зимний фон

Как важно быть чемпионом… и «немного авантюристом»

Поставский молочный завод смело можно назвать звездой народного дегустационного конкурса «Чемпион вкуса». Предприятие принимало  участие в этом форуме со старта в 2013 году. Что характерно — стабильно оказывалось в призерах. Менялись игроки, определенные номинации. В конце-концов, прошло более трех лет. Неизменным осталось одно: поставская молочная продукция постоянно оказывалась в числе призеров. Говоря языком математики, в процентном соотношении у нее самая высокая доля первых и вторых мест на всех этапах конкурса, с 2013 по 2016 год.

Не секрет, что многие успехи Поставского молочного на внутреннем и внешних рынках связаны с известным фактом: в 2013 году здесь заработал современный сыродельный цех.

Однако, по мнению директора завода Георгия КОСТЕНЯ, помимо внедрения передовых европейских сыродельных технологий, большую роль в успехах предприятия сыграли кадры — замечательный заводской коллектив. В том числе об этом в откровенном интервью с нашим корреспондентом заявил Георгий Петрович.

Все решают люди

«Мы не знаем, что такое текучка кадров; многие специалисты с хорошим образованием хотят к нам устроиться, но у нас нет вакансий, — начал диалог Георгий Костень. — Меняются руководители, а давно сформировавшийся костяк коллектива — сыроделы, механики, слесари, электрики — трудятся, причем ответственно, на совесть, с пониманием, что не должны допускать ошибок в работе. Следует отметить заслугу корифеев призводства — главного технолога Светланы ГЕРМАНОВИЧ  и начальника производства Татьяны ТИТОВОЙ. Благодаря их профессиональной грамотности, внимательности и скрупулезности, у нас никогда не было проблем с продукцией по микробиологическим и органолептическим характеристикам.

Сегодня предприятие способно переработать более 260 тонн молока в сутки. Мощности завода заметно возросли с вводом в эксплуатацию сырного цеха, который ежедневно требует не менее 200 тонн, что значительно больше, чем выпускают сельхозпредприятия Поставского района».

Для пользы дела нужно уметь рисковать

«Надо быть немного авантюристом, — вспоминает собеседник слова одного из руководителей завода Ивана Юхно, который возглавил предприятие в 2004 году. — Именно Ивану Юльяновичу принадлежит идея создания современного сырного производства. До этого на заводе было небольшое сырное производство, где превалировал ручной труд. В 2010-м начали проектирование, а в 2013-м запустили в эксплуатацию современный цех, оснащенный оборудованием чешской фирмы VPS. Теперь это единый автоматизированный комплекс от приемки молока до упаковки сыра. Все технологические процессы автоматизированы, закрыты от доступа человека. А пока строился цех, мы продолжали выпускать сыр на старых мощностях, в небольших объемах, чтобы не оказаться выброшенными с рынка. Как показало время, это было правильное решение.

Но когда цех построили и ввели в эксплуатацию,  наши поставщики перестали успевать за нашими возможностями. К счастью, заводу разрешили брать сырье в других районах области».

Сыры,  настроение,  роль человека и ассортимент

Сегодня большим потребительским спросом пользуется фасованный сыр. В связи с этим на Поставском предприятии введено в эксплуатацию оборудование:

*по производству сыра мелкой нарезки в виде бруска,  с фиксированной массой 200 г.

*позволяющее осуществлять слайсерную  нарезку  сыра и осуществлять упаковку в модифицированной газовой среде, с фиксированной массой150 г.

Данный комплекс дал возможность выпускать уникальный для Беларуси продукт — тертый «Пармезан».

В ближайшем будущем планируется дополнительно запустить еще одну линию нарезки и довести долю фасованного сыра до 60–80 % для внутреннего рынка. Рентабельность продаж такой продукции возрастает до 13–20 %. 

Как отметил Георгий Костень, переработка — ответственное дело, где чрезвычайно важно иметь качественное сырье. Ведь из плохого молока достойный сыр не сделаешь.

Примером ответственного отношения к делу может служить агрокомбинат «Юбилейный» (Оршанский район) — один из тех поставщиков, у которого налажен строгий контроль качества молока.

«Если ухудшаются показатели, поставщики ищут причины, предпринимают меры, — пояснили на заводе. —  Сегодня уровень рентабельности производства молока может достигать 50 % — за счет качества. Оно постепенно улучшается. Так, доля сорта экстра за этот год в поступающем на завод объеме сырья увеличилась на 20 %. Сейчас активно прорабатывается идея строить собственную молочно-товарную ферму».

«У нас принципиальная позиция: из качественного молока делать хороший молочный продукт, — подчеркивает директор. — Мы хотели, чтобы сырное производство было максимально приближено к классике. Если сыр ««Российский традиционный»» — то на колонне с отделением сыворотки, если «Голландский Премиум» — то с использованием формовочной ванны. Наши сыроделы убеждены, что сыр любит, чтобы его баловали, проявляли к нему внимание. Влияет на продукт и характер человека. Если варить сыр с плохим настроением, он может не получиться».

На заводе выпускают сыры из пласта и насыпью. Для «Грюера», «Триумфа»  характерны запах молока и сливочный вкус с фруктовыми нотками. 

Идем дальше по ассортментной матрице. «Голландский Премиум» и «Российский традиционный», с ярко выраженным сливочным вкусом, — самые титулованные на покупательском рынке. Популярны также «Королевский», «Альпийский» и «Старый Амстердам». Среди 20 видов полутвердых сыров выделяется фирменный «Тызенгауз». А благодаря длительному процессу созревания создаются знаменитые сырные дырки. Такой продукт особенно ценят гурманы.

Наконец, в в этом году удалось получить совершенно новый продукт — сыр «Вильно», имеющий хороший, ярко выраженный вкус выдержанного сыра (срок созревания полгода). Причем, как положено элитному сыру, он созревает в латексном покрытии. Несмотря на то, что в его производстве больше ручного труда, и поэтому выше цена, он уже нашел своих почитателей, интересующихся очередной поставкой на торговые прилавки.

Экспортные ориентиры и внутренний рынок

Фасованный сыр хорошо берут российские партнеры. Предприятие активно работает с крупнейшей сетью «Магнит». Хотя, как признается Георгий Костень, ставка на одного партнера — рисковая политика, но.. «Летом, когда многие молокоперерабатывающие предприятия ощущают проблемы со сбытом продукции, мы не заметили проблем со сбытом, — говорит заместитель директора Александр ТАНАНА. — Благодаря нашей стратегии сотрудничества с сетями напрямую, мы имеем устойчивый сбыт и стабильные денежные потоки. Соответственно это обеспечивает хорошее экономическое положение. «Магнит» научил нас многому. В частности, логистике, предельной внимательности, аккуратности при формировании партий пордукции и отгрузке, выстраиванию отношений с сетями.

Полученный опыт способствовал плодотворному сотрудничеству и с белорусскими компаниями. Основной объем продаж приходится на «Корону», «Бигзз», «Евроопт», «Грин», «Соседи». Стоит отметить очень хорошие партнерские отношения с сетью «Виталюр». Весь год мы работали на предельной мощности, производя 20 тонн сыра в сутки. При этом вся продукция уходила с колес».

«Просчитывая всевозвожные риски, связанные с российским и внутренним рынками, мы начали строить политику диверсификации, — продолжает свою мысль Георгий Костень. — Налаживаются связи с Казахстаном, туда отправлена первая партия сыра. Планируется входить на казахстанский рынок с сырами «Тызенгагуз», «Пармезан Гранд», «Вильно». В молочном производстве нельзя стоять на месте, иначе проиграешь».

Личный и деловой фактор

Тому, что директору необходимо постоянно думать, искать, внедрять  и реализовывать новые идеи, Георгия Петровича последовательно учили  прежние руководители этого уважаемого предприятия.

Придя на Поставский завод в 22 года —  после окончания института, уже за время работы в должности главного инженера он приобрел хороший опыт и освоил все тонкости управения молочным производством.

«На будущий год есть определенные задумки: переоснастить маслоцех, внедрить новые виды упаковки масла, — говорит сегодня Георгий Костень. — Вынашивается идея возродить производство творога. Три года в Поставах его не делают, но потребитель помнит вкус и просит поставский творог. Также на предприятии рассматривают возможность возобновления производства йогурта и казеина. Конечно же, будет совершенствоваться и сырный цех».

Отмечая успехи на финише 2016 года, директор сказал, что особенно коллектив радует полученная прибыль в размере 70 млрд рублей. Объемы переработки молока на одного сотрудника завода на Поставском молочном заводе составляют 25 тонн в месяц — это один из самых высоких показателей в Витебской области. Рентабельность реализации продукции находится на уровне 15 %. Неудивительно, что средняя зарплата на предприятии сегодня превышает 1000 деноминированных рублей. Возможно, это и есть самый лучший результат работы всех служб предприятия —  достойное вознаграждение коллективу за благородный, честный труд.