Развитие малой розницы, или Ренессанс несетевой торговли

Тенденции и возможности мировой и белорусской розницы стали темой доклада руководителя направления по работе с розничными сетями Nielsen Беларусь Валентина СОКОЛОВСКОГО на III Открытой конференции производителей и продавцов TRADE DIALOG. Как часто и куда люди ходят за покупками, какие магазины предпочитают? Эти и другие вопросы — предмет исследования компании.

Белорусы становятся оптимистичнее. Такой вывод сделан на основании ответов жителей Беларуси, которые считают, что ближайший год будет удачным для совершения покупок, оптимистично настроены насчет своего финансового состояния и перспектив работы. Примечательно, что личное финансовое состояние респонденты никак не связывают с последними: людей, которые считают, что у них хорошее финансовое состояние, в три раза больше, чем тех, кто полагает, что у них хорошие перспективы работы. В то же время более половины опрошенных уверены, что кризис будет, он есть и останется. Кризис сильно повлиял на отношение белорусов к деньгам. Люди понимают, что нужна подушка безопасности: как только появляются свободные деньги, 28 % опрошенных откладывают их на сбережения.  

Сегодня людей волнуют проблемы экономики. Цены на продукты за долгое время вышли на второе место по уровню беспокойства. Несмотря на то, что денег стало больше, многие люди по-прежнему собираются экономить на одежде и развлечениях вне дома. И это — возможность для розничной торговли, потому что у населения есть потребность в эмоциях. Для ритейла — это прекрасная возможность дать эмоции новому покупателю, более молодому, образованному, требовательному.

Как показало исследование, основной покупатель — женщины от 25 до 50 лет. Причем в Минске покупателей-мужчин 30 %. Это больше, чем в любой столице стран-соседок. В среднем покупатель областного центра на 10 лет старше, чем покупатель столицы. В Беларуси также повторяется сценарий России «Москва — и вся остальная страна». И у нас Минск и областные центры становятся достаточно разными. Если раньше тенденции Минска доходили до регионов, то сейчас этого не происходит. Половина минчан к тому же переключилась с больших покупок на более частые походы в магазин. При этом маленькой считается покупка на сумму около 30 рублей, большой — более 55 рублей. Если взять областные центры, там разница будет около 7 рублей.

Одна из особенностей покупателей — склонность к незапланированным покупкам. Самая популярная импульсная категория товаров — готовые изделия из мяса. Один из двух покупателей приобретает шоколад или печенье, хотя и не планирует эту покупку заранее. Очень продуманная категория — алкоголь. Внутри магазина люди склонны что-то выбирать, переключаться на новинки, но на новый магазин — нет. В областных центрах наоборот: акция — и все побежали в новый магазин.

Между тем международная группа экспертов считает ритейл одной из самых технологически отсталых отраслей. Ритейлеры долго фокусировались на технической части, на оборудовании, логистике, складах, кассовом оборудовании и совершенно упустили тот момент, когда покупатель поменялся. Иными словами, перестали отвечать желаниям покупателя. Поэтому сейчас он должен быть в центре внимания, с двойной энергией необходимо реагировать на его нужды, предпочтения и пожелания, чтобы удержать в традиционной рознице, не допустить оттока в другие каналы.

В мире растет и развивается малый формат. Покупатель хочет получить адресное предложение. Самым растущим каналом становятся специализированные магазины: молочные, пивные, кондитерские и т. д. Люди отвыкают от того, чтобы прийти и купить все в одной точке. Они переключаются на маленькие магазины, и им это нравится. В Минске наблюдается ренессанс несетевой торговли. В таких магазинах покупатель тратит меньше денег, но ходит туда чаще.

Как отметил Валентин Соколовский, современный покупатель — больше городской, молодой. Люди хотят экономить, но они тратят деньги с удовольствием, готовы пробовать, изучают товары перед покупкой, и они ценят позитивный опыт — свой или чужой.

Сейчас четверть населения составляют миллениалы. Через 20 лет это будет поколение с самой большой покупательной способностью. Уже сегодня они готовы тратить здесь и сейчас. Эксперты рекомендуют искать покупателей и говорить с ними на одном языке.

Урбанизация, меньший формат семьи, изменение роли женщины — основные факторы, влияющие на торговлю. Люди стали чаще искать информацию или отзыв о товаре. При этом около половины таких покупателей готовы делиться опытом покупки даже продовольственных товаров.

Все чаще покупатель ищет баланс между теми товарами, к которым он привык с детства, и теми, которые появились сегодня. С учетом этого производителю надо очень четко отслеживать тренды: не стесняться копировать практики конкурентов, где-то быть на шаг впереди, не надо бояться экспериментировать. Запуск новинок все больше становится искусством. К слову, чтобы вывести новый товар на рынок, промоакции — не очень удачная идея. На промо обычно ищут те продукты, которые уже попробовали. Многие покупатели говорят, что устали от промо, и акции никак не влияют на их выбор. Людям, которые следят за ценой, это также мешает. Из-за большого количества акций утрачивается понятие регулярной цены.

Источник: Produkt.by