Один в поле — воин. ООО "БелКристаллСервис"

Директор универсама «У кургана» рассказала о своем опыте перестройки магазина, в котором она работает с первых дней его существования.

Магазинам, которые продолжают (многие не без успеха) конкурировать на торговом поле в одиночку, не впутываясь в сети, приходится придерживаться заданных лидерами темпов. Перейти на количественный учет, создать номенклатурную базу, добавить в штат операторов — чем раньше магазин автоматизируется, тем больше у него шансов. Александра СКВОРЦОВА, директор минского универсама «У кургана», рассказала о своем опыте перестройки магазина, в котором она работает с первых дней его существования.

— Александра Евгеньева, три года назад вы, можно сказать, открылись заново. Чем была вызвана масштабная реконструкция самого магазина и всех процессов в нем?

— Нужно понимать, что у магазина нет будущего без внедрения современных технологий. В современной торговле все должно быть правильно и удобно. Да, можно продолжать работу на суммарном учете, вручную подсчитывать товары и интуитивно заказывать ассортимент. Но вокруг, как грибы, открываются новые магазины, в которых будет все удобнее, лучше и быстрее. Не только для покупателей, но и для работников: от рампы до кассовой линейки. Я считаю, что в современном окружении старый магазин может начинать обратный отсчет, в конце которого его ожидают закрытие или продажа.

— Одиночному магазину сложнее перестроиться и автоматизироваться по сравнению с сетевым аналогом?

— Функционально и количественно автоматизация ничем не отличается. Но финансовая нагрузка ложится более тяжелым бременем на одиночный магазин — у меня нет ресурсов, которые я могу перенаправить из сети в один магазин. Все придется делать своими и кредитными средствами.

— Можете перечислить шаги по автоматизации «У кургана»?

— На всю работу у нас ушло несколько месяцев, хотя можно было сделать и быстрее. Все упиралось в нехватку денег, поэтому кассы меняли постепенно. В конце концов мы проложили сеть, установили программное обеспечение SET Retail, перевели бухгалтерию на «семерку», купили лучшее кассовое оборудование — Wincor Nixdorf.

— Приходилось закрывать магазин?

— Только для инвентаризации. Все, включая расширение торгового зала, делали, продолжая обслуживать покупателей.

— На чем можно экономить и на чем экономили вы?

— За последние 5 лет мы вложили в магазин около 5 млрд недевальвированных рублей. Много это или мало? Конечно, большую часть денег отнял проект по выносному холоду Arneg. Но в автоматизации придерживалась такого же подхода — покупать лучшее оборудование и технологии, которые позволят спокойно работать много лет. Я проверила этот подход на практике: до реконструкции Arneg работал около 20 лет, и мы беды не знали.

— Сколько стоила автоматизация?

— Около четверти месячного оборота магазина.

— Вы отказались от найма собственного системного администратора. Не жалеете?

— Нет, хотя я это чувствую скорее интуитивно. Нашим системным администратором стал «БелКристаллСервис ЦТО». Что-то они делают дистанционно, по другим вопросам приезжают. Я бы не смогла обеспечить собственного администратора в течение полного дня работой.

— На сколько лет теперь хватит сделанного запаса?

— Сложно предсказать скорость технического прогресса. Но все основное сделано. Любая работа теперь — это дополнение, а не полноценная реконструкция.

Комплексная автоматизация торгового предприятия направлена на повышение производительности труда и применение новых методов торговли для получения максимальной прибыли.

Справка «Продукт.BY»

Автоматизация торгового предприятия подразумевает наличие достаточно большого числа сложной компьютерно-вычислительной техники и программного обеспечения.

В последнее время в сфере торговли появился интерес к передаче торговыми организациями на основании договора всего компьютерного оборудования и ПО на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области. Данная процедура получила название «аутсорсинг». Так, группа компаний «БелКристаллСервис» предлагает свои услуги по аутсорсингу обслуживания всего программного обеспечения и компьютерного оборудования предприятий торговли. Главным источником экономии затрат с помощью аутсорсинга является повышение эффективности предприятия в целом и появление возможности освободить соответствующие организационные, финансовые и человеческие ресурсы, чтобы развивать новые направления или сконцентрировать усилия на существующих, требующих повышенного внимания.

Комментарий

Евгений Лапшин, руководитель коммерческого отдела «БелКристаллСервиса»

Формально Александра Скворцова права: начинка локального магазина в области автоматизации на самом деле мало чем отличается — есть кассы, сервер, весы, операторы… И то, что одному магазину финансово приходится тяжелее, — тоже правда. Как и в случае с ценами у поставщиков продуктов питания, торговые сети из-за объемов добиваются скидок и у поставщиков оборудования и ПО.

На то, чтобы автоматизировать магазин под ключ, специалистам ООО «БелКристаллСервис» достаточно одной недели — проложить ЛВС, установить оборудование, программное обеспечение и научить работников им пользоваться. Но основная работа всегда заключается в том, чтобы наладить все бизнес-процессы, забыть старые принципы работы и, конечно, наполнить свою номенклатурную базу. Для ускорения работ, конечно, можно скопировать номенклатуру с действующего автоматизированного магазина аналогичного формата, но дело в том, что вместе с чужой номенклатурной базой прокрадутся и все чужие ошибки. Лучше посадить операторов и потратить месяц на то, чтобы создать свою чистую базу с нуля. Опять же, торговые сети при открытии очередного магазина этот этап пропускают.

Когда база готова, в магазине проходит инвентаризация для определения начальных остатков. И все! Начинается работа в количественном учете. Но это и есть тот самый сложный и болезненный период. Особенно для тех, кто давно работает и «привык». Нам иногда приходится слышать от них: «Программа считает неправильно». Например, когда инвентаризация показывает недостачу, а все это время люди продолжают работать «по-старинке» на торговом предприятии с внедренной системой количественного учета! Вы доверяете калькулятору? Может ли он ошибаться? Мы рекомендуем установить систему видеоконтроля кассовых операций SET Prisma Predict и несколько видеокамер на рампе — вопросы сразу исчезают.

Автоматизация магазина давно перешла из разряда излишеств или баловства, превратившись в жизненно-необходимый инструмент работы современного магазина.

220036, Беларусь, г. Минск, ул. К. Либкнехта, 68, 133 Тел.: (017) 208-65-96 тел./факс: (017) 213-52-64 e-mail: bcs@belcrystal.by www.belcrystal.by