за ее пределами. К слову, Беларусь мы считаем приоритетным направлением, если говорить о сотрудничестве в рамках продовольственного сектора.

— Почему?

— Во-первых, мы соседи. Во-вторых, между Польшей и Беларусью нет никаких взаимных санкций на сельхозпродукты. Польско-белорусский товарообмен происходит на очень выгодных условиях. Кроме того, существуют хорошие взаимоотношения между белорусским Минсельхозпродом и польским Минсельхозом. Мы хотим еще больше развивать наше взаимное сотрудничество. Потенциал белорусского рынка очень высок. Нужно также сказать о том, что белорусское общество меняется. А это приводит к трансформации его потребностей — я говорю сейчас о продуктах питания. Польское и белорусское общество — это ведь в том числе и общество потребителей. Мы можем учиться друг у друга. Например, вы можете использовать наш опыт и не совершать наших ошибок.

— Например?

— Я бы все же не использовал слово «ошибка». Назову две вещи: чрезмерное увлечение консьюмеризмом и недостаточное внимание к продуктам местного производства. Мы, кстати, стараемся продвигать именно локальные продукты, чтобы они «подвинули» однообразные, стандартные товары глобальных корпораций. Если говорить об этих продуктах, то мы на самом деле не знаем, что едим. В отличие от локальных продуктов, которые отличаются натуральностью, высоким качеством и меньшим уровнем переработки. Мы хотим показать потребителю, что на рынке есть другие продукты, дать ему знание, шанс и возможность купить локальные продукты. Очень важно еще и то, чтобы польские производители объединялись в группы, и тогда они будут обладать совсем другими возможностями для конкурентной борьбы. И мы, ARR, поддерживаем такие решения.

— Каким образом?

— Есть специальные программы, поддерживающие создание групп производителей. Для этого производители должны написать бизнес-план, в котором будут указаны: что они хотят производить, в течение какого промежутка времени, предполагаемая эффективность и т. д. С 2009 года на создание групп производителей было потрачено 7 млрд злотых (около 200 млн долларов).