Торговые розничные откровения. Россия — Беларусь

В 2016 году проявились достаточно яркие тенденции, определяющие развитие ритейла в нашей стране и в России, наиболее близкой нам по духу и стилю державы. Вот об этих параллелях, зафиксированных в сентябре, и поговорим. Новостей хватало. Подвести их к общему знаменателю было сложнее.

Наука, которая знает все, или О торговой статистике в России

На сентябрьской выставке WorldFood в Москве были озвучены весьма интересные цифры. Итак, за первые полгода 2016-го российский ритейл прибавил 9 % в стоимостном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2015-го. Аналитик компании «GfK Русь» Елена Самодурова даже сделала довольно смелый прогноз: насчет того, что в следующем году рынок вырастет еще на 8 %.

Некоторые основания для подобного оптимизма имеются. Несмотря на острые кризисные явления, снижение уровня доходов населения и прочие страшилки, потребительский чек в России предметно вырос. За шесть месяцев 2016 года частота покупок увеличилась на 5,9 %, размер чека в рублях подрос на 3,1 %. Хотя говорить о некоем позитивном тренде для российского потребителя (в разрезе потребления продуктов питания) затруднительно. В натуральном выражении продажи продуктов питания в России за этот период даже упали на 0,1 %. Зато категория «Товары для животных» дала плюс 16,0 % к прошлогодним значениям. Это уже повод для грустных юмористических обобщений, не актуальных для нашего издания.

Ну а мы вернемся к категории «Продукты питания». В Беларуси такая статистика тоже имеется, но в данном блоке все же есть смысл оценить российский фронт. Итак, в натуральном выражении потребление увеличилось в категории «Cвежие овощи и фрукты» — плюс 4 % к прошлым значениям. Дело в том, что цена на яблоки, бананы и арбузы по сравнению с прошлым годом в России снизилась. Да и дешевые морковь, лук, свекла пользовались повышенным спросом. Логика потребления более чем прозрачна. Одновременно в России увеличилось потребление базовых молочных продуктов. Речь идет о сметане (плюс 4 %), твороге (плюс 6 %), йогурте (плюс 8 %), ряженке (плюс 3 %).

Категория «Мясо и полуфабрикаты» стала сегментом, где была зафиксирована устойчивая положительная динамика и самая большая скидка по промоакциям. Хотя… Колбаса показала минус 11 % к уровню прошлогодних продаж. В Европе этот продукт активно предают анафеме, и отголоски проклятий активно доносятся до России и Беларуси, влияя на выбор потребителей. При этом в категории «Рыба и морепродукты» существенно просели показатели по свежей и замороженной рыбе, сельди и морепродуктам. И опять же все логично. Рост цен на эту категорию продуктов превысил значения инфляции. В натуральном объеме морепродукты потеряли 31 % к значениям 2015 года, свежая и замороженная рыба — минус 5 %, сельдь — минус 9 %.

Аналитики отмечают, что покупатели вышеупомянутых категорий переключились на птицу и мясные полуфабрикаты, провозгласив новый слоган: «Отныне лучшая рыба — это курица».

Суров закон, но он закон

Эту латинскую мудрость из «римского права» вспомнил правовед и президент России Владимир Путин, встречаясь в середине сентября с представителями «Единой России». Путин заявил, что ему доподлинно известно о попытках ритейлеров компенсировать потери от нового торгового закона. Как известно, еще в июне Госдума утвердила поправки в Закон «О торговле», лихо срезав допустимый размер выплат производителей ритейлерам до 5 % и одновременно ускорив взаиморасчет между партнерами (документ предполагает уменьшение отсрочек по оплате до 8–30 дней вместо действующих 10–45 дней — в зависимости от длительности хранения продукции).

Разумеется, такой «крутой поворот» много кому оказался не по душе. И Владимир Путин в доступном ключе изложил свое видение ситуации: «Я знаю о том, что сейчас пытаются отыграть назад, открутить этот счетчик, с тем чтобы, потеряв на полках, выплатах за место на этих полках и еще за что-то, получить… то же самое, но другим способом: на штрафах, еще на чем-то».

Его реплику можно перевести так: «Мы — против». Сказано — сделано. И вот уже принято решение, что контролировать процессы новых вариантов «сравнительно честного отъема денег у поставщиков» будет Федеральная антимонопольная служба. Она мгновенно заявила о том, что ограничит штрафы «со стороны ритейлеров». Забавно, но сами ритейлеры решили возглавить этот своеобразный марш за справедливость и на всех углах рассказывают о том, что «сегодня особенно важно учитывать соразмерность штрафа и величины ущерба».

По словам главы российской Ассоциации компаний розничной торговли Ильи Ломакина-Румянцева, «следует руководствоваться экономической обоснованностью штрафов». Он также поведал общественности, что комиссия по кодексу взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров, кодексу добросовестных практик рекомендовала установить 15%-ные штрафы.

Наш эксперт Виктор Маргелов так характеризует ситуацию: «Если б не было крупных сетей, не нужно было бы писать законов, ограничивающих их возможности. Со стороны это напоминает попытку перевести волка на растительный рацион. Естественно, на такую диету волк согласится только под дулом пистолета. Но явно не навсегда, все время ходить с пистолетом сегодня не модно. Попутно семь шкур снимут с импортеров под маркой заботы о своих производителях и поставщиках. А потом сети научатся обходить все эти рогатки. Кстати, в Беларуси ситуация стратегически во многом схожа с российской, но у нас другие возможности, да и на кону абсолютно иные деньги».

Новая аббревиатура. Осенне-весенняя

С середины сентября белорусский Минторг можно официально именовать по-новому, а именно — МАРТ: Министерство антимонопольного регулирования и торговли. Возглавляет его прежний министр торговли Владимир Колтович. Он уже 15 сентября провел энергичную пресс-конференцию, а также выступил в программе «Надо разобраться» у руководителя ОНТ Григория Киселя. В целом Колтович говорит достаточно прямо и откровенно о проблемах и о том, как обновленное министерство будет их решать. Точно так же он заявляет о реальных достижениях, которые можно потрогать. В частности, о том, что в Беларуси цены ни на что уже практически не регулируются, но при этом не растут, поскольку реально отражают потребительский спрос.

«Работают нормальные рыночные механизмы, — сказал он фразу, которую по тем или иным причинам давно не позволяли себе чиновники такого ранга в Беларуси. — По индексу потребительских цен у нас в августе — 99 %. И если взять индекс потребительских цен с марта, то мы каждый месяц минусовали. Это статистика. Там все видно и понятно».

Глава МАРТа также сказал, что поставки импортных товаров не будут искусственно сдерживаться. Он, по сути, заявил о том, что отрывания голов в торговле за высокие надбавки не будет: «Если ты сегодня можешь поставить торговую надбавку 80 %, продать товар и заплатить налоги, то никто не вправе тебе предъявить претензии. Потому что торговые надбавки не регулируются».

Он также не стал скрывать того факта, что в Беларуси не хватает опыта и культуры ведения антимонопольной деятельности, и данные пробелы будут решаться, в том числе, с помощью российских коллег.

Союзы меча и орала

Своеобразной проверкой на способность объединять воедино слова и дела для МАРТа может стать, к примеру, набившая нам всем оскомину история с общественными (изначально) обществами за права потребителей. На деле они давно превратились в коммерческие структуры с шикарным доходом и возможностями терроризировать отечественную торговлю дикими штрафами за мелкие правонарушения. Совещание по данной проблеме министр уже провел, выводы сделал.

Виктор Маргелов полагает, что история с обогащением этих, «по сути, лжепредпринимательских структур, бойко оперировавших терминами о потребительской безопасности и здоровье наших детей-кровиночек», начиналась с того момента, когда государство взяло курс на ужесточение штрафных санкций, несоразмерность их нарушениям. Грубо говоря, когда стало возможным выставить штраф за просроченную на несколько часов булочку на уровне 30 базовых величин».

О том, как на этом ужесточении ответственности за достаточно небольшие нарушения научились зарабатывать стихийные борцы за права потребителей, создавшие всевозможные ООО и курсы по обучению торговых работников, мы писали не раз. Повторяться не хочется. Гораздо интереснее будет посмотреть, что станет с данными структурами дальше. Есть информация, что МАРТ на законодательном уровне уже инициировал установление нижних уровней штрафных санкций — от одной базовой. С такой «маржой» борцам за права потребителей будет работать уже не так интересно. Смеем предположить.

Вековая дата

Ровно 100 лет назад, 6 сентября 1916 года, открылся первый в мире супермаркет. Так считают в США. Именно там бакалейщик Кларенс Сондерс открыл магазин самообслуживания в Мемфисе (штат Теннесси, США). Для своего времени это была революция. Ведь раньше список покупок просто отдавали продавцу, и он собирал их сам. Тем, кто это делал лучше, доверяли охотнее.

В Европе одним из первых супермаркетов считается тот, что был открыт бывшим военным моряком Патриком Гальвани в 1951 году в Южном Лондоне (у него, кстати, тоже юбилей — 65 лет). Формат сразу же приобрел жуткую популярность: если среднестатистический британский магазинчик приносил около 100 фунтов в неделю, то супермаркет Гальвани зарабатывал за тот же срок 1000 фунтов.

Владимир Ильин, профессор факультета социологии Санкт-Петербургского университета, так оценил перспективы юбиляра: «Супермаркеты и торговые центры опираются на новую модель покупательского поведения. В традиционной модели, когда человек осознал свою потребность (например, проголодался), он шел на рынок и искал нужный товар. Все было предельно рационально. Однако еще в конце XIX века появились универмаги, позволявшие наслаждаться не только купленным товаром, но и процессом его выбора. Затем универмаги начали превращаться в торговые и торгово-развлекательные центры, своего рода храмы потребительства, а покупка товаров стала шопингом, этаким стилем жизни.

Долго ли будет длиться век торговых центров? В той же Америке, где торговый центр когда-то начался, этот век, кажется, близится к закату. Во многих местах стоят пустые, разрушающиеся моллы. На смену им идет интернет-торговля, шопинг сдвигается в онлайн. Парадокс: человек сегодня идет в молл, чтобы посмотреть, погулять, примерить, а потом заказывает в Интернете все найденное. Само общество потребления порождает немало тупиков. Классическое потребительство, опирающееся на простой принцип «чем больше, тем лучше», сталкивается с острой критикой».

Что выйдет из этих тенденций? Скоро увидим. Наверное…