Вы здесь

«Халяль» для молочной продукции

04.05.2021

Ислам разделяет продукты питания на разрешённые и запрещённые. И если про халяльное мясо, разрешенное к употреблению для мусульман, слышали многие, то применимость термина «халяль» к молочной продукции по-прежнему удивляет потребителей и участников отрасли.

Фото: из интернета

Что особенного в молочной продукции под знаком «халяль»?

— Хотя сырое молоко с точки зрения ислама разрешено по умолчанию, продукты его переработки из-за возможного контакта с запрещенными религией веществами требуют дополнительной сертификации, которая проводится в несколько этапов, — отмечает руководитель отдела сертификации Международного Центра стандартизации и сертификации «Халяль» (МЦСиС «Халяль») при Совете муфтиев России Эдуард ХАМИДУЛЛИН.

— В ходе первого этапа — документарной проверки — изучают состав заявленной на сертификацию продукции на предмет наличия запрещенных или потенциально запрещенных компонентов. При необходимости уточняют отдельные ингредиенты и их происхождение, запрашивают спецификации. Например, для признания подсырной сыворотки халяльной, обязательно выясняют происхождение использованных при производстве сыра сычужных ферментов (химозина). Исламом разрешено применение ферментов синтетического и микробиологического происхождения, а также ферментов, полученных от разрешенных религией животных — при условии соблюдения необходимых процедур убоя. Наша практика показывает, что в России ферменты животного происхождения при производстве сыров используются редко — в основном их применяют предприятия Республики Беларусь, которые закупают химозин в Европе на аттестованных по стандарту «Халяль» предприятиях.

— При производстве сыра и творога недопустимы разбавление молочной продукции водой, замена молочных жиров на животные и растительные (свиной, пальмовое масло и т. п.) и применение ГМО-компонентов, — добавляет генеральный директор Союза производителей молока Татарстана (Татмолсоюза) Денис ПИРОГОВ.

Процедуры пастеризации и ультрапастеризации молока, а также применение специальных грибков и бактерий для получения кисломолочной продукции не влияют на признание продукта халяльным, — продолжает представитель МЦСиС «Халяль». Особым образом дело обстоит с йогуртами с ароматизаторами и молоком со вкусовыми наполнителями — для получения знака «Халяль» в качестве растворителей в составе ароматизаторов не должен использоваться этиловый спирт. В составе молочных продуктов дополнительно не допускается наличия красителя кармина или глазирователя шеллака (их производят из насекомых), по аналогии с сычужными ферментами проверяется происхождение желатина.

— Сертификация «Халяль» одновременно подразумевает соответствие продукта требованиям стандарта, а также действующим в России требованиям к безопасности пищевой продукции. Любой продукт, который небезопасен для человека, каким бы правильным с религиозной точки зрения составом он ни обладал, автоматически становится харамным, то есть запрещенным, и сертификат «Халяль» получить не может, — подчеркивает Эдуард ХАМИДУЛЛИН.

Следующим этапом является аудит предприятия. В первую очередь специалисты проверяют соответствие завода санитарно-гигиеническим требованиям и реализацию на практике внедренных обязательных и добровольных стандартов обеспечения безопасности пищевой продукции (ISO 22000 или FSSC 22000). Дополнительно оценивают качество разделения производственных линий продукции «Халяль» и несертифицированных продуктов. При выпуске продукции на одной линии изучаются методы и качество очистки оборудования при смене производимого продукта.

— По итогам документарного и очного аудита центр сертификации выдаёт соответствующий акт и предприятие включается в опубликованный на сайте реестр. Для молочного направления документ действителен три года, при этом каждый год проводятся повторные проверки, — добавляет представитель МЦСиС «Халяль».

Какова экономика халяльной молочной продукции?

В зависимости от вида сертифицируемой продукции, количества позиций в ассортименте и местонахождения предприятия стоимость сертификации может составлять от двухсот тысяч рублей с учетом предоставления права на использование знака соответствия «Халяль» Совета муфтиев России. В рамках действующих мер государственной поддержки до 90% затрат на сертификацию по системе «Халяль» можно компенсировать, — отмечает представитель Союзмолоко Глеб САМОЙЛОВ. Главное условие подобной компенсации — наличие поставок сертифицированной продукции на экспорт.

Что касается самой продукции, себестоимость халяльного молока практически сопоставима с обычным, — делится ПИРОГОВ. Процесс производства не приходится сильно изменять, поэтому себестоимость не возрастает. Главное требование — это натуральное сырье без консервантов, произведенное от животных, в кормлении которых не использовались «нехаляльные» кровавые компоненты.

Председатель молочного союза Башкортостана, гендиректор «Уфагормолзавода» Ильдар ФАЙЗУЛЛИН обращает внимание на повышенные затраты на упаковку халяльной продукции: «Данная продукция выпускается относительно небольшими партиями, под которые изготавливается отдельная упаковка, маркируемая знаком "Халяль", поэтому стоимость упаковки получается на 20-30% дороже, чем для обычной молочной продукции, под которую её заказывают крупными партиями». Предприятия также несут дополнительные расходы на приглашение муллы и продвижение продукции.

— «Халяль» содержит много требований к стандартам процессов производства: комплектующим, оборудованию и материалам, моющим средствам и способам ритуального очищения; существуют и отдельные требования к персоналу и производственным помещениям, — отметили в пресс-службе «Молвеста» из Воронежской области. При этом единственная сложность, с которой столкнулись специалисты компании при получении сертификата — пандемия.

Сам сертификат делали около месяца. Параллельно с этим семь сотрудников «Калачеевского сырзавода» проходили онлайн-обучение. Они получили именные сертификаты и возможность консультировать и обучать коллег по вопросам, связанным с производством продукции по стандарту «Халяль», — рассказала директор Калачеевского сырзавода (филиал ПАО Молочный комбинат «Воронежский») Светлана КУЗНЕЦОВА.

Сертифицированный список продуктов не потребовал изменений технологий производства для соответствия требованиям халяль.

— Наш продукт, в первую очередь, соответствует изначально высоким требованиям качества, экологичности и безопасности сырья. Но сыры, которые мы планируем сертифицировать этим летом, потребуют некоторого изменения рецептур, так как ферменты животного происхождения, которые мы сейчас применяем для их производства, использовать нельзя. Наши технологи работают над альтернативными вариантами, их много — к примеру закваски микробиального происхождения, — делится КУЗНЕЦОВА.

Комбинаты группы Foodland для производства сыров по стандарту «Халяль» также используют специальные разрешённые закваски. И, конечно, на заводах соблюдаются разделение производственных потоков, чистота, цепочка холода, программа ХАССП, маркировка ингредиентов, а также все санитарно-гигиенические нормы.

В пресс-службе Foodland уточнили, что с весны 2020 года по стандарту «халяль» оба предприятия группы — Еланский и Семикаракорский сыродельные комбинаты — производят сыр, сливочное масло и деминерализованную сухую молочную сыворотку. Продукция с отличием зарекомендовала себя на российском рынке, а предприятия успешно проходят сертификацию производства согласно всем требуемым стандартам, в том числе, ХАССП, ГОСТ Р ИСО 9001-2015 и ГОСТ Р ИСО 22000-2007, что подтверждает их соответствие мировым стандартам переработки молока. Поэтому прохождение сертификации на соответствие требованиям халяль осуществлялось в стандартном рабочем режиме: прошли все этапы проверки успешно.

Источник: Мilknews

Новости по теме:
На торгах в начале мая средний индекс цен на мировом молочном аукционе, организованном новозеландской Fonterra (...
В Беларуси вместе с другим странами ЕАЭС вводится маркировка сыров и мороженого. Это предусмотрено постановлением...
Качество колбасных изделий можно проверить с помощью компьютерного рентгеновского микросканирования.Методику...
«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (17) 39-65-321

mail@produkt.by

*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.