КАЗЮЧИЦ: «Восточный вектор для сухой сыворотки и не только»
- 17.09.2020 13:12
По статистике, с 2012 по 2019 год экспорт сухой сыворотки из Беларуси увеличился практически в три раза — с 34,5 до 96,4 тысячи тонн. Но если семь лет назад почти вся она (30,5 тысячи тонн) продавалась в Россию, то сейчас на долю этой страны приходится 36,8 тысячи тонн и практически столько же (30 тысяч тонн) — на Китай. Представитель сингапурской торговой компании OLAM в Беларуси Александр КАЗЮЧИЦ прогнозирует, что в 2020 году, учитывая ценовой фактор, КНР может обойти Россию по закупкам сыворотки.
— Все идет к тому, что эта цифра на конец года будет порядка 40 тысяч тонн, а, может быть, и больше, — говорит эксперт и поясняет, что это не единственное перспективное направление. — В 2018-м мы активно поработали на китайском рынке и поставили туда около пяти тысяч тонн белорусской сыворотки. Однако в 2019 году из-за АЧС результат был практически нулевым. Теперь Китай начал восстанавливаться, но мы за время вынужденной паузы через образцы и опытные партии уже начали осваивать некоторые другие направления.
Например, организовали поставки в Малайзию, где у компании OLAM есть собственный завод. Предприятие производит из сыворотки, СОМ и пальмового масла заменитель сухого цельного молока. Продукт экспортируется в страны ЮВА и Африки, где из него изготавливают недорогие аналоги цельномолочной продукции, в том числе йогурты. Еще несколько лет назад потребность малазийского завода в сыворотке была около пяти тысяч тонн, в СОМ — 12–15 тысяч тонн. Ставилась задача нарастить объемы производства вдвое.
Малайзию и Филиппины уже сейчас можно рассматривать как неплохую альтернативу Китаю. По ценам тоже все складывается удачно.
Осваивать это направление мы начинали с украинскими предприятиями. Но Украина сейчас превращается из экспортера в импортера. Сегодня мы туда поставляем белорусскую сыворотку, с которой украинская раньше конкурировала.
Я думаю, что поставки в Малайзию будут не менее пяти тысяч тонн в год СОМ и сухой сыворотки и станут увеличиваться в дальнейшем. Однако там есть особые требования по качеству. Мы протестировали практически все белорусские предприятия на предмет поставок СОМ, СЦМ, сыворотки и пришли к выводу, что при необходимости такие объемы можно набрать уже сейчас. «Савушкин продукт», «Беллакт», «Праймилк», «Бабушкина крынка», Калинковичский молочный комбинат, Лидский молочно-консервный комбинат, Слуцкий сыродельный комбинат, «Милкавита», Полоцкий молочный и Лепельский молочно-консервный комбинаты производят вполне конкурентоспособную продукцию.
Второе направление, которое мы проработали, пока Китай был на паузе, — это Филиппины. С рядом компаний там у нас сложились довольно крепкие отношения, что позволяет также поставлять на этот рынок порядка пяти тысяч тонн сухих молочных продуктов ежегодно.
Малайзию и Филиппины уже сейчас можно рассматривать как неплохую альтернативу Китаю. По ценам тоже все складывается удачно. Если экспорт в КНР начинали по 500–600 долларов за тонну, то сегодня сыворотка продается по 800 долларов на условиях FСА. Доставка до Китая стоит примерно 100 долларов за тонну. В России цены значительно ниже, примерно на 150 долларов. Так что продавать сыворотку в Китай, Малайзию и на Филиппины значительно выгоднее.
Если мы хотим проводить диверсификацию, нужно выполнять требования и смелее идти в эти страны. Тем более что Россия заявляет о намерении полностью обеспечить себя молоком в ближайшие пять-семь лет. Если россияне еще поработают над качеством своего продукта, то смогут составить реальную конкуренцию белорусам и за рубежом.
Что мешает активной экспансии? Есть несколько моментов, на которые хочется обратить внимание. Транснациональные компании хотят планировать свою деятельность на длительный период и заключать контракты на полгода или как минимум — на три месяца. Между тем наши предприятия не готовы смотреть вперед дальше, чем на месяц. Когда возникает запрос на поставки по графику в течение нескольких месяцев, рассчитывать практически не на кого. Долгосрочному сотрудничеству, гарантированным платежам на условиях предоплаты в течение всего года, возможности планировать финансы руководители предпочитают поиски разовых клиентов в различных странах в расчете продать чуть дороже.
Кроме того, имея большой опыт международного сотрудничества и хорошо изучив целевые рынки, мы знаем, как важно для успешного экспорта максимально соответствовать всем требованиям (часто специфическим) этих рынков. При поставках сухих молочных продуктов из Беларуси в страны дальнего зарубежья мы сталкиваемся с рядом моментов, которые отнюдь не способствуют диверсификации рынков. Перечислю по пунктам для наглядности.
Имея большой опыт международного сотрудничества и хорошо изучив целевые рынки, мы знаем, как важно для успешного экспорта максимально соответствовать всем требованиям (часто специфическим) этих рынков.
- Температурный режим для перевозки сухих молочных продуктов, согласно белорусским регламентирующим документам, — от 0 до 20 градусов Цельсия, при этом в мире сухие молочные продукты хранятся в гораздо более широком температурном режиме.
- У большинства потребителей установленная норма содержания влаги в сыворотке и СОМ — не более 4 %. Большинство белорусских предприятий ссылаются на СТБ для СОМ сорта «стандарт», производят продукт с влажностью 5 % и под различными предлогами отказываются изготавливать СОМ с содержанием влаги согласно спецификации потребителя.
- У большинства потребителей требование по количеству мезофильных аэробных и факультативно-анаэробных микроорганизмов (КМАФАнМ) — не более 10 000 КОЕ/г. Как правило, белорусские предприятия называют 50 000 КОЕ/г, что существенно ограничивает число возможных покупателей нашей молочной продукции в странах дальнего зарубежья и снижает возможности для диверсификации рынков.
- В 2018 году мы столкнулись с серьезными проблемами качественной упаковки сухих молочных продуктов на белорусских предприятиях. Данный вопрос имеет существенное значение: необходимо обеспечить более тщательный контроль за процессом упаковки и за используемыми при этом материалами.
- Без сертификата «Халяль» невозможны поставки продукции в мусульманские страны. В настоящее время не все предприятия имеют данный сертификат.
Сывороточные ингредиенты? Это специфический продукт, и массово переводить на него производство мы, как мне кажется, еще не готовы. Но, думаю, на каком-то этапе это может сделать «Праймилк». У них же получилось очень хорошо стартануть с концентратами. В этом, безусловно, большая личная заслуга руководителя компании Анатолия Белявского. Посмотрите, как активно он продвигал свою продукцию по всему миру, сколько личной энергии вложил в дело. И в результате предприятию удалось перейти в большей степени на производство высокомаржинальных концентратов, постепенно уходя от сыворотки. Возможно, в будущем ему и другие продукты удастся так продвинуть — «Праймилк» станет флагманом в сегменте сывороточных ингредиентов и пойдет дальше.
Источник: ПРОДУКТ.BY